Аналитика и комментарии

06 декабря 2012

ДБО для юридических лиц -новые тренды, новое содержание

Финансово-кредитные организации в условиях обостряющейся конкуренции проявляют все больший интерес к высокотехнологичным комплексным решениям в сфере ДБО. Речь уже не идет только о том, чтобы организовать документооборот - банки стремятся занять проактивную позицию, получить инструмент, который позволит им не только предлагать клиентам востребованные продукты, но и предугадывать их пожелания. О том, как отвечает на эти современные вызовы Группа компаний BSS, рассказал в интервью НБЖ генеральный директор 000 «Банк Софт Системе» (компания BSS) Михаил ВАСИЛЬЕВ.

НБЖ: Расскажите, пожалуйста, об основных тенденциях на рынке ДБО в этом году. Повышается ли интерес банков к решениям, связанным с дистанционно-банковским обслуживанием клиентов?

М. ВАСИЛЬЕВ: Интерес к ДБО со стороны банков стабильно высокий, и это вполне объяснимо: в качестве технологического сервиса ДБО становится неотъемлемой частью бизнеса с точки зрения банковского обслуживания не только юридических, но и физических лиц. Границы стираются.

НБЖ: Но и в том и в другом случае ДБО остается ДБО.

М. ВАСИЛЬЕВ: Да, название не меняется, чего не скажешь о содержании. На сегодняшний день ДБО - это развитие и мобильных каналов доступа к услугам, и различных форм доступа. Это первый момент, который я хотел бы отметить.

Второй момент - это насыщение дистанционных сервисов принципиально новым содержанием. Мобильные решения сами по себе не новы, новым является то, что их разработка повернулась в сторону обслуживания юридических лиц. Мы считаем это очень своевременной тенденцией и уверены, что это открывает интересные возможности и для банков, и для компаний-интеграторов.

Третий момент - обеспечение безопасности при использовании ДБО. С одной стороны, налицо использование традиционных средств, с другой - открывается огромный пласт потенциально новых возможностей по обеспечению безопасности. Речь идет о биометрии и о других эффективных видах аутентификации клиента.

НБЖ: Наверное, одна из самых интересных тенденций из отмеченных вами -поворот ДБО к юридическим лицам.

М. ВАСИЛЬЕВ: Соглашусь с вами. Как только интерес банков повернулся в сторону мобильных решений для юридических лиц, поменялись требования к информации о клиенте. Речь теперь идет не только о создании стандартной системы документооборота между юрлицом и банком, но и о налаживании систем подготовки и просмотра вспомогательной хозяйственной аналитики, которую банк может получать от клиента, а может предоставлять ему. И это неизбежно приводит к изменению отношений между ними: по сути, налицо сближение банка с хозяйственной деятельностью клиента.

Казалось бы, это общая фраза, но на деле данное сближение становится вполне реальным в связи с возможностью юридических лиц взаимодействовать в электронном виде как между собой, так и с государством, обеспечивать счета, счета-фактуры, защищенный хозяйственный электронный документооборот, выход на электронные торговые площадки и пр. Это важно и для банка, ведь у финансово-кредитной организации появляется возможность «знать своего клиента» не на словах, а на деле. Отсюда снижение рисковой составляющей     при     взаимодействии банка с юрлицом, возможность предугадывать потребности клиента и предлагать нужный ему продукт - не только типовой продукт на стандартных условиях, но и банковский продукт, «заточенный» под конкретного клиента с учетом особенностей его хозяйственной деятельности. Таким образом, ДБО превращается из системы документооборота, как это было раньше, в «витрину» продаж банковских продуктов.

Наконец, такое сближение позволяет банку оказывать консультационные услуги клиенту, а для многих компаний малого и среднего бизнеса, для предпринимателей, которые, возможно, только-только делают первые шаги, это очень важно.

НБЖ: «Витрина» продуктов - это очень хорошо, но любая витрина нуждается в безопасности. Особенно она нуждается в ней, наверное, в связи с грядущим вступлением в силу Закона «О национальной платежной системе». Формирует ли этот момент какую-то новую тенденцию или новые требования со стороны банков по отношению к разработкам в сфере ДБО?

М. ВАСИЛЬЕВ: Да, конечно. Мы, понимая этот тренд и то, что это только начало повышенных требований к безопасности, сформировали в рамках нашего холдинга компанию «БСС-Безопасность» с соответствующей компетенцией. «БСС-Безопасность» - это и удостоверяющий центр, и продуктовые линейки, и услуги по сертификации, аттестации в сфере информационной безопасности и т.д. Так что мы готовы к новым условиям, которые выдвигают сейчас банки и которые к банкам предъявляют регулятор и государство в связи с 210-ФЗ. Готовы в том числе потому, что мы работаем с государственными организациями. А их требования к обеспечению информационной безопасности намного выше, чем требования финансово-кредитных организаций на данный момент.

НБЖ: Насколько я помню, в Группу компаний BSS помимо «БСС-Безопасность» входят еще «классический» BSS, «БСС-Инжиниринг» и «Единая Точка Контакта». Оказывает ли растущий спрос на решения ДБО влияние на распределение компетенций между этими компаниями?

М.ВАСИЛЬЕВ: Радикально - нет, у всех перечисленных вами компаний, которые, кстати, являются самостоятельными юридическими лицами, свои миссии и свои четкие компетенции. Сегодня группа BSS - это четыре компании. Структурно БСС помимо головного офиса в Москве включает филиалы в Санкт-Петербурге и в Ижевске, а также представительство в Казахстане. «Классический» BSS - это разработчик решений для банковской сферы, то есть технологии и инновации. Миссия «БСС-Инжиниринг» - интеграция, создание пространства доверия между интегратором и банком, с одной стороны, и банком и его клиентами, с другой. «Единая Точка Контакта» - это предоставление сервисов e-invoicing в удобной форме, в формате открытой оферты. «БСС-Безопасность» - это обеспечение юридической значимости, информационной безопасности и всего, что с ней связано. Таким образом, налицо четыре важных компонента, взаимно дополняющих друг друга.

НБЖ: А какая модель встречается чаще -банки сотрудничают со всеми четырьмя компонентами или с одной из организаций, входящих в Группу компаний? Возможна ли ситуация, при которой между компонентами Группы возникает конкуренция за один и тот же банк?

М. ВАСИЛЬЕВ: Что касается моделей, то используется и та и другая. Если говорить о конкуренции, то она маловероятна в силу специализации участников Группы: компании оказывают разный набор услуг, «закрывают» разные участки. И достаточно часто возникает ситуация, когда банк изначально сотрудничал, например, с BSS, а потом стал проявлять интерес к услугам и решениям, разработанным «БСС-Инжиниринг» или «БСС-Безопасность». Это нормальная рыночная ситуация, которую можно только приветствовать.

НБЖ: А если говорить о конкуренции в целом на рынке решений ДБО, насколько она остра и за счет чего BSS выдерживает ее?

М. ВАСИЛЬЕВ: В этом сегменте конкуренция всегда была и остается острой. А удерживать свои позиции на рынке нам позволяет работа в группе. Благодаря этому мы способны решать комплексные задачи. На сегодняшний день большинство проектов, реализуемых банками, являются комплексными, речь уже не идет о латании «дыр», например об обеспечении информационной безопасности одного «узла» в системе. Комплексные задачи должны решаться комплексно, и с этой точки зрения у Группы, выступающей монолитом, есть объективные конкурентные преимущества перед другими разработчиками и интеграторами.

Представьте себе, что некая компания занимается только решениями в сфере информационной безопасности, а банк хочет реализовать проект сервисного наполнения системы ДБО. Такой компании волей-неволей придется искать себе партнера, что неизбежно отразится на конечной стоимости проекта для потребителя, в данном случае для банка-заказчика. Мы же можем предложить абсолютно рыночные цены и, что принципиально важно, можем разумно регулировать их с учетом возможностей и потребностей заказчика. Естественно, это предоставляет Группе и компаниям, входящим в нее, серьезные конкурентные преимущества по сравнению с другими участниками рынка. Кроме того, мы поддерживаем тесные продуктивные отношения с ИТ-компаниями, поставщиками смежных технических решений, дополняющих наш портфель, например, в части средств аутентификации, обеспечения безопасности пользователей ДБО и др.

НБЖ: То, о чем вы говорите, наверное, тоже следует отнести к новым тенденциям. Банки все больше интересуются комплексными решениями, а не латанием локальных «дыр» в своих системах?

М. ВАСИЛЬЕВ: Совершенно верно. Таких проектов становится в последнее время гораздо больше. Принципиальную важность приобретает наличие у компании проактивной позиции и умения разговаривать с заказчиками на понятном им языке. В случае с банками это язык бизнеса, в случае с госпредприятиями - язык эффективности решения тех политических задач, которые на сегодняшний день стоят перед органами государственного управления. В случае с ритейловыми компаниями это опять-таки язык бизнеса и только бизнеса.

НБЖ: Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных проектах для банков, которые BSS реализовала в 2012 году.

М. ВАСИЛЬЕВ: Я бы хотел отметить четыре проекта: Сбербанк - внедрение системы ДБО для юридических лиц, Газпромбанк и ВТБ - решения в области развития систем Cash Management, СКБ-Банк. Проект в СКБ-Банке очень интересен как с точки зрения эффективного взаимодействия внутри Группы компаний, так и в части реализованного продукта. СКБ-Банк - один из самых активных пользователей решений ДБО от BSS. Сделав ставку на технологическое лидерство, банк профессионально развивает дистанционные сервисы как для юридических, так и для физических лиц. Силами специалистов компании «БСС-Инжиниринг» в банке запущен пилотный проект подключения к СМЭВ на базе интеграционного решения «BSS e-Government Gate» для обмена информацией о начислениях и платежах между банком, Федеральным казначейством и органами власти.

НБЖ: Интересный набор: три госбанка и один крупный региональный банк.

М. ВАСИЛЬЕВ: Многие из названных мной проектов рассчитаны не на один месяц и даже не на один год. Проект в Сбербанке, например, это не внедрение «коробки», проведенное по принципу «установили и ушли». В ходе реализации он наполняется новым содержанием, а система ДБО - новыми возможностями и функционалом.

НБЖ: Иногда приходится слышать, что банки раздражает «долгосрочное™» некоторых проектов.

М. ВАСИЛЬЕВ: Раздражает, если сроки затягиваются без объективных причин, или они вообще не были четко прописаны при заключении соглашения, или бизнес-процессы оказались недостаточно   «простроенными».   Сегодня   банки прекрасно понимают, что ДБО меняет не только показатели доходности бизнеса, но и имидж банка, его восприятие клиентами. Именно это подвигает к тому, чтобы не экономить финансовые ресурсы, когда речь идет об использовании технических инноваций. Те новации, которые крупные банки публично декларируют в части обеспечения услугами ДБО юридических лиц, поддерживаются нашими продуктовыми предложениями и проектными решениями.

Я повторюсь еще раз: сейчас ДБО для юридических лиц - это новая тенденция на банковском рынке. Плюс от реализации таких проектов не только в получении новых технологических возможностей, но и в том, что он чрезвычайно привлекательно выглядит для клиентов - юридических лиц. А для нас участие в подобном проекте - это уникальная проверка технологичности наших решений. Я считаю, что на сегодняшний день ни один поставщик в сфере ДБО не имеет портфолио, аналогичного нашему. 

Беседовала: Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку