Аналитика и комментарии

16 ноября 2012

Бизнес диктует задачи для ИТ

Первый заместитель управляющего директора компании «Техносерв» Евгений ЗАКРЕПИН и заместитель генерального директора по работе с финансовыми организациями компании «Техносерв Консалтинг» Ольга РУБЦОВА в интервью НБЖ рассказали об особенностях развития информационных технологий в банковской сфере.

НБЖ: Как изменились ИТ-стратегии кредитных организаций в связи с ужесточением конкурентной борьбы на банковском рынке?

Е. ЗАКРЕПИН: В основе любой ИТ-стратегии лежит бизнес-стратегия банка. ИТ-стратегия зависит от того, по какому пути идет кредитная организация: предоставление универсальных услуг для корпоративных клиентов, широкого спектра розничных услуг или же развитие инвестиционного банкинга.

В настоящее время влияние бизнеса на информационные технологии очень велико. ИТ-архитектура и все дальнейшие «слои» ИТ создаются исключительно под насущные нужды банковского бизнеса.

Сейчас можно говорить об усилении контроля за эффективностью использования средств, вложенных в ИТ, поскольку перед бизнесом остро стоит вопрос эффективности непосредственно банковских операций. Правило «средства, вложенные в ИТ, должны работать на общую стратегию банка» является обязательным к исполнению.

0. РУБЦОВА: Раньше многие банки развивались эволюционным путем. Очень часто такого понятия, как ИТ-стратегия, в кредитных организациях не существовало. Был набор задач, требующих автоматизации. И эти задачи решали, как правило, двумя путями. Это были либо «наколенные», «заплаточные» решения, способные быстро закрыть текущую локальную проблему, либо банки пытались решить все задачи сразу и занимались большими комплексными проектами на базе одной системы. Сейчас тенденция явно изменилась, потому что именно бизнес диктует ИТ-стратегию банка. Бизнесу важно получать быстрые победы, но при этом делать это не в ущерб своему будущему, то есть необходимо внедрять системы, которые принесут максимально быстрый результат, но при этом будут иметь большой потенциал как по развитию, так и по своей масштабируемости, отказоустойчивости, надежности, способности корректно вписаться в общую ИТ-архитектуру банка.

Е. ЗАКРЕПИН: И ярким примером является наше сотрудничество с банком ВТБ24, где надо было в течение трех месяцев запустить совершенно новую систему, которая бы автоматизировала полностью все процессы работы с проблемными активами. Проект реализовывался силами Группы компаний «Техносерв» на базе нашего решения «TSC Collection Siebel Solution». Уже через полтора месяца после запуска системы в промышленную эксплуатацию инвестиции в нее были полностью окуплены. Это был кризисный 2009 год, тем не менее банк по результатам года показал очень хорошие финансовые результаты, в том числе во многом благодаря существенному повышению сбора долгов.

НБЖ: Можно ли говорить о том, что стратегия развития ИТ зависит от масштаба банка?

Е. ЗАКРЕПИН: Крупные банки сегодня хотят иметь лучшие решения, проверенные на западных финансовых организациях и «заточенные» под российский рынок. У банкиров возникают вполне закономерные вопросы: где решение уже было установлено, какие при этом наблюдались плюсы и минусы, как быстро система была внедрена? Бизнес не будет ждать результатов пять лет, он требует их сейчас.

0. РУБЦОВА: В глобальном смысле ИТ-стратегии сейчас не сильно зависят от масштабов бизнеса. Сегодня все банки независимо от их размера понимают, что необходимо иметь единый клиентский и продуктовый каталоги, единый фронт-офис, автоматизированный документооборот, ВРМ-систему, кредитный конвейер и т.д. Гораздо в большей степени кредитные организации отличаются тактикой реализации этих стратегий. В первую очередь, это выражается непосредственно в тех конкретных ИТ-системах, которые они выбирают.

Кроме того, тактика с точки зрения последовательности решаемых задач и, соответственно, внедрения систем может быть разной. Также существенное влияние оказывают не только масштаб и объемы бизнеса, но и «историческое наследие», которое есть у банка. Например, такие банки, как Сбербанк, уже обладают большим количеством разных систем, и их наличие может оказаться чуть ли не решающим фактором при старте новых проектов. А, например, «Тинькофф Кредитные системы» или Связной Банк начинали бизнес с чистого листа и имели возможность сразу создавать идеальную с точки зрения ИТ ситуацию.

НБЖ: Раньше банки делали ставку на собственные ИТ-команды, не доверяя сторонним специалистам. Что изменилось во взаимоотношениях кредитных организаций и вендоров?

Е. ЗАКРЕПИН: Мне кажется, это тоже вопрос тактики. Каждый банк, внедряя какое-то приложение, сам решает, делать это за счет собственных ресурсов или привлечь интеграторов. В любом случае его задача - максимально быстро выйти на рынок с новой услугой, зарабатывая тем самым прибыль. Все остальные задачи второстепенны.

0. РУБЦОВА: На рынке существуют две тенденции. Первая - создание собственной ИТ-компании при банке, что могут позволить себе только самые крупные кредитные организации. Вторая - передача ИТ на аутсорсинг, потому что главная задача банка - это бизнес, а не ИТ. Привлечение профессиональных компаний, ИТ-интеграторов, позволяет не только сократить бюджет, но и, что очень важно, минимизировать риски как при реализации самого проекта, так и при дальнейшей его поддержке.

НБЖ: Может ли самописное ПО оставаться эффективным инструментом в условиях обострившейся конкуренции?

Е. ЗАКРЕПИН: Мы не против собственных разработок, у нас есть готовые банковские приложения, которые созданы нашими программистами. Не секрет, что в некоторых крупных банках существуют собственные команды, разрабатывающие ПО и нормально поддерживающие бизнес-функции банка. Вопрос, который при этом возникает, - это риск зависимости будущего развития всего банка от этой команды, от главного разработчика или архитектора.

0. РУБЦОВА: Важно добавить, что самописное ПО зачастую обладает хорошим функционалом, потому что учитывает специфику данного банка и решает конкретную задачу именно для него. Но при этом часто такие системы не удовлетворяют темпам роста банка. В результате, обладая неплохим функционалом и возможностями, они физически не справляются с возрастающей нагрузкой. Это одна из главных причин, почему банки переходят на промышленные системы.

НБЖ: Насколько успешно решается вендорами проблема интеграции и адаптации программных решений западных вендоров для российских банков?

0. РУБЦОВА: Если посмотреть на банк, то все системы в нем можно разделить на корсистемы (автоматизированные банковские системы) и все, что находится рядом: ВРМ, CRM, фронт, call-центры и т.д.

Если речь идет о последних системах (не АБС), то большинство банков переходят на промышленные западные решения, которые не требуют учета специфики российского банковского бизнеса. При этом они легко адаптируются к нашим условиям, и количество подобных успешных внедрений в российском банковском секторе - хорошее тому подтверждение.

Большинство крупнейших ИТ-проектов в России связано с внедрением именно западных систем. В Сбербанке, например, это и внедрение корпоративного и розничного CRM на базе Oracle Siebel CRM, и создание базы знаний на IBM Filenet, и многие другие проекты.

ВТБ24 в качестве стратегического вендора и партнера выбрал корпорацию Oracle. Именно на базе их решений банк реализует ключевые проекты.

Также кредитные организации часто выбирают западные системы для автоматизации бэк-офисных функций. К примеру, разработки SAP отлично решают задачи в области HR, бюджетирования, административно-хозяйственной деятельности, управления недвижимостью.

В этом у западных решений большие преимущества: они обладают богатым функционалом, позволяют в кратчайшие сроки получить быстрый результат. Причем, внедряя их, отечественные банки получают некий западный опыт, так называемые «лучшие практики».

Совершенно другая история с кор-системами, с внедрением автоматизированных банковских систем. Здесь российская специфика, связанная с законодательством, бухгалтерским учетом, регуляторной отчетностью, становится ключевым фактором. Для того чтобы внедрение было эффективным, требуется существенный объем адаптации системы вплоть до разработки принципиально нового функционала, который изначально в системах не предусмотрен. Поэтому такие проекты занимают достаточно много времени, они трудоемкие, связаны с большим количеством рисков. К внедрению и выбору западного решения в качестве основной корсистемы банки подходят более взвешенно. К сожалению, на текущий момент на российском рынке успешных внедрений западных решений в качестве АБС крайне мало.

НБЖ: На западные приложения какого функционала растет спрос со стороны отечественных банков?

0. РУБЦОВА: В первую очередь, растет спрос на единый банковский фронт. Как правило, все отдельные бизнес-процессы уже автоматизированы: у всех банков есть основные системы, поддерживающие бизнес, позволяющие продавать кредиты, открывать вклады, собирать долги и т.д. Главная сложность заключается в том, что необходимый для продажи и обслуживания клиентов объем информации находится в разрозненных местах и сотрудник вынужден работать одновременно в нескольких системах. Стандартная ситуация, когда клиент, позвонив в call-центр, приходит в отделение, а там не знают о его звонке. Это негативно влияет на лояльность клиента и увеличивает стоимость обслуживания клиента. Поэтому неудивительно, что для многих банков задача внедрения единого фронт-офисного решения стоит остро.

Вторая тенденция - это внедрение ВРМ-систем. До недавнего времени все бизнес-процессы банки пытались реализовать и автоматизировать в рамках конкретных систем и конкретных задач. Однако бизнес-процесс сложно разбить на блоки так, чтобы он при этом не потерял свою эффективность, он единый, хотя и затрагивает совершенно разные системы, разные департаменты. Как раз объединение, унификация, стандартизация бизнес-процессов решается с помощью ВРМ-систем. И здесь лидируют западные решения.

Е. ЗАКРЕПИН: Третья тенденция, где западные решения выступают на первый план, - это интеграционные шины. Вопрос интеграции сейчас для всех стоит очень серьезно, его приоритетность и важность таковы же, как и создание единого фронт-офиса. Только если фронт больше интересен бизнесу, то создание, унификация и стандартизация интеграционных сервисов - это задачи, приоритетные для ИТ. Важно научиться не просто интегрировать все системы между собой, а создавать универсальную унифицированную систему интеграции. Эту задачу решают ESB-системы (Enterprise Service Bus), так называемые «интеграционные шины».

НБЖ: Какие стратегии по развитию аппаратной части и ее архитектуры существуют сейчас в банках ?

Е. ЗАКРЕПИН: Зачастую инфраструктурные решения являются следствием бизнес-стратегий, о которых мы говорили выше. Например, если кредитная организация хочет добиться одинаково качественного обслуживания клиента во всех его отделениях - от Владивостока до Калининграда, - то он должен идти по пути централизации баз. А значит, в банке необходимо централизованное решение с точки зрения серверной платформы на базе известных производителей - IBM, Hewlett-Packard и т.д.

Должна быть определенная гибкость с точки зрения выделения ресурсов под ИТ-инфраструктуру, потому что зачастую эффективность использования сервера или какой-то системы хранения измеряется в процентном соотношении.

Именно эффективность инфраструктурной платформы является ключевым моментом, когда речь идет о банковской марже, зарабатывать которую можно либо ростом продаж новых услуг и продуктов, либо снижением затрат по их поддержанию и продаже.

Конечно, при организации централизованного решения возрастает нагрузка на телеком-инфраструктуру. Но если 15 лет назад это была серьезная проблема (связанная с получением канала связи или его пропускной способностью), то на данном этапе развития рынка телекоммуникаций в России такая проблема практически не стоит. Поэтому вопрос централизации баз с точки зрения телекоммуникационной инфраструктуры в настоящее время можно считать решенным.

НБЖ: Какие риски возникают при смене ПО в банке?

Е. ЗАКРЕПИН: Существует много моментов, связанных с правильной организацией процесса перехода на новое ПО. Ни в коем случае нельзя тестировать новый софт на системах, которые находятся в рабочей эксплуатации. Все об этом говорят, но обязательно находятся люди, которые пытаются экспериментировать. Результаты их экспериментов весьма плачевны.

Нужно работать исключительно в тестовой среде, попытаться максимально отработать все моменты и только потом переходить к миграции.

0. РУБЦОВА: При этом очень важно, чтобы тестовая среда была полностью идентична или максимально приближена к боевой среде. Только в таком случае можно эффективно протестировать весь функционал.

Е. ЗАКРЕПИН: Программисты обязаны неуклонно соблюдать все правила организации работы (регламент) и не нарушать их даже в силу самых лучших побуждений. Здесь очень актуальна пословица: семь раз отмерь - один раз отрежь. Не секрет, что многие разработчики пришли из мира Интернета. И у них отношение к качеству проекта следующее: в процессе эксплуатации «докрутим», «сегодня запустимся как-нибудь, а завтра разберемся».

0. РУБЦОВА: Если предположить, что в банке сложилась идеальная ситуация (и технический, и технологический переход на новое ПО был осуществлен правильно), то возникает другой риск, связанный с тем, что внутренние пользователи не хотят принимать новые системы. Система может быть лучше и удобнее, но психологически человек зачастую отвергает все новое и неизвестное, поэтому при переходе на новое ПО помимо технологических и технических процедур очень важно предусмотреть процесс адаптации пользователей, введения их в новую систему. Необходима продуманная программа, включающая не только обучение и наличие объемного стандартного руководства пользователя, но и дополнительные маленькие шпаргалки размером в один листок, где будет показана четкая связь бизнес-процесса, по которому работает конкретный сотрудник, с теми действиями, которые он должен произвести в системе.

Также важно объяснить людям, зачем банк вообще перешел на новое ПО, что это даст банку в целом и конкретному сотруднику в частности. Комплекс таких мероприятий позволяет снизить риски отторжения новых систем. Кстати, по статистике около 70% проектов по автоматизации процессов заканчиваются неуспехом именно из-за неприятия пользователей. Руководство должно показать, что это не просто внедрение ради внедрения, а что благодаря новому приложению банк выйдет на рынок с новыми предложениями, обгонит конкурентов, а это, в свою очередь, облегчит труд и позитивно отразится на заработной плате сотрудников.

Беседовала: Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку