Аналитика и комментарии

06 мая 2011

Светлана НИКУЛЬШИНА: «В ИТ-проектах, сопряженных с репутационными рисками для банка, качество работ должно быть на высшем уровне»

В 2010 году компания «Синимекс-Информатика» реализовала для Райффайзенбанка проект Tax Accounting, суть которого сводится к решению задачи комплексной автоматизации массового налогообложения депозитов физических лиц в банке в преддверии снижения ставки рефинансирования ЦБ РФ. Об особенностях данного проекта, его ходе, результатах в интервью Национальному банковскому журналу рассказала менеджер проектов отдела управления программами и портфелями проектов ИТ Райффайзенбанка Светлана НИКУЛЬШИНА.

НБЖ: Что стало основной предпосылкой проекта Тах Ас-соunting в Райффайзенбанке?

С. НИКУЛЬШИНА: Наблюдалась четкая тенденция к поэтапному снижению ставки рефинансирования со стороны Центрального банка России, что и явилось предпосылкой к возникновению данного проекта в Райффайзенбанке. Если процесс расчета и удержания налога на доходы клиентов банка не автоматизирован, то затраты на обслуживание депозитов с повышенной процентной ставкой могут оказаться слишком высоки. Поэтому для того, чтобы Райффайзенбанк имел возможность предлагать своим клиентам рыночные ставки по депозитам, необходимо было разработать и внедрить автоматизированную систему расчета и удержания налога на доходы физических лиц, полученные в виде процентов по вкладам, размещенным в Райффайзенбанке. На тот момент данная задача была чрезвычайно актуальна.

НБЖ: Каковы были требования банка к платформе, качеству реализации проекта?

С. НИКУЛЬШИНА: Изначально выдвигались требования реализовать данный модуль на платформе iSeries, что было вызвано объективными причинами. Данная платформа используется в нашем банке и для размещения основной банковской системы, и для других важных вспомогательных приложений и обеспечивает высокую надежность и быстродействие всех систем. Соответственно, качество работ должно было быть на высочайшем уровне, излишнее удержание или неудержание с клиента налога могло привести к штрафам, пеням и влекло за собой репутационные риски для банка.

НБЖ: Насколько сжатыми были сроки проекта? Удалось ли их соблюсти?

С. НИКУЛЬШИНА: Проект длился около года. Надо сказать, что удержание налогов производилось вручную в течение полугода до момента внедрения приложения. Соответственно, было крайне важно избежать любых задержек внедрения системы, т.к. это означало бы продолжение ручного расчета удержания налогов, следовательно, рост издержек банка. Эта задача была успешно выполнена: внедрение приложения и миграция данных об уже удержанных налогах были организованы в кратчайшие сроки.

Разумеется, каждый проект необходимо завершить как можно быстрее. Но при этом существуют такие понятия, как ресурсы, которыми мы располагаем, и качество работ, которое мы хотели бы получить. Здесь можно вспомнить известное утверждение: «Мы можем сделать работу быстро, дешево и качественно, но вы можете выбрать только два из этих пунктов». Райффайзенбанк был в первую очередь заинтересован в качестве продукта, однако и стоимость проекта, и сроки его реализации, безусловно, играли важную роль.

НБЖ: Каковы были критерии выбора вендора?

С. НИКУЛЬШИНА: Если к реализации проекта банка привлекается компания-аутсорсер для разработки, аналитики и решения других задач, в обязательном порядке проводится тендер. Организацией тендеров занимается специальное подразделение Райффайзенбанка.

Для того чтобы провести тендер на высоком уровне, требуется заблаговременно подготовить и проанализировать критерии, по которым будет определяться поставщик. В качестве этих критериев можно назвать сроки и стоимость работ, опыт разработки в данной области, наличие у вендора сертификатов, подтверждающих квалификацию в работе с конкретной платформой, и многое другое.

Проанализировав все полученные предложения, мы пришли к выводу, что по совокупности важнейших критериев однозначно лидировала компания Синимекс, которая в дальнейшем и выступила надежным партнером для Райффайзенбанка.

Отмечу, что опыт лично моего сотрудничества с компанией «Синимекс» оставил исключительно положительное впечатление.

НБЖ: Расскажите о ходе данного проекта. Какие возникали трудности?

С. НИКУЛЬШИНА: В целом по ходу проекта форс-мажорных ситуаций, которые кардинальным образом повлияли бы на проект, не возникало.

Проект был завершен с небольшим сдвигом сроков, это было связано с появлением новых требований, которые следовало проанализировать. Краткий итог реализации: проект был выполнен в рамках бюджета, в заявленном качестве, с очень незначительным отклонением по срокам.

НБЖ: Из каких этапов состоял проект?

С. НИКУЛЬШИНА: Данный проект, как и любой другой, связанный с разработкой и внедрением нового программного обеспечения, состоял из нескольких стандартных этапов. Эти этапы включают в себя анализ требований банка, разработку технического задания, разработку непосредственно самой системы, ее тестирование, в том числе в совокупности с существующими приложениями банка, миграцию данных и перенос системы на продуктивную среду.

НБЖ: Когда возникла необходимость разработки дополнительных процедур для миграции данных?

С. НИКУЛЬШИНА: Необходимость миграции данных на момент анализа требований не была очевидна. Тогда можно было только прогнозировать, какое количество удержаний налога по депозитам будет рассчитано вручную и, соответственно, потребует переноса в новую систему. Уже на этапе разработки выяснилось, что количество таких операций будет значительным и необходима разработка дополнительных процедур для миграции данных.

Все процедуры были разработаны и спроектированы компанией «Синимекс», и миграция данных была проведена при непосредственном участии их специалистов. Тестирование процедур миграции было проведено в тестовых средах, и уже в продуктивной среде миграция прошла однократно без отката данных, с минимальными правками по факту, вызванными человеческим фактором (ошибки в процессе подготовки данных).

НБЖ: Каковы итоги проекта? Насколько они соответствовали вашим ожиданиям?

С. НИКУЛЬШИНА: Результатом проекта стал продукт, в котором банк на тот момент нуждался. Сейчас он активно используется в Райффайзенбанке и поддерживается компанией «Синимекс».

Внедрение системы произошло в октябре прошлого года, т.е. прошло уже полгода. Этого срока достаточно, чтобы можно было с уверенностью сказать: система работает хорошо.

Надо отметить, что качество конечного продукта говорит само за себя: на поддержку данной системы компания «Синимекс» затрачивает минимальные усилия. Это свидетельствует о надежности продукта и платформы, на которой он реализован.

НБЖ: Можно ли выделить какие-то особенности данного проекта или же он лежит в рамках других, подобных ему проектов?

С. НИКУЛЬШИНА: У каждого проекта есть свои особенности. Для проекта Tax Accounting я могу назвать большое количество систем, которые были интегрированы в процессе реализации. Конечно, это свойственно многим проектам, реализуемым в финансовой среде, в связи с тем, что в банках наличествует большое число различных программных средств, разработанных разными производителями. Соответственно, вопрос интеграции этих средств между собой стоит достаточно остро. Чем больше приложений вовлечено в финальное архитектурное решение, тем сложнее проектирование и этапы тестирования и внедрения системы.

В качестве особенности данного проекта я хотела бы указать именно непростое архитектурное решение финального продукта. В результате пришлось приложить максимум усилий к решению вопроса интеграции систем.

НБЖ: В чем сложность работы ИТ-координатора от банка при реализации проектов?

С. НИКУЛЬШИНА: Работа ИТ-координатора во многом идентична работе проектного менеджера. Круг обязанностей, ответственность, текущие задачи очень схожи с теми, которые ставятся перед руководителем проекта. В такой работе хватает трудностей.

Любой проектный менеджер знает, что главным его инструментом являются коммуникации со всеми членами проектной команды и бизнес-заказчиками. Управление ожиданиями, на мой взгляд, и является основной сложностью. Сюда же можно отнести и управление проектной командой. ИТ-коор-динатору приходится работать с многочисленными ИТ-служ-бами банка. И от грамотного управления требованиями и ресурсами во многом зависит успех всего проекта.

АКЦЕНТ
Леонид МИНЕВИЧ, директор департамента заказных разработок компании «Синимекс-Информатика»
Разработка, внедрение и сопровождение программных продуктов для системы AS/400 является одним из основных направлений деятельности компании «Синимекс» наряду с направлениями бизнес-интеграции и тестирования. Эта система по своей архитектуре и характеристикам уникальна и широко используется в банковской сфере в качестве платформы для АБС.
Проект Tax Accounting является вторым нашим крупным проектом в Райффайзенбанке, в котором AS/400 выступает в качестве основной целевой системы. Первый проект, Unified Charges Platform, был успешно реализован годом ранее и дал нам положительный опыт проектного взаимодействия с заказчиком, понимание его стандартов, требований и производственной культуры.
Реализация проекта Tax Accounting строилась исходя из краеугольного требования к срокам, жестко заданным налоговым законодательством. Фактически осуществлялось тотальное распараллеливание работ на всех стадиях с использованием всего многолетнего опыта нашей компании в разработке для платформы AS/400.
В настоящее время, когда проект внедрен и находится на сопровождении, можно отметить, что практическое отсутствие сбоев при автоматическом режиме работы разработанного комплекса в очередной раз подтверждает заслуженность почетного места платформы AS/400 в банках и доверия, оказываемого заказчиками компании «Синимекс».

Беседовала Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку