Аналитика и комментарии

22 февраля 2021

Алексей Колесников, iSimpleLab: «Преимущество банков в том, что они ещё до пандемии отстроили технологии дистанционного взаимодействия с клиентами»

Первым гостем спецпроекта Национального банковского журнала и радио MediaMetrics в 2021 году стал Алексей Колесников – директор по продажам компании iSimpleLab. В эфире программы «Деловой Гамбит» с ним пообщалась ведущая Екатерина Ярцева.

Е. Ярцева: Алексей, начнём с трендов. Что к нам пришло в 2020 году, и что с нами пойдёт дальше?

А. Колесников: Эти тренды связаны с «удалёнкой», она во всех сферах, в том числе и финансовой, стала реалией, а иногда единственным способом взаимодействия с заказчиками, партнёрами, клиентами.

Также одна из тенденций – создание финтех-стартапов внутри самих банков. Это было и в прошлом году, и будет продолжаться в дальнейшем.

Ещё отмечу активное продвижение цифровых услуг со стороны государства. Оно становится серьёзным игроком на этом рынке, активно их продвигает, создаёт и зачастую заставляет те же банки эти услуги у себя внедрять и предоставлять их клиентам через свои каналы.

Е. Ярцева: Вы видите ситуацию широко, как эксперт. Что делать банкам, чтобы удержаться в этих трендах, и чем ваша компания им в этом может помочь?

А. Колесников: Единственный шанс – смотреть на тренды не с точки зрения наблюдателя, а с точки зрения активного участника. Кредитные организации должны плотно взаимодействовать с небанковскими игроками.

Если говорить о роли государства, то здесь зачастую банкам и не нужно ничего придумывать, государство заставляет их внедрять государственные цифровые услуги в свои информационные системы.

С финансовой точки зрения банкам не всегда это интересно. Но при этом мы видим, что у них есть возможности, которые можно, благодаря цифровым государственным услугам, упаковать и продать клиентам так, чтобы, как минимум, заинтересовать и повысить их лояльность к услугам банка, а как максимум, попытаться на этом ещё и заработать.

Сейчас есть смысл сказать немного шире о нашей компании: iSimpleLab входит в группу компаний iCAM, где уже есть такие игроки, как компания IDSystems – лидер рынка по оказанию услуг по взаимодействию банков с различными сервисами госуслуг. В партнёрстве с этой компанией мы реализовали ряд интересных проектов, которые выпустили на рынок.

Расскажу об одном из них подробнее. Мы реализовали проект, в рамках которого любое физлицо, которое занимается той или иной деятельностью и хочет оформиться официально, то есть стать самозанятым, может подать заявление через банк. Уже став самозанятым, клиент может продолжать взаимодействовать с налоговой через систему дистанционного банковского обслуживания этого банка, интерфейс которого ему понятен и удобен. Это только один из ярких примеров, как банк может оседлать волну цифровизации и попытаться на ней получить гешефт.

Е. Ярцева: Сейчас кредитные организации становятся входными точками не только для банковских операций, но и для оказания других, нефинансовых услуг. Поправьте меня, если это не так…

А. Колесников: Вы правы. Преимущество банков в том, что они ещё до пандемии отстроили технологии дистанционного взаимодействия с клиентами, и когда те оставались один на один с какой-то проблемой, то, естественно, прибегали к услугам того партнёра, который мог с ними дистанционно пообщаться и помочь. И они обращались в кредитные организации.

Пандемия показала, что с банком люди общаются более часто, чем с налоговой или юристами. И если банк хочет клиента порадовать, дать ему интересную дополнительную услугу, то это ему только в плюс.

Опять приведу конкретный пример. Расскажу ещё об одной компании, которая входит в группу компаний iCAM, это IQStore – производитель чат-платформы для взаимодействия банков со своим клиентами. Благодаря продукту IQChannels, в банках, с которыми мы сотрудничаем, реализованы достаточно простые, но эффективные каналы взаимодействия через чат. Мы поставляем уже готовое решение, которое позволяет банку коммуницировать с клиентом как в дистанционных каналах, мобильных приложениях, веб-приложениях, так и через мессенджеры, то есть банк нахо- дит время и возможность пообщаться там, где клиенту удобно. А если подключить к этому чату сотрудников партнерских компаний, чьи услуги и продукты через цифровые каналы продвигает Банк, то получится идеальное решение.

Е. Ярцева: Необанки – что это такое?

А. Колесников: В силу исторических особенностей банковский бизнес консервативен, банки привыкли работать и оказывать услуги клиенту в таком виде, в каком они есть. До начала массовой цифровизации они неохотно следовали новым трендам и изменениям. У клиентов же от банковской услуги не остаётся никакого положительного эффекта: открыл или закрыл счёт, провёл операцию. Но в последнее время создаётся много бизнесов, возникают новые взаимодействия между физическими и юридическими лицами, которые требуют соответствующего изменения финансовых услуг. В этой сфере начали появляться игроки, которые знают, что нужно клиентам для оперативных и безопасных взаиморасчётов.

При этом зачастую у этих игроков нет финансовых лицензий. Вот тогда начинают возникать экосистемы. С 2014 года мы начали взаимодействие с такими проектами. Один из первых – Модульбанк. С небольшим региональным банком был создан отдельный проект по предоставлению банковских услуг индивидуальным предпринимателям.

На тот момент они в корне отличались от того, что имелось на рынке. Индивидуальному предпринимателю, малому бизнесу нужны были очень простые услуги, предоставленные в удобной форме. И Модульбанк реализовал этот кейс, став на банковском рынке одним из первых подобных проектов. С тех пор в финансовом секторе появилась череда интересных решений: внутри банков возникали финтех-проекты и финтех- стартапы, нацеленные на предоставление либо стандартных, но по иному упакованных и поданных клиенту, либо нестандартных финансовых услуг какой-то определённой группе клиентов.

Хочу рассказать об одном из последних проектов, в котором мы участвовали – построение цифрового банка «METIB Business Online» внутри Металлинвестбанка. Идея была чем-то схожа с проектом Модульбанка отчасти потому, что часть команды в этом проекте – бывшие сотрудники Модульбанка. Металлинвестбанк изначально оказывал классический набор банковских услуг, был заточен под услуги обслуживания крупных клиентов, факторинга и т.д., а проект «METIB Business Online» был нацелен на завоевание доли рынка в МСБ.

Основной задачей было предоставить дистанционный канал банковского обслуживания этой категории клиентов, мы упаковали его в красивые удобные мобильные приложения, подключили те самые чаты, о которых я уже говорил. В связи с тем, что была пандемия, подключение к услугам этого банка было полностью дистанционным.

Такой набор каналов коммуникации и услуг в классическом понимании Металлинвестбанк на тот момент не мог предложить. И «METIB Business Online» стал необанком внутри классического банка.

Е. Ярцева: Давайте перейдём к другим крупным проектам – Киберполигон, который реализуется в рамках программы «Цифровая экономика». Киберполигон – виртуальная страна, платформа, которая моделирует отрасли экономики, где специалисты по кибербезопасности проходят обучение и тренируются отражать кибератаки в режиме реального времени на инфраструктуре, максимально приближенной к реальным условиям. Банковский сегмент Киберполигона реализуется в партнёрстве с Банком России и известными российскими разработчиками банковских систем, коими вы являетесь. Расскажите о вашем участии в создании национального Киберполигона…

А. Колесников: К сожалению, с приходом цифровизации необходимо констатировать и возросшую активность кибермошенников, использующих методы «социальной инженерии». Государство, помимо того, что предоставляет и активно развивает цифровые услуги, задумывается и о том, как сделать их безопасными. Одно из направлений – в рамках проекта Ростелекома создание практически полного аналога реального банка для тренировки и тестирования навыков сотрудников в ситуациях, связанных с кибермошенничеством.

Нам очень интересен этот проект. Сначала мы подумали: внедрим в эту платформу свои решения, закончим, поставим себе галочку, поднимем флаг и объявим, что работаем с Ростелекомом. Но по мере того, как проект развивался, мы для себя поняли, что это один из немногих шансов поучаствовать в реальной эксплуатации нашей системы, потому что в обычной жизни мы не можем взаимодействовать с нашей системой после того, как она вышла в промышленную эксплуатацию, ведь существует банковская тайна.

А в рамках Киберполигона мы реально можем получить обратную связь, увидеть наши потенциально уязвимые места, решения, которые могут вызвать не очень хорошие последствия. Но самое главное, мы можем сами участвовать в процессе, когда отрабатываются реальные действия клиентов и банка в случае угрозы.

И опыт работы с такими интересными партнёрами, как Ростелеком, другими участниками банковского сегмента однозначно будет полезен, мы многое для себя почерпнём.

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала №197 (январь-февраль 2021)

Полную версию радиоэфира можно прочитать и посмотреть здесь: https://mediametrics.ru/articles/view.html?id=67566

Поделиться:
 

Возврат к списку