Аналитика и комментарии

15 октября 2020

Путь к искусственному интеллекту через диван, витаминчики и твит Илона Маска – с ОТР в NBJ и на MediaMetrics

Фрагменты прямого эфира

Новыми гостями спецпроекта Национального Банковского Журнала и радио MediaMetrics стали представители компании ОТР. В рамках программы «Деловой Гамбит», ведущая Екатерина Ярцева вместе с экспертами: техническим директором Анатолием Безрядиным и заместителем директора департамента сопровождения Евгением Шевяховым разбираются в животрепещущих вопросах о будущем искусственного интеллекта в России.

Екатерина Ярцева: Добрый ве­чер, дорогие друзья, в эфире «Деловой гамбит» и я, его ведущая, Екатерина Ярцева. Что происходит с искусственным интеллектом в России, куда мы движемся, впереди ли мы планеты всей?

Евгений Шевяхов: Для всех уже не секрет, что искусственный интеллект – это программа, которая способна имитировать когнитивные функции человека. Если говорить о том, какое место Россия занимает в мире по внедрению технологий искусственного интеллекта, их изучению, то мы пока не в лидерах, но крепкие середнячки. В прошлом году вышел официальный документ – Национальная стратегия по развитию искусственного интеллекта – это дало серьезный толчок для развития подобных технологий коммерческими компаниями, а также обратило пристальное внимание государственных организаций к этому направлению.

Анатолий Безрядин: В 2018 году мы выступали на конференциях с темами по искусственному интеллекту – компаний с презентациями ИИ были единицы. В этом году мы выступаем на конференциях, и больше половины компаний заявляют о разработках в этой области, плюс представители госсектора активно в своих докладах поддерживают тему и говорят о своих достижениях в этой сфере.

Е. Я.: Давайте поговорим о вашей компании, как у вас все начиналось?

А. Б.: У нас все начиналось необычно, у нас свой путь. Наш искусственный интеллект родился из поддержки пользователей, из той области, которая нужна всем. Поддержка нужна и детям от родителей, и гражданам от государства, и пользователям программного обеспечения от компании-производителя. Мы коммерческая организация, и не можем эти моменты упускать.

Конец 2018 – начало 2019-го года. Наш первый модуль. Над ним очень серьезно работали и дали ему имя. Потом все наши модули стали получать имена, и мы к ним относимся, как к своим сотрудникам. Первого виртуального сотрудника в рамках программы развития Искусственного Интеллекта назвали ИИгорь. По своим функциональным возможностям – это замена Диспетчера службы поддержки. Этот модуль помог на 60 % сократить издержки в рамках распределения и категоризации заявок.

После того, как мы увидели, что ИИ не просто слова, не просто модно, мы взялись за разработку нового модуля AIda. AIda – это программное решение, которое помогает сотрудникам первой-второй линии обрабатывать заявки. Она ищет наилучшее решение из базы знаний и обработанных заявок, предлагая специалисту на выбор варианты, больше всего подходящие для устранения актуальной проблемы.

Так появились два первых наших модуля.

Результаты внедрения нам понравились, но в марте 2020 года в нашу страну попал известный вирус. Перед государством, перед жителями страны встали новые вызовы: люди начали уходить на «удаленку», линии коммуникации и связи стали перегружены, ожидания к провайдерам поддержки и сопровождения возросли.

Нами был сделан следующий шаг – мы создали мессенджер поддержки с элементами искусственного интеллекта и ботификации, которого назвали Борис. Через этот мессенджер, который получил свое развитие внутри компании, у наших клиентов, появилась возможность достаточно быстро и оперативно получать ответы на свои вопросы.

Е. Я.: В пандемию, когда у вас был мощный рывок, какие открытия вы сделали в своей компании, что изменилось в бизнес-процессах и поведении пользователей? Возникали моменты, когда все шло по неожиданному сценарию? Как на них реагировали сотрудники?

Е.Ш. Поначалу у сотрудников Компании были опасения: «как мы будем работать?» Руководство мудрым решением дало сотрудникам свободу выбора формата работы с условием развития творческого потенциала команд. «Работайте в любом формате, только придумывайте, творите». У некоторых идеи рождались на диване, когда мои коллеги реально на нем сидели или лежали. Я не отставал от своих товарищей, пристроившись на софе с ноутбуком, смотрел на растущее количество коммуникаций, радовался идеям, которые генерятся в нашем мессенджере. Пандемия всколыхнула креатив наших специалистов.

А. Б.: Наша компания – сама по себе большое открытие.

Удаленная работа и связанный с ней разрыв коммуникаций, увеличение расстояния между людьми, сподвигли сотрудников на интересные поступки и свежие идеи. Часть этих идей мы уже применили, когда реализовывали концепт последнего мессенджера, чат-бота.

Есть и другие примеры: в разгар пандемии многие медицинские учреждения сократили количество предоставляемых услуг, заявив гражданам, что основной приоритет – это лечение зараженных COVID. Но у людей остались и другие заболевания, с не менее острыми последствиями. Мы задумались, чем можем помочь в этой ситуации? Родилась идея использовать те модули, которые мы разработали, для медицины. Есть пациент, есть врач, есть страховая компания. Модули опрашивают пациента, снимают с него анамнез, анализируют, вносят его данные в систему, в историю болезни и предлагают врачу вероятностный набор рекомендаций для лечения больного. Из нашего опыта сопровождения программного обеспечения, первые три предложенных решения гарантируют максимально эффективную помощь клиенту с 98 % вероятностью. Больной получает заботу о себе в виде списка лечебных мероприятий и рецепта, у врача освобождается время, он может или принять больше пациентов, выдать больше рекомендаций для лечения, или качественнее отдохнуть. Удовлетворены все, в т.ч. и страховые компании.

Наши решения дают возможность страховой компании сократить издержки через проведение предупредительных, проактивных мероприятий: с помощью медицинских учреждений и линий коммуникаций, напоминая людям, что в их компании часть сотрудников заболели, необходим прием витаминчиков, надо не забыть надеть маску, дать рекомендации на удаленную работу в эти дни из дома, тем более, что сейчас этот формат очень развит.

Алгоритмы искусственного интеллекта предлагают много эффективных способов решения вопросов, которые, в том числе, могут помочь сохранить здоровье людей.

Е. Я.: Фантастика. Сколько времени потребуется на реализацию? Когда это уже начнет работать так, как вы видите?

А. Б.: В 2021 году. Все уже готово, надо собрать «кубики», показать заинтересованным лицам, провести опытную эксплуатацию в определенных медучреждениях и запускать в серию.

Е. Я.: Какие, кроме медицины и страхования, вы ставите для себя цели, о чем мечтаете, что еще хотите завоевать?

А. Б.: Мы, как любые мальчишки, которые родились в Советском Союзе, мечтаем завоевать космос.  Мы надеемся и верим, что наши системы будут работать не только для удовлетворения повседневных потребностей общества, но и помогут человечеству сделать шаг вперед.

Полную версию радиоэфира можно прочитать и посмотреть здесь https://mediametrics.ru/articles/view.html?id=66881 

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (октябрь 2020).

Поделиться: