Аналитика и комментарии

07 мая 2020

Советские банкноты периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет: из истории создания

В отличие от монет, ни одной советской банкноты, на которой бы стояли даты с 1941 по 1945 год, выпущено не было. Это объясняется просто: на банкноте ставится год утверждения образца, а не фактический год выпуска. Поэтому на бумажных деньгах СССР военных лет стоят даты «1937» и «1938».

В обращении тогда находились билеты Государственного банка СССР образца 1937 года достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев – первые советские деньги с портретом В. И. Ленина. Один червонец приравнивался к 10 рублям. Кроме билетов Госбанка в обращении были также государственные казначейские билеты номиналом 1, 3 и 5 рублей образца 1938 года. Формально платежную силу сохраняли и более ранние банкноты, но фактически в обороте их было немного. Только в конце 1947 года в результате денежной реформы все советские банкноты были заменены на новые. Но во время войны деньги новых образцов не печатались и не выпускались, хотя и разрабатывались Гознаком с осени 1942 года. Кроме банкнот, в обороте были монеты номиналом от 1 до 20 копеек, которые регулярно чеканили на монетном дворе в Ленинграде.

В 1942 году банкноты стали печатать на новой бумаге, освободив для нужд оборонной промышленности пеньковое волокно. Их внешний вид при этом почти не изменился. Одновременно в Краснокамске граверами П. А. Яковлевым и А. В. Голиковым велись эксперименты по переводу лицевых сторон 3- и 5-рублевых казначейских билетов с металлографской печати на типографскую – более простую и менее затратную. В собрании Гознака сохранились образцы таких «упрощенных» банкнот, но в массовое производство это внедрено не было.


1. Эскизный проект государственного казначейского билета достоинством 1 рубль с портретом В. В. Куйбышева. 1940 г. Собрание АО «Гознак». 64 х 114 мм.

Осенью 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, в строжайшем секрете началось обсуждение будущей денежной реформы. Она прошла уже после войны, в декабре 1947 года, и концепция ее проведения несколько раз менялась. Но уже 21 сентября 1942 года Народный комиссариат финансов СССР просил Правительство «немедленно приступить к изготовлению денежных знаков нового образца и к 1 мая 1943 года обеспечить образование запасов денежных знаков нового образца». Такой короткий срок был очевидно невыполним, однако специалисты Гознака засели за работу. В собрании Гознака бережно хранятся ее результаты – эскизные проекты бумажных денег, выполненные художниками И. И. Дубасовым, С. А. Поманским и др. Большинство эскизов наклеены на картонные листы сериями – от самого крупного номинала к самому мелкому.


2. Эскизный проект билета Государственного банка достоинством 3 червонца с портретом С. М. Кирова. 1940 г. Собрание АО «Гознак». 88 х 195 мм.

Интересно, что при компоновке альбомов художники воспользовались эскизами, выполненными еще до войны, в 1940 году. Тогда были созданы детально проработанные эскизы бумажных денег с портретами революционеров. Предполагалось, что они поступят в обращение в 1942 году, вероятно – к 25-летию Октябрьской революции. На этих эскизах портреты В. В. Куйбышева, М. В. Фрунзе, Г. К. Орджоникидзе, В. И. Ленина, Я. М. Свердлова, С. М. Кирова, Ф. Э. Дзержинского (см. например, илл. 1–2).

На эскизах оборотных сторон – паровозы, танки, ледоколы, колхозные поля, фабрики и прочие свидетельства могущества советской промышленности и сельского хозяйства. Обращает на себя внимание «отбор» партийных деятелей для будущих банкнот. Все они входили в своеобразный «пантеон» революционеров, упомянутых к знаменитом «Кратком курсе» истории ВКП(б) и были «вне подозрений». Их к тому моменту уже не было в живых, и положительная трактовка их деятельности сомнению не подвергалась. Если бы банкноты по этим эскизам выпустили, то они стали бы, без сомнения, одними из самых красивых банкнот в мире. Однако этого не случилось: никакие свидетельства работы над ними, кроме эскизов и их цветных фотокопий, пока не найдены.


Эскизный проект билета Государственного банка достоинством 5 червонцев с портретом М. В. Ломоносова. 1942–1943 гг. Собрание АО «Гознак». 90 х 178 мм.

Как бы то ни было, в 1942–1943 годах часть эскизов 1940 года «влилась» в новые варианты проектов будущих банкнот СССР. Работа велась в спешке: эскизы 1942–1943 годов проработаны менее детально, чем более ранние. Зато схематичность изображений с лихвой компенсирована разнообразием их сюжетов. Кроме революционеров на эскизах появились ученые – И. П. Павлов и М. В. Ломоносов (илл. 3). Были сделаны новые варианты проектов с портретами В. И. Ленина, Ф. Э. Дзержинского, Я. М. Свердлова.


4. И. И. Дубасов. Эскизный проект государственного казначейского билета достоинством 3 рубля. 1942–1943 гг. Собрание АО «Гознак». 66 х 130 мм.

Художники старались сделать банкноты стилистически схожими, связав воедино композицию лицевой и оборотной сторон. Например, на обороте купюры с портретом Я. М. Свердлова – виды Московского Кремля. Свердлов занимал пост председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета, т. е. был формальным главой советского государства. На обороте купюры с Лениным – штурм Зимнего дворца, момент кульминации Октябрьской революции 1917 года. Интересно, что эскиз 1940 года с портретом Ленина и Днепрогэсом на обороте использован не был, возможно потому, что в начале войны Днепрогэс был взорван отступавшими советскими войсками.


5. И. И. Дубасов. Эскизный проект билета Государственного банка достоинством 1 червонец с портретом Александра Невского. 1942–1943 гг. Собрание АО «Гознак». 80 х 150 мм.

Из эскизов 1942–1943 годов отдельно стоит отметить серию с портретами полководцев работы художника И. И. Дубасова (илл. 4–6). Ни до, ни после ничего подобного в истории российских и советских банкнот не было – разве что в XIX веке на 5-рублевой банкноте помещался портрет Дмитрия Донского. Здесь же на билетах крупных достоинств (червонцах) – портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, А. В. Суворова, М. И. Кутузова. На самой крупной купюре – 25 червонцев – портрет В. И. Ленина. На оборотных сторонах – главные сражения полководцев, соответственно: Ледовое побоище, Куликовская битва, переход через Альпы, Бородино. На обороте купюры с Лениным – штурм Зимнего дворца в 1917 году. На лицевых сторонах билетов мелких достоинств (рублей) – портреты танкиста, краснофлотца и летчика, на оборотных – то, что они защищают: химический завод, виды Ленинграда и Московский Кремль. Таким образом, общая логика банкнот образца 1937–1938 годов (на казначейских билетах условные образы, на билетах Госбанка – реальные исторические персонажи) здесь сохранена, но военное время вдохнуло в нее новое содержание.


6. И. И. Дубасов. Эскизный проект билета Государственного банка достоинством 25 червонцев с портретом В. И. Ленина. 1942–1943 гг. Собрание АО «Гознак». 92 х 197 мм.

«Последовательность» полководцев на эскизах соответствует хронологии и их упоминанию в речи И. В. Сталина, которую он произнес на знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади. Сталин сказал тогда буквально следующее: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Именно эти слова окончательно закрепили реабилитацию военных деятелей прошлого и героизацию российской военной истории. На эскизах не нашлось места лишь К. Минину и Д. Пожарскому, – практики помещения парных портретов на купюры тогда не было. Помещение на самую крупную купюру портрета главного «полководца» – В. И. Ленина и рабочих, идущих на штурм Зимнего дворца в октябре 1917 года полностью вписывалось в логику официальной пропаганды того времени.


7. И. И. Дубасов. Эскизный проект билета Государственного банка достоинством 10 рублей. 1943 г. Собрание АО «Гознак». 79 х 150 мм.

Однако проекты бумажных денег с военными сюжетами не были осуществлены. Художник И. С. Крылков (в будущем – главный художник Гознака и автор эскизов банкнот РФ) в 1990-х годах вспоминал об этой работе: «…сделали множество вариантов. Один из первых – с изображением пехотинца, танкиста, военного летчика – не прошел. Нам сказали, что война заканчивается, и нужны мирные мотивы». В более позднем интервью художник упомянул, что «предлагали и этнографическую серию, и серию с портретами известных людей».


8. И. И. Дубасов. Эскизный проект билета Государственного банка достоинством 100 рублей. 1943 г. Собрание АО «Гознак». 98 х 214 мм.

Упомянутая Крылковым «этнографическая серия» заслуживает внимания, поскольку на ее основе и были в итоге выпущены новые купюры образца 1947 года. На эскизах этой серии – хлопководы, колхозники, шахтеры – представители разных народов Советского Союза (илл. 7–9). Интересно, что для двух эскизов этой серии взяли фотографии эскизов 1940 года с портретами Куйбышева и Орджоникидзе, закрасив портреты и нарисовав поверх них хлопковода и скульптуру В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Самая крупная купюра этой серии – 100 рублей, и на ней – панорамный вид Московского Кремля. Нет сомнения, что именно эти эскизы легли в основу будущих советских банкнот образца 1947 года крупных номиналов. Только ничего «этнографического» на них не было: хлопководы и колхозники были в итоге заменены на портрет В. И. Ленина, выполненный по фотографии 1918 года.


9. Эскизный проект государственного казначейского билета достоинством 1 рубль. 1942–1943 гг. Собрание АО «Гознак». 58 х 112 мм.

Когда стало окончательно ясно, что за основу будущих банкнот взята «этнографическая» серия, работа продолжилась. В июле 1943 года были созданы эскизы билетов мелких номиналов 1 и 3 рубля, в октябре – 5 рублей (илл. 10). На эскизах 3 и 5 рублей помещено новое название – «государственный кредитный билет СССР», поскольку на одном из этапов обсуждения реформы предполагалось уничтожить дуализм в денежной системе, сделав единое название для всех банкнот и номиналы только в рублях – без червонцев. Гравер С. А. Аферов параллельно работал над портретом В. И. Ленина для купюр крупных достоинств, и осенью 1943 года гравюра была готова.


10. И. И. Дубасов. Эскизный проект государственного кредитного билета достоинством 5 рублей. 1943 г. Собрание АО «Гознак». 87 х 150 мм.

Параллельно с созданием будущих советских пореформенных денег художники Гознака работали над проектами разменных бон достоинством от 1 до 50 копеек. «Бумажные копейки» не были новостью: еще в годы Первой мировой войны они выпускались, чтобы хоть как-то компенсировать нехватку разменных монет. Выпускались они и в 1920-е годы – тоже как заменитель новой советской монеты, пока последнюю в достаточном количестве не успели отчеканить. Можно предположить, что в 1943 году серия бон готовилась на случай возникновения проблем с монетной чеканкой. В 1941 году, почти сразу после начала войны, Ленинградский монетный двор был включен в состав Гознака и вскоре эвакуирован в Краснокамск, где с большими трудностями к 1943 году была налажена чеканка монеты в необходимых объемах. Возможно, что боны делались для экономии стратегического сырья – меди и никеля (монеты чеканились из алюминиевой бронзы и мельхиора).

Денежная реформа, которая, как уже упоминалось, изначально планировалась в 1943 году, в этот срок проведена не была. Постепенно стало понятно, что проводить ее можно и нужно не во время войны, а после ее окончания. В течение 1944–1945 годов велась работа по ее подготовке, рассматривались и обсуждались варианты ее проведения.

В апреле 1945 года были начаты работы по созданию печатных проектов будущих купюр. В первую очередь готовились билеты крупных достоинств – 10, 25, 50 и 100 рублей, поскольку их создание занимало длительное время. Нужно было изготовить печатные формы (клише), разработать бумагу и краски и т. д.


11. Печатный проект государственного кредитного билета достоинством 50 рублей. 1946 г. Собрание АО «Гознак». 102 х 215 мм.

Пробные оттиски и печатные проекты, которые подавались на утверждение в Правительство, позволяют проследить, как менялась концепция будущей реформы в 1945–1946 годах. На первых вариантах купюр дано название «государственный кредитный билет СССР» и указание на то, что они «обеспечиваются всем достоянием Союза ССР» (илл. 11). Однако в середине февраля 1946 года было дано указание переделать эскизы и инструменты для печати новых банкнот – поставить обозначения номинала в червонцах и изменить названия на привычные – государственные казначейские билеты и билеты Госбанка СССР.


12. И. И. Дубасов. Эскизный проект билета Государственного банка достоинством 1 червонец. 1946 г. Собрание АО «Гознак». 93 х 163 мм.

Еще в июле 1945 года экономисты Ф. И. Михалевский и З. В. Атлас в докладной записке на имя председателя правления Госбанка Я. И. Голева писали, что «не совсем соответствовало бы достоинству Советского Союза, если бы наша денежная единица по своим размерам фигурировала среди измельчавших денежных единиц разоренных войною стран». По их мнению, в качестве основной денежной единицы следовало утвердить червонец, сохранив разделение на казначейские билеты и билеты Госбанка. В какой-то момент эта точка зрения возобладала. Сохранились оттиски, на которых, предположительно, рукой И. В. Сталина вычеркнуто старое название – кредитный билет. В Гознаке срочно начали переделывать клише. Быстро скомпоновали новые эскизы с измененными номиналами и текстами (илл. 12). После их утверждения были сделаны новые печатные проекты.


13.Печатные проекты билета Государственного банка достоинством 10 червонцев с правкой И. В. Сталина. 1946 г. Собрание АО «Гознак». 116 х 228 мм.

Однако новым червонцам так и не суждено было появиться. Был принят компромиссный вариант: разделение на казначейские билеты и билеты Госбанка осталось, но все они были номинированы в рублях. На печатных проектах билета достоинством 10 червонцев И. В. Сталин собственноручно заменил обозначение номинала на «100 рублей» (илл. 13), и специалисты Гознака вновь переделали клише. Последнее изменение в облике будущих банкнот было сделано в июле 1946 года – изменилось число перевязей на государственном гербе СССР.

После утверждения печатных проектов началось изготовление тиражей новых купюр. К декабрю 1947 года в результате огромной работы, которую к тому времени проделал Гознак, было отпечатано новых банкнот на 44 миллиарда рублей.

15 декабря 1947 года для населения СССР денежная реформа перестала быть тайной. В этот день было опубликовано постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары». В течение недели (в отдаленных районах – в течение двух недель) старые купюры были обменены на новые. Реформа в целом носила конфискационный характер, однако условия обмена денег были направлены на то, чтобы более всего пострадали от обмена люди, имевшие на руках крупные суммы старых денег, по мнению властей – «нетрудовые элементы». Одновременно была отменена карточная система, введенная с началом войны.

Новые банкноты образца 1947 года стали знаковым явлением в российской бонистике. Это – яркий образец сочетания сталинского «большого стиля» и преемственности по отношению к дореволюционному опыту. По воспоминаниям И. С. Крылкова, Сталин во время обсуждения проектов новых банкнот спросил: «А чем были плохи царские деньги?». Это было принято как указание, и в результате новые банкноты стали до известной степени схожи с банкнотами последних дореволюционных образцов. Стиль новых денег Крылков характеризует как «не ампир, не рококо, а нечто этакое купеческое, псевдославянское». Как бы то ни было, они вполне отвечали художественным вкусам своего времени, обращению к дореволюционному наследию.

Банкноты СССР, выпущенные после реформы 1947 года, продержались в обращении чуть более 13 лет. Они стали своеобразным мостом между двумя эпохами: разрабатывать их начали в разгар Великой Отечественной войны, а ходили они до 1961 года, который можно считать апогеем хрущевской Оттепели. Эскизы и пробные оттиски банкнот военного времени можно увидеть в Музее истории денег АО «Гознак», который находится в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. 

Текст: Андрей Богданов, к. и. н.,  руководитель сектора выставочно-экскурсионной деятельности Выставочного комплекса АО «Гознак»
Иллюстрации предоставлены Выставочным комплексом АО «Гознак»

Справка

Гознак (полное его название – Управление производством государственных знаков Народного комиссариата финансов СССР) занимался проектированием и выпуском банкнот, почтовых марок, облигаций государственных займов, наградных документов, паспортов, удостоверений и другой печатной продукции государственного значения. В его состав входила к началу войны Московская печатная фабрика, Ленинградская и Краснокамская бумажные фабрики. Бумажные деньги печатались только в Москве, но в 1941 году большая часть мощностей Московской печатной фабрики была эвакуирована в Краснокамск и Ташкент, где вскоре начался выпуск продукции. Тиражи банкнот значительно увеличились, поэтому фабрики работали с большим напряжением сил. Дефицитные материалы заменяли аналогами.

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Специальный выпуск 2020).
Скачать PDF версию журнала бесплатно!

Поделиться:
 

Возврат к списку