Аналитика и комментарии

07 мая 2020

Курьеры особого назначения

Спецсвязь во время Великой Отечественной войны бесперебойно доставляла на фронт секретные документы, продовольственные карточки, посылки с облигациями госзаймов и боевые ордена.

Гонца, принесшего плохую новость, в стародавние времена непременно казнили, однако потребность в курьерах существовала во все времена, особенно в тех, кто был способен доставить информацию конфиденциального свойства. Как потом стали говорить – особой важности, проходящей под грифом «Совершенно секретно». Существовали целые службы по доставке подобного рода корреспонденции, но об их деятельности было мало что известно, тем более, что курировались они, как правило, спецслужбами, а сами «гонцы» подвергались в своей работе серьезному риску для жизни – уже со стороны тех, кто хотел заглянуть в «секретный портфель».

Существовала подобная служба и в России, в виде Фельдъегерского корпуса она появилась ещё 17 декабря 1796 года. Уже после 1918 года была образована в виде Службы внешней связи при Управлении по командному составу Всероссийского Главного штаба, которая 23 ноября 1920 года была преобразована в Фельдъегерский корпус РККА. О важности, значимости и опасности их работы частично можно судить по кинофильму «Красные дипкурьеры» (1978 год, по сценарию Эдуарда Володарского и Анатолия Преловского), но и это лишь художественный образ, наполненный героизмом, но не особенностями такой службы.

Серьезные изменения в структуре фельдъегерской службы произошли в 1939 году, когда она была разделена на три организации, которые подчинялись различным ведомствам. Появились тогда: отдел Фельдъегерской связи НКВД СССР, служба инкассации Государственного банка СССР и служба специальной связи Народного комиссариата связи СССР. На последнюю были возложены доставка секретных, совершенно секретных отправлений и перевозка драгоценных металлов для большинства министерств и ведомств от Москвы до республиканских и краевых центров и обратно. Тогда же на его базе было создано Центральное управление специальной связи (ныне это Главный центр специальной связи – фельдъегерская служба в структуре Россвязи).

В истории специальной связи было немало героических страниц, большая часть которых пришлась именно на годы Великой Отечественной войны, ставшей суровым испытанием для всего советского народа. К началу ВОВ в центральных, региональных, краевых, областных отделах и отделениях фельдъегерской службы работало 15,9 тысяч человек. С 22 июня 1941 года сотни и тысячи из них ушли добровольцами на фронт, сменив портфели и саквояжи на винтовки и автоматы. На оставшихся работников, а это большей частью были женщины, легла огромная нагрузка – количество маршрутов многократно увеличилось за счет формирования большого количества новых воинских частей. Сотрудники службы обслуживали ставку Верховного главнокомандующего и штабы фронтов. Центральное управление также ведало рассылкой отправлений с продовольственными карточками и посылок с облигациями государственных займов. Во время блокады Ленинграда специальная связь наладила и обеспечивала 25 маршрутов в городе, доставляя, помимо секретной корреспонденции, в том числе и платину для оборонных предприятий.


Девушки, пришедшие в службу в годы войны. Внутренний двор МОСКОВСКОГО УПРАВЛЕНИЯ, 1942 год.

В прифронтовой зоне сообщений, а это был привычный маршрут для фельдъегерей спецсвязи, им приходилось перемещаться на автомобилях, поездах, самолётах – они имели право использовать любой попутный транспорт. Однако зачастую приходилось перемещаться пешком, на своих двоих. К концу 1944 года схема фельдъегерских маршрутов включала 132 направления. За три года войны по ним было перевезено 42859 тысяч секретных пакетов и 4850 тонн грузовой корреспонденции, в том числе обеспечивалась доставка орденов и медалей с эвакуированного в Краснокамск Московского Монетного двора.

Особых условий фельдъегерям специальной связи в прифронтовой полосе никто не обеспечивал – свои служебные обязанности они выполняли в экстремальных условиях, так же как и все красноармейцы и командиры. Сохранились воспоминания ветерана фельдъегерской службы ОФС города Мурманска Петра Валюжского: «В один из июльских дней 1943 года, когда советские передовые части вели упорные, кровопролитные бои с немецкими захватчиками на Карельском фронте, мне вместе с фельдъегерем Виктором Григорьевым было поручено доставить срочные оперативные документы из Беломорска, где располагался штаб Карельского фронта, в Мурманск. Поезд, в котором мы ехали, подвергся бомбежке. Был выведен из строя паровоз и разбит вагон, в котором мы ехали. Чудом оставшись в живых, мы с Григорьевым сумели сохранить доверенную важную корреспонденцию, преодолевая сопки и болота, добрались пешком до ближайшей станции, сели на поезд и своевременно прибыли в Мурманск, доставив документы по назначению и в срок».

За успешное выполнение задание и проявленные при этом мужество и находчивость фельдъегерям Валюжскому и Григорьеву приказом НКВД СССР была объявлена благодарность с выдачей месячного оклада. Были, конечно, у сотрудников спецсвязи и более высокие награды – ордена и медали. Так, например, правительство высоко оценило работу спецсвязистов Москвы в годы войны. Орденами Красной звезды были награждены сотрудники Карпушин, Казаков, Ивлева, Романов, а фельдъегерь Казаков ещё был удостоен и ордена «Отечественной войны». Высоко был оценен и ратный подвиг спецсвязистов Ленинграда. За самоотверженный труд во время Великой Отечественной войны, успешное выполнение заданий по обслуживанию воинских частей, предприятий, организаций, партийных и советских органов более 40 работников отдела спецсвязи были награждены правительственными наградами – орденами Трудового Красного Знамени, Красной звезды, Знака Почета, медалей «За доблестный труд», «За трудовое отличие».

Ленинград, находившийся в кольце фашистской блокады, стал для сотрудников ОФС УНКВД города и Ленинградской области чрезвычайно тяжелым участком. Фельдъегеря работали под постоянными обстрелами и бомбежками, когда приходилось обеспечивать доставку корреспонденции местным адресатам, выполняя городские маршруты большей частью пешком – транспорта не хватало. Не легче было и тем, кто был задействован на авиационном маршруте Москва-Ленинград, который ежедневно обслуживал личный состав фельдъегерей московского «Летного отделения». Важность задачи заключалась и в том, что Ленинградский ОФС обслуживал штабы 4-й, 7-й, 8-й и других армий, расположенных в Ленинградской области, штаб Балтийского флота и штабы Ленинградского, Волховского, Карельского, Северного и Северо-Западного фронтов, постоянно поддерживая связь с Москвой.

Доставляли фельдъегеря в Ленинград не только секретную корреспонденцию, но и так необходимую для оборонных предприятий города платину. Маршрут был авиационным, и военно-транспортные самолёты нередко попадали под огонь зенитной артиллерии противника, нередкими были случаи, когда их сбивали. Так случилось и в 1942 году, когда самолёт упал в районе станции Мга, на территории, занятой немцами. Летчик и фельдъегерь погибли. Из Ленинграда на поиски сгоревшего самолёта за линию фронта была послана группа фельдъегерей, в которую вошли Стариков, Белков и Зверев. Отважные сотрудники спецсвязи, преодолев немалые трудности, разыскали сбитый самолёт с ценным грузом, нашли платину и доставили её в осажденный Ленинград. Смельчаки были награждены орденами Красной звезды.

Мужество проявляли на войне и женщины из специальной связи. В 1944 году в районе станции Максатиха Калининской области потерпел аварию самолет, на котором летела фельдъегерь Дарья Матвеева. Она получила тяжелую травму, но не выпустила из рук свой особый груз, сохранила всю корреспонденцию и позволила отправить себя в госпиталь только после того, как передала почту работникам Максатихинского пункта спецсвязи.


Погрузка корреспонденции перед вылетом на фронтовой фельдъегерский маршрут, 1944 год.

Женщины трудились в спецсвязи наравне с мужчинами, многие из которых ушли на фронт, и ответственные задания легли на хрупкие плечи. Сохранилась характеристика на фельдъегеря Н.В. Мошникову из Карелии, где шли упорные бои с немецкими и финскими захватчиками. В ней говорится: «При обслуживании маршрута Пудож-Римское по перевозке закрытой корреспонденции тов. Мошникова, несмотря на трудности с транспортом в осеннее-зимнее-весеннее бездорожье, обслуживала маршрут протяженностью 90 км в один конец пешим порядком и всегда затрачивала время на обслуживание маршрута меньше, чем фельдъегери-мужчины. Этот тракт прилегал к фронтовой полосе и обстреливался противником, но тов. Мошникова всегда смело, мужественно, с максимальной бдительностью и точно в установленный срок доставляла корреспонденцию воинским частям и партизанским отрядам у передовой полосы обороны». Такое вот скромное обаяние подвига. Без прикрас.

Порой невидимая, но поистине бесценная работа фельдъегерей специальной связи оказалась крайне важной для общей Победы. Важность доставляемой ими корреспонденции отражалась на ходе целых военных операций, как наступательных, так и оборонительных. Порой от вовремя доставленного пакета зависела и судьба отдельно взятых людей – время было непростое. И они шли, летели, ехали, но всегда вовремя доставляли порученный груз по назначению. Сказывалось, конечно, и качество связи времен ВОВ, так что роль простой «бумажки» с содержанием приказа или ценной и секретной информацией была особо важной. И фельдъегеря с этой работой справлялись с чувством высочайшей ответственности, независимо от того, было ли это распоряжение ставки Верховного командования или отчетность оборонного завода.

Стоит вспомнить, что, помимо регулярных фронтовых фельдъегерских маршрутов, работники специальной связи в годы войны выполняли целый ряд других наиболее важных заданий. Фельдъегерям поручалась доставка особо срочных документов для вручения лично командующим фронтами, членам Военных Советов фронтов и другим военным руководителям. Обслуживали они и потребности такой организации как «Смерш». В этих случаях от них требовалась особая расторопность, требующая быстро отыскать местонахождение адресата и своевременно вручить корреспонденцию. Фельдъегерской специальной связью в штабы фронтов и отдельных армий доставлялась аппаратура правительственной «ВЧ-связи». Через их маршруты направлялась в войска радиоаппаратура для разведчастей, продовольственные карточки, посылки с облигациями госзаймов, целый ряд других специальных грузов государственной важности.  

Текст: Виктор Сокирко
Фото из архивов Спецсвязи

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Специальный выпуск 2020).
Скачать PDF версию журнала бесплатно!

Поделиться: