Аналитика и комментарии

06 мая 2020

Великая Отечественная война раскрыла героизм военных финансистов

Дорогие наши ветераны!

Ваш подвиг дал возможность жить вашим поколениям – детям, внукам, правнукам, трудиться ради настоящего и будущего своего Отечества. Развитие, могущество и процветание нашей Родины, нашей России основано на вашем героическом и самоотверженном ратном труде.

Пользуясь случаем, прошу всех ветеранов принять от личного состава Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации искренние и сердечные поздравления с праздником, с 75-летием Дня Победы!

Отмечу, что в этой победе есть заслуга и военных финансистов. На протяжении всей истории своей деятельности финансовая служба самоотверженно и с высокой ответственностью выполняет стоящие перед ней задачи по организации своевременного и полного финансового обеспечения Вооруженных Сил нашего Отечества.

Желаю вам, наши дорогие ветераны, вашим родным и близким мирного неба, счастья и крепкого здоровья, душевного тепла и благополучия!

Юлия Владимировна Яркоева,
Директор Департамента социальных гарантий
Министерства обороны Российской Федерации

 

О том, какое влияние на боеспособность Вооруженных Сил оказывает социальное обеспечение, социальная защита военнослужащих и членов их семей, как эти задачи решались на протяжении всей современной истории существования службы, в интервью Национальному банковскому журналу рассказывает Директор Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ Юлия Яркоева.

NBJ: Юлия Владимировна, какие задачи на современном этапе ставит руководство Минобороны России перед Департаментом социальных гарантий, и каков функционал Департамента в наше время?

Ю. В. Яркоева: Отвечая на ваш вопрос, необходимо отметить, что важнейшими задачами, возложенными на Департамент, является реализация в Вооруженных Силах государственной политики в области денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, социальных выплат, пособий и компенсаций личному составу Вооруженных Сил и членам их семей, а также пенсий, пособий, компенсаций и других выплат гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

В настоящее время одной из важнейших задач, стоящей перед Министерством обороны, является соответствие уровня денежного довольствия военнослужащих уровню оплаты труда работников ведущих отраслей экономики.

Именно сбалансированная кадровая политика, мероприятия по оптимизации структуры и численности Вооруженных Сил в пределах средств, выделяемых Минобороны России из федерального бюджета, позволяет не только сохранять достигнутый уровень денежного довольствия военнослужащих, но и обеспечить его рост.

NBJ: Судя по всему, только этими вопросами функционал Департамента не ограничивается?

Ю. В. Яркоева:  Вы правы. Еще одной существенной задачей Департамента является осуществление тарификации штатов и проведение единой штатно-тарифной политики в Вооруженных Силах.

Также, Департамент осуществляет свою деятельность в области организации и обеспечения выплаты пенсий, пособий и компенсаций 1 112 тысячам пенсионеров Минобороны России.

Организована работа подразделений социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации как в субъектах Российской Федерации, так и дислоцированных за пределами Российской Федерации.

Пенсии гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей ежегодно индексируются. Средний размер «военных пенсий» в 1,3 раза превышает уровень пенсионного обеспечения в гражданском секторе экономики.

Не менее социально значимая область деятельности Департамента – реализация государственной политики в сфере оплаты труда лиц гражданского персонала Минобороны России. Обеспечивая законные права работников на труд, Департамент в своей работе проводит политику безусловного выполнения в отношении гражданского персонала положений трудового законодательства Российской Федерации.

Немаловажную роль в обеспечении военнослужащих играют вопросы обеспечения их различного рода выплатами социального характера.

Установлен принципиально новый порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений офицерам, прапорщикам, солдатам и сержантам, проходящих военную службу по контракту, а именно в зависимости от стоимости найма жилого помещения в конкретном субъекте Российской Федерации, где военнослужащий проходит службу, и от количества членов его семьи.

Средний размер компенсации расходов указанной категории военнослужащих на оплату съемного жилья обеспечивает возмещение затрат на аренду жилья.

Личный состав Департамента успешно решает задачи, возложенные на Департамент, активно используя при этом огромный опыт деятельности финансово-экономических органов Минобороны России (СССР).

Обеспечивая законные права работников на труд, Департамент в своей работе проводит политику безусловного выполнения в отношении гражданского персонала положений трудового законодательства Российской Федерации

NBJ: В чем, на ваш взгляд были особенности организации работы финансовой службы в годы войны?

Ю. В. Яркоева: Слаженная работа военных финансистов внесла свой вклад в Великую Победу. Об этом подробно рассказано в исторических материалах спецвыпуска.

Военно-финансовая служба выполняла во время войны, во-первых, задачу своевременного и полного удовлетворения потребностей войск в денежных средствах в любых условиях боевой обстановки, и во-вторых, задачу наилучшего использования денежных средств для обеспечения победы.

Таким образом, подытоживая, в период Великой Отечественной войны финансовой службой Красной Армии были проведены следующие основные мероприятия: перестроена система финансового планирования и финансирования войск соответственно условиям войны и изменению схемы довольствия войск; внесены изменения в систему денежного довольствия военнослужащих, направленные на стимулирование боевой деятельности войск в целом и отдельных военнослужащих, поощрение денежными наградами успешного выполнения боевого задания; достигнуто снижение цен и обеспечен своевременный расчет за предметы военных поставок, контроль поступления оплаченной военной продукции и строгий режим в использовании материальных ресурсов; существенно изменен финансовый контроль. Особое значение приобрел предварительный контроль, который в сочетании с последующим контролем способствовал выявлению и предупреждению нарушений финансовой дисциплины и экономному расходованию денежных средств; проведены важные меры по государственному обеспечению военнослужащих и их семей.

Военным финансистам передали вопросы пенсионного обслуживания военнослужащих и членов их семей; обеспечено финансирование войск на иностранной территории; подготовлены необходимые меры к финансовому обеспечению демобилизации военнослужащих.

Решение всех основных вопросов финансового обеспечения Красной Армии состоялось благодаря согласованной деятельности финансовых органов страны, армии и флота.

Великая Отечественная война не только показала, что рост военных расходов неизбежно приводит к усилению роли военно-финансовой службы, но и раскрыла героизм военных финансистов, проявивших мужество и отвагу при решении профессиональных задач и выполнении боевых заданий.

NBJ: Обеспечение социальных гарантий граждан Российской Федерации, в том числе и военнослужащих – одна из ключевых задач нашего государства. В разные годы эта задача решалась по-разному. Можете ли провести какие-то исторические параллели в этом направлении работы Минобороны России?

Ю. В. Яркоева: Да, вы правы. В условиях существования в разное время многочисленных угроз проблема финансового обеспечения нашей армии всегда имела особую актуальность. Очевидно, что качественные параметры военной безопасности государства, выполнение задач по поддержанию высокого уровня боевой готовности Вооруженных Сил во многом зависят от уровня социального обеспечения военнослужащих нашей армии. И эта задача в разные годы решалась по-разному в зависимости от складывающейся обстановки.

Остановимся на основных этапах развития финансовой службы с начала создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1918 году.

Денежное довольствие военнослужащих Красной Армии в период Гражданской войны состояло из окладов жалования, дополнительных видов выплат и путевого довольствия.

Прямо в ходе войны был сделан резкий перелом в принципах оплаты воинского труда.

Денежное довольствие строилось на основе новых принципов оплаты: по количеству и качеству труда. В основе этих принципов лежала занимаемая должность, а не чины, которые были упразднены, квалификация, условия службы и т. д.

Система денежного довольствия исключала те грандиозные разрывы в окладах денежного содержания, которые пронизывали систему денежного довольствия старой русской армии, отражавшие политику и стремление обеспечить только высшие слои армии.

Вместо множественности окладов были созданы оклады по должностям, причем разрывы между окладами были существенно меньше, значительно были подтянуты в оплате красноармейцы, старшие и средние командиры.

В Красной Армии получила развитие система выдачи премий за отличные показатели в боевой работе на фронте, добавочные оплаты за особо выдающуюся работу в действующей армии.

Далее, за период с 1922 до 1941 гг. повышение материального положения военнослужащих, особенно командного состава, осуществлялось постоянно, в том числе за счёт роста окладов денежного содержания.

В 1928 году введены оклады денежного содержания, как прообраз нынешних воинских званий, добавочное вознаграждение за выслугу лет, и уточнена система денежного довольствия.

Это уточнение выразилось в том, что в постоянное денежное содержание входили: основные оклады жалования, дополнительные оклады по должности и квартирно-коммунальные и бытовые деньги.

С началом Великой Отечественной войны коренным образом изменились условия службы военнослужащих, это потребовало существенного изменения системы денежного довольствия, которые проводились по двум направлениям: первое – увеличение окладов денежного содержания военнослужащих действующей армии, второе – установление новых и отмена потерявших значение в военное время видов денежного довольствия.

С возрастанием роли и значения в бою отдельных родов войск, частей и воинских специальностей изменялось денежное довольствие личного состава. Уже с августа 1941 г. были повышены оклады содержания летно-техническому составу авиации; с сентября 1941 г. – военнослужащим воздушно-десантных войск, железнодорожных частей, занятых на восстановительных работах; с мая 1942 г. установлены более высокие оклады снайперам.

В 1941 г. были введены награждение личного состава авиации орденами и выплата денежных вознаграждений за хорошую боевую работу (за сбитые самолеты противника, за успешные штурмовые действия по войскам противника и т. д.).

В июле 1942 г. была введена выплата премий за подбитые танки противника личному составу орудийных расчетов истребительно-противотанковой артиллерии, распространенная затем на расчеты противотанковых ружей, экипажи танков, артиллеристов, а также лиц, уничтожавших танки противника индивидуальными средствами борьбы.

Для стимулирования боевой деятельности внедрена система премиальных вознаграждений. Так, за подбитый танк выплачивалось вознаграждение от 200 до 1000 руб., в зависимости от того, кем подбит танк – расчетом ПТР, артиллеристами, экипажем танка, гранатами; за сбитый самолет – 1000 руб. и др.

Повышению воинского мастерства способствовало присвоение военнослужащим классной квалификации и выплата им специального вознаграждения.

После окончания Великой Отечественной перед Финансовым управлением Красной Армии стала задача в кратчайшие сроки перевести систему денежного довольствия военнослужащих на условия мирного времени.

Денежное довольствие военнослужащих, оставшихся в кадрах Вооруженных сил, необходимо было привести в соответствие с мирными условиями, которые предусматривали отмену увеличенных окладов и специальных добавочных видов, установленных для военнослужащих действующей армии, и не допустить ухудшения материального положения военнослужащих.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1946 г. «О денежном довольствии военнослужащих Вооруженных Сил Союза ССР» впервые введены оклады по воинским званиям офицерам, генералам и адмиралам.

Тогда же были повышены должностные оклады по большинству должностей офицерского состава, военнослужащих срочной и сверхсрочной службы, а также увеличены предельные размеры процентной надбавки за выслугу лет на должностях офицерского состава.

В последующие годы оклады по воинским званиям и оклады по воинским должностям повышались в основном выборочно. Первое повышение окладов по воинскому званию было проведено только через 25 лет (в 1971 году), а по воинским должностям – в 1956 году, то есть через 10 лет.

С 2019 года повышение пенсий каждому нашему фронтовику составило около 10 тысяч рублей ежемесячно.

NBJ: Насколько социально защищены российские военнослужащие и их семьи в современной России, правопреемнице СССР?

Ю. В. Яркоева: В целом к началу 1990-х годов по сравнению с 1971 годом денежное содержание командира взвода возросло в 2,2 раза, в то время как заработная плата в стране увеличилась в 5,6 раза.

Особенности служебной деятельности военнослужащих отражались в добавочных видах денежного довольствия, таких как процентная надбавка за особые условия службы на подводных лодках и торпедных катерах; вознаграждение за прыжки с парашютом по плану боевой подготовки и для испытания парашютов; процентная надбавка к должностному окладу за работу с документами особой важности; денежное вознаграждение за квалификацию; денежное вознаграждение за несение боевого дежурства по противовоздушной обороне страны и другие.

С 1993 года вместо сравнительного метода стал использоваться принципиально новый подход к установлению размеров оплаты воинского труда. В его основу был положен минимальный прожиточный бюджет, т. е. сопоставление трудовых усилий при выполнении воинских обязанностей и затрат военнослужащих на удовлетворение своих потребностей.

Это позволило перейти к формированию денежного содержания так называемым методом спроса и предложения, который основан на соизмерении потребительского бюджета военнослужащего и установленного государством размера его денежного содержания.

В 1993 году, с выходом Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих», оклад денежного содержания по первичной должности военнослужащего, проходящего службу по контракту, был увязан с минимальным размером оплаты труда (МРОТ) и устанавливался в размере пяти МРОТ, а оклад по воинскому званию – в размере 50% от оклада по должности.

В результате принятых мер, в 1993 году оклад денежного содержания командира взвода впервые с 1990 года превысил среднюю заработную плату в стране в 1,5 раза.

В целом, за 1991–1995 гг. оклады денежного содержания военнослужащим повышались 14 раз, в том числе 3 раза в 1991 г., 4 раза в 1992 г., 3 раза в 1993 г. и по 2 раза в 1994 и 1995 годах.

Очередное повышение окладов денежного содержания военнослужащих было произведено только в 1999 г.: с 1 января 1999 г. в 1,62 раза должностных окладов и с 1 июля 1999 г. в 2,02 раза окладов по воинскому званию.

И в настоящее время немаловажным фактором, оказывающим влияние на боеспособность Вооруженных Сил, является социальное обеспечение и социальная защита военнослужащих и членов их семей.

Вы знаете, что с 1 января 2012 года проведена реформа денежного довольствия военнослужащих, позволившая увеличить его размер в 2,5–3 раза, что подняло престиж военной службы, сделало ее конкурентоспособной и существенно повысило качество комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации.

В связи с этим, одной из важнейших задач, стоящей перед Министерством обороны, являлось недопущение снижения достигнутого после проведения реформы уровня денежного довольствия военнослужащих по отношению к уровню оплаты труда работников ведущих отраслей экономики, в соответствии с Указом Президента 2012 года № 604.

В этих целях принимались решения о дополнительном материальном стимулировании военнослужащих, а также устанавливались ежемесячные надбавки, стимулирующие особенности прохождения военной службы.

Так, были установлены дополнительные надбавки отдельным категориям военнослужащих, учитывающие специфику прохождения ими военной службы: привлекаемым к выполнению задач в особых условиях (к участию в миротворческих операциях, к выполнению задач в горной местности, за руководство подразделениями); за физическую подготовку военнослужащих; за награждение ведомственными медалями «За боевые отличия», «За воинскую доблесть», «За разминирование»; военнослужащим, проходящим военную службу в Арктической зоне; военнослужащим, привлекаемым к выполнению задач в составе батальонных (ротных) тактических групп.

В 2019 году в целях повышения престижа военной службы по особо дефицитным специальностям контрактников, в том числе занимающим воинские должности водителей (старших водителей) транспортных средств специальных категорий, установлена надбавка за особые достижения в службе в размере 30 % оклада по воинской должности. Также введена надбавка военнослужащим, занимающим воинские должности, для которых штатом воинской части предусмотрены 1–4 тарифные разряды в размере 50 % оклада по воинской должности.

По инициативе Минобороны России денежное довольствие военнослужащих с 1 января 2018 г. увеличено на 4 процента, с 1 октября 2019 г. на 4,3 процента.

Проиндексированы и военные пенсии с 1 января 2018 г. на 4 процента и с 1 октября 2019 г. на 6,3 процента.

Также хочу отметить, что предусматривается и дальнейшее проведение индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий с 1 октября 2020 г. и с 1 октября 2021 г. на 3,0 и 4 процента соответственно.

Кроме того, в 2019 году в канун празднования Дня Победы, по инициативе Минобороны России принят Федеральный закон, в соответствии с которым исчисление пенсий участникам Великой Отечественной войны осуществляется исходя из 100% размера денежного довольствия. Повышение пенсий каждому нашему фронтовику составило около 10 тысяч рублей ежемесячно.

Таким образом, мы не останавливаемся на уже достигнутых результатах и постоянно работаем над тем, чтобы наши военнослужащие и военные пенсионеры в мирной жизни чувствовали себя максимально комфортно.  

Справка

Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации является центральным органом военного управления. Он подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск (сил).

В рамках выполняемых задач Департаментом разрабатываются и реализуются в установленном порядке законодательные, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и правовые акты Министерства обороны по вопросам повышения социальной защищенности личного состава Вооруженных Сил, а также военных пенсионеров. Тщательную и детальную проработку проходят поступающие на согласование проекты законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов Министерства обороны, так как практически все они напрямую или косвенно затрагивают вопросы финансового обеспечения личного состава в различных условиях служебной деятельности.

Департаментом проводится постоянный непрерывный анализ уровня материального обеспечения личного состава Вооруженных Сил, и на его основе осуществляется подготовка предложений по совершенствованию действующих систем оплаты воинского труда и труда гражданских специалистов Министерства обороны.

Департамент твердо и последовательно проводит политику, нацеленную на повышение престижа службы и работы в Министерстве обороны, достижения максимально эффективных результатов при выполнении поставленных задач, а также на обеспечение социальной защиты военнослужащих после прохождения ими службы в Вооруженных Силах.

Беседовал: Станислав Комаров

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Специальный выпуск 2020).
Скачать PDF версию журнала бесплатно!

Поделиться:
 

Возврат к списку