Аналитика и комментарии

06 мая 2020

Как осуществлялось финансовое планирование в годы Великой Отечественной войны

Инструкцией о финансировании войсковых частей и учреждений Красной Армии в военное время предписывалось финансовое планирование в воинских частях, соединениях, армиях и фронтах осуществлять с использованием двух заявок – отчёт-заявки по фонду денежного довольствия и заработной платы и заявки на денежные средства.

Заявка на денежные средства составлялась ежемесячно по всем статьям сметы Народного комиссариата обороны (НКО), кроме расходов на денежное довольствие и заработную плату.


Отчет-заявка на денежные средства,1942 год

Опыт финансирования войск в течение первых трёх месяцев войны выявил необходимость внесения некоторых уточнений в финансовое планирование и финансирование.

С 1 октября 1941 г. вместо двух заявок для войск (до армии включительно) был введен единый финансово-плановый документ – требование на необходимые денежные средства и кредиты по всем статьям сметы НКО, допускался зачёт неиспользованных остатков.  Финансовый отдел фронта направлял в центр – Финансовое управление НКО – как и прежде,  сводную месячную заявку.

В то же время, как показала практика, отмена развёрнутой отчёт-заявки по фонду денежного довольствия  значительно сократила возможности анализа структуры этих расходов, которые занимали наибольшую долю в общем объёме расходов фронтов. Например, в 1942 г. –  около 65%. Поэтому с мая 1942 г.   в войсках (до фронта включительно) было восстановлено представление ежемесячной отчёт-заявки. Отчетные и плановые показатели предусматривались в ней в разрезе отдельных видов денежного довольствия военнослужащих, заработной платы рабочих и служащих и путевого довольствия, а также данных о суммах, подлежащих удержанию по аттестатам на семьи офицерского состава. Отчёт-заявка улучшила финансовое планирование по фонду денежного довольствия и применялась до конца войны.

Требование на необходимые денежные средства и кредиты по всем статьям сметы НКО, 1942 год

Улучшению финансового планирования и финансирования способствовало также введение нового Перечня расходов по смете НКО СССР в апреле 1942 г. (приказ НКО 1942 г. № 105), который уточнил и дополнил расходы с учетом опыта войны для более точного определения потребности в денежных средствах и целевому их использованию.

В 1943 г. сроки представления плановых документов в войсковом звене были приближены к выплатному периоду, а также разрешалось перечисление аванса в пределах 20% от суммы денежного довольствия за истекший месяц. На конец месяца устанавливались лимиты остатков бюджетных средств, что нацеливало на повышение качества финансового планирования.

Дополненная и уточненная в 1943 г. система финансового планирования войск полностью себя оправдала и действовала до конца войны без существенных изменений.   

Текст: ДИМК МО РФ
Иллюстрации: ДИМК МО РФ

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Специальный выпуск 2020).
Скачать PDF версию журнала бесплатно!

Поделиться: