Аналитика и комментарии

06 мая 2020

Евгений ПРОНСКИЙ: «Опыт финансистов Красной Армии в период Великой отечественной войны мы продолжаем использовать и в настоящее время»

О профессиональной преемственности, боевом опыте времен Великой Отечественной войны и нынешнем состоянии финансовой службы Вооруженных сил РФ в интервью главному редактору Национального Банковского журнала Станиславу Комарову рассказывает Директор Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса, Евгений Пронский.

NBJ: Уважаемый Евгений Геннадьевич, что представляет собой на современном этапе Департамент финансового обеспечения МО, его функционал, основные цели и задачи?

Е. Г. Пронский: Служба финансового обеспечения армии прошла более чем вековой путь своего развития. На ее становление напрямую влияли разные периоды развития нашего государства, армии и флота России, их военного строительства, и этот процесс не был простым.

22 октября 1918 г. приказом Реввоенсовета Республики № 135 впервые в истории Вооруженных Сил Российской Федерации было принято Положение о Финансовом отделе Народного комиссариата по военным делам РСФСР и введен в действие юридический документ о самостоятельном военном финансовом органе.

Финансовый отдел представлял собой центральный финансовый орган высшего советского военного командования. Работники отдела не состояли на военной службе, являясь служащими советского
государственного аппарата. Этот коллектив стал первой ячейкой финансовой службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии, зародившейся в конце февраля 1918 года.

В ходе Гражданской войны Финансовый отдел решал задачи финансового обеспечения фронтов, контролировал расходование средств главными управлениями Рабоче-Крестьянской Красной Армии, отвечал за работу полевых казначейств, формирование системы подготовки военных финансистов.

В целях усиления централизации финансового обеспечения было создано Военно-Финансовое Управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В дальнейшем с переходом на новые штаты оно стало именоваться Финансовым управлением при Народном комиссариате обороны СССР.

Система, созданная в период Гражданской войны, послужила прообразом современной структуры финансового обеспечения армии. И она, как видим, прошла проверку временем.

С началом Великой Отечественной войны Финансовое управление при Народном комиссариате обороны СССР непосредственно руководило в Красной Армии работой финансовых отделов фронтов, военных округов и армий.

Задача организации финансирования войск действующей армии решалась одновременно с организацией их кассового и расчетного обслуживания через полевые учреждения Государственного банка СССР.

В годы Великой Отечественной войны через финансовую систему армии и флота прошло более половины расходов бюджета страны, при этом военными финансистами были соблюдены все требования по высокой эффективности и экономичности расходов.

Финансово-экономическая служба, тесно связанная со всеми сторонами жизни и быта войск, их техническими и социальными аспектами, мероприятиями по подготовке к военным действиям и их ведением, непрерывно функционировала и развивалась.

Система финансового обеспечения Вооружённых Сил совершенствовалась вместе с изменениями их боевого состава, военной и социальной инфраструктуры.

В 1955 году создано Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ), которым более 30 лет руководил Герой Социалистического Труда генерал-полковник В.Н.Дутов.

В связи с созданием Министерства обороны Российской Федерации ЦФУ МО СССР реорганизовано в Главное управление военного бюджета, в дальнейшем в Главное финансово-экономическое управление.

В настоящее время в центральном аппарате действуют структуры финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации: Департамент финансового обеспечения, Департамент финансового планирования, Департамент социальных гарантий, Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа и Отдел планирования финансового обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации.

Справка: Современный Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации сформирован 20 мая 2010 г. в соответствии с директивой Министра обороны Российской Федерации от 30 января 2010 г. За это время он не претерпел существенных изменений и стабильно продолжает функционировать в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации.  

Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации является центральным органом военного управления и подчиняется заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за организацию финансового обеспечения войск, предназначен для организации и осуществления финансового обеспечения Вооруженных Сил, ведения в установленном порядке бюджетного учета и составления сводной (консолидированной) бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности.

На Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации возложены следующие основные задачи:

- организация и осуществление финансирования расходов Министерства обороны за счет выделяемых ассигнований;

- реализация полномочий Министерства обороны как главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- организация расчетно-кассового обслуживания исполнения денежных обязательств Министерства обороны;

- осуществление централизованных расчетов по государственным контрактам (более 10 000) в соответствии с принятыми Министерством обороны бюджетными и иными обязательствами;

- финансово-экономическое сопровождение размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в интересах Министерства обороны;

- составление сводной (консолидированной) бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности Министерства обороны, а также методическое обеспечение деятельности финансово-экономических органов по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления отчетности.  

Департамент финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации организует и осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по всей сети подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств (в настоящее время около 660 учреждений); субсидий и субвенций организациям и субъектам Российской Федерации, установленным порядком; денежных средств для осуществления выплат и компенсаций лицам, уволенным с военной службы и членам их семей; денежных средств для обеспечения международной деятельности и другим направлениям.

Сотрудники Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации непосредственно участвуют в разработке документов финансового обеспечения войск в период непосредственной угрозы агрессии (возникновении кризисной ситуации) и в военное время и проведении мероприятий по проверке боевой и мобилизационной готовности финансово-экономических органов Вооружённых Сил Российской Федерации.

Департаментом финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляется организация работы по открытию лицевых счетов Министерства обороны в территориальных органах Федерального казначейства и счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях; взаимодействие с Федеральным казначейством и его территориальными органами по вопросам применения казначейских технологий исполнения бюджета, расчетно-кассового обслуживания;  оформление платежных документов для авансирования и расчетов по государственным контрактам, договорам, представление их в территориальные органы Федерального казначейства, учреждения Банка России и кредитные организации. Также Департаментом финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляются целый ряд других необходимых функций.

Начиная с 2012 года, практически с «нуля», выстроена строго регламентированная система администрирования доходов Минобороны России. Для систематизации и повышения качества планирования доходов были увеличены коды доходов по источникам их поступлений с 28 до 134, разработана и утверждена Методика прогнозирования доходов в соответствии с требованиями Минфина России.

Проведенная работа позволила органам военного управления обеспечить прогнозирование доходов на высоком уровне и в целом не допускать превышения допустимых отклонений от прогнозных показателей.

Как и в годы войны,  когда финансовая служба Красной Армии выполняла задачи по своевременному и полному удовлетворению потребностей войск в денежных
средствах в любых условиях боевой обстановки, в наши дни усилия Департамента направлены на бесперебойное финансовое обеспечение армии и флота, в том числе при решении внезапно возникающих задач.  

Вообще, это отдельный и очень интересный вопрос – об организации системы финансового обеспечения Красной Армии в период войны, опыт которой мы продолжаем использовать и в настоящее время.

NBJ: Журнал выходит накануне 75-летия победы в ВОВ. Можно ли провести какие-то исторические параллели с работой финансовой службы в годы ВОВ и тем, как организована работа Департамента в наше время?

Е. Г. Пронский: На долю военных финансистов в годы Великой Отечественной войны выпали суровые испытания. Через финансовую систему армии и флота прошло более 1,1 трлн советских рублей – это свыше половины бюджета страны (50,8% расходов бюджета). И при этом все требования руководства страны по эффективности и экономии расходов были соблюдены.

Хочу отметить, что в годы войны военные финансисты решали не только чисто профессиональные задачи. Если требовала обстановка, они с оружием в руках вступали в бой, проявляя при этом мужество и отвагу. Нередко военные финансисты становились командирами, руководили подразделениями и воинскими частями.

Многие из них до войны получили финансовое образование или являлись финансовыми работниками предприятий и организаций. Были призваны в армию и в годы войны совершили подвиги – снайперами, стрелками, подрывниками, артиллеристами.

Вклад военных финансистов в обеспечение Победы был по достоинству оценен государством. 95% офицеров финансовой службы армии и флота были награждены орденами и медалями.

Только в 1944–1945 гг. за образцовое выполнение заданий командования по финансированию частей Красной Армии, сбережение денежных средств в боевой обстановке и личный героизм свыше 17 тыс. офицеров финансовой службы были удостоены государственных наград, многие из них – посмертно.

Учитывая бесценный опыт прошедших лет, опыт финансового обеспечения армии в годы ВОВ, а также  современные реалии и бюджетные императивы, повседневная деятельность финансово-экономической службы Вооруженных Сил РФ всегда направлена на обеспечение обороноспособности страны.

Подчеркну: как раньше, так и сейчас военные финансисты выполняют свои задачи на высоком и эффективном уровне. Во все периоды развития и становления финансово-экономической службы Вооруженных Сил они с достоинством и честью решали возложенные на них задачи. При этом суть выполняемых финансово-экономическими органами функций на современном этапе практически неизменна, их основы заложены нашими ветеранами и прошли проверку временем.

Преемственность видна во всем. Например, многие задачи, стоявшие перед Финансовым управлением при Народном комиссариате обороны СССР в годы Великой Отечественной войны, актуальны в работе Департамента финансового обеспечения Министерства обороны РФ и сейчас.  Это финансово-экономическое сопровождение размещения и исполнения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд в интересах Министерства обороны, обеспечение расчетно-кассового обслуживания исполнения денежных обязательств и осуществление централизованных расчетов в соответствии с принятыми бюджетными и иными обязательствами по государственным контрактам.

Задача по рациональному и эффективному использованию бюджетных средств, выделяемых на нужды Вооруженных Сил, как и в годы Великой Отечественной войны, также остается одной из приоритетных. Специалисты финансово-экономической службы, как и раньше, регулярно выезжают в войска с проверками, нарабатывают опыт оказания практической помощи территориальным финансовым органам. 

Финансовые органы, сформированные в новом облике Вооруженных Сил РФ, участвуют во всех крупных командно-штабных учениях и маневрах войск. Задачи финансового обеспечения войск в различных условиях обстановки, в том числе при решении внезапно возникающих задач, при переходе в кратчайшие сроки с мирного на военное время, отрабатывались нами во взаимодействии с полевыми учреждениями Банка России, органами Федерального казначейства и Минфина России в течение последних 5 лет в ходе маневров войск «Восток-2014»,  «Центр-2015», «Кавказ-2016»,  «Запад-2017»,  «Восток-2018», стратегических командных учений «Центр-2019».

В юбилейном для Департамента финансового обеспечения Министерства обороны РФ году – в 2020-м мы отмечаем свое 10-летие – планируем принять участие в учениях, на которых также будут совершенствоваться вопросы финансового обеспечения войск в различных условиях обстановки.

В ходе этих учений планируем отработать вопросы совершенствования организации обеспечения личного состава денежным довольствием и другими положенными выплатами в различных условиях обстановки, упрощения документооборота и учета, применения новых организационно-технических и управленческих решений. Это является и сегодня основным решающим фактором.

NBJ: Исторический опыт показывает, что для успешного ведения боевых действий грамотное финансирование военных нужд имеет первостепенное значение. К счастью, Россия давно уже не принимает участия в полномасштабных войнах, но наше присутствие в локальных конфликтах и военных операциях для защиты интересов страны является явным, зримым и действенным. Как в наше время осуществляется текущая работа финансовых служб МО в этом направлении?

Е. Г. Пронский: Многие военные финансисты принимали участие в боевых действиях и миротворческих операциях. Это и война в Афганистане, и события на территории государств бывшей Югославии, и контртеррористические операции на Северном Кавказе.

Решая задачи финансового обеспечения при принятии в состав Российской Федерации полуострова Крым, выполнении нашими военнослужащими специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики, военные финансисты также были на высоте.

Например, при решении вопросов обеспечения войск в Крыму при принятии полуострова в состав Российской Федерации наша задача заключалась в буквальном спасении денежных средств Черноморского флота Российской Федерации, находящихся в украинских гривнах на счетах в украинских кредитных организациях, открытых Банком Украины.

В результате ежедневного постоянного мониторинга и взаимодействия удалось снять со счетов Черноморского флота в украинских кредитных организациях наличные денежные средства в украинских гривнах, обеспечить их сохранность и своевременно обеспечить личный состав Черноморского флота денежным довольствием и другими причитающимися выплатами уже в российских рублях, организовать финансирование Черноморского флота через полевые учреждения Центрального банка Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования его через иностранные банки и осуществить конвертацию остатков денежных средств в украинских гривнах в российские рубли, при этом не потеряв для военного бюджета ни копейки.

Также хочу отметить, как сегодня оперативно решаются все вопросы финансового обеспечения и учета военного имущества российской группировки войск Вооруженных Сил Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике.

Ведется большая работа по финансовому обеспечению воинских частей, расположенных на территориях стран СНГ (Республика Таджикистан, Республика Беларусь, Киргизская Республика и других), на территориях иностранных государств, где она организована совместно с Национальным центром управления обороной Российской Федерации, путем внедрения единой информационной среды, объединяющей все уровни финансового обеспечения Вооруженных Сил.

NBJ: Как происходит ваше взаимодействие с Департаментом бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации?

Е. Г. Пронский: Благодаря плодотворной совместной работе, учитывая современные особенности и информационно-телекоммуникационные возможности, были внедрены изменения в методологию и методику учета военного имущества, осуществлен перевод учета по местам хранения и ответственным лицам, что явилось наиболее оптимальным алгоритмом в боевой обстановке, внедрены новые подходы к организации бухгалтерского учета движения нефинансовых активов (в том числе трофейного имущества) воинских частей, находящихся в непосредственной зоне вооруженного конфликта.

Этот принцип организации учета впоследствии был использован по всем службам тыла Вооруженных Сил Российской Федерации и других органов военного управления, а также на его основе был разработан алгоритм взаимодействия управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и воинских частей при организации и ведении учета материальных ценностей, который был успешно отработан в ходе СКШУ «Центр-2019».

NBJ: Ваш департамент задействован в мероприятиях, связанных с недопущением распространения коронавирусной инфекции?

Е. Г. Пронский: Сейчас, в рамках реализации этих мероприятий и обеспечения финансирования международной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, в нашем Департаментом организовано взаимодействие с заинтересованными органами военного управления и финансовыми службами по полному обеспечению всех финансовых задач путем оптимизации структуры управления и применения дистанционных технологий.

NBJ: Оснащение российской армии современными вооружениями всегда было одной из приоритетных задач нашего государства. Опубликовано немало цифр времен Великой Отечественной войны о том, какие средства тратились на эти цели. Можете озвучить наиболее интересные цифры нашего времени?

Е. Г. Пронский: Нами изучено много архивных документов, связанных с ценообразованием на продукцию военного назначения в годы Великой Отечественной войны. Мы анализировали, как прорабатывались эти вопросы должностными лицами Финансового управления при Народном комиссариате обороны СССР в 1941–1945 гг.

В годы Великой Отечественной войны поставки в Красную Армию вооружения, боевой техники, материальных средств и бытового обустройства войск, как и до войны, осуществлялись предприятиями народного хозяйства на основе утверждаемых Правительством СССР годовых планов поставок.

Резкое возрастание объемов поставок в Красную Армию привело к тому, что в 1942 году в составе Финансового управления при Народном комиссариате обороны СССР появился отдел цен и калькуляций. Во второй половине 1942 года личным составом Финансового управления при Народном комиссариате обороны СССР и военпредами была проведена большая работа по исследованию себестоимости на вооружение и технику.

Проверки отчетных и сметных калькуляций непосредственно на предприятиях в ряде случаев обнаружили отступления от технических условий, большое неоправданное различие в ценах на предприятиях, выпускающих одноименную продукцию, и финансисты устанавливали причины этого различия. До конца 1942 года проверкой себестоимости продукции и полуфабрикатов было охвачено свыше 600 предприятий.

Углубляясь в изучение калькуляций, работники калькуляционных органов финансовой службы вскрывали резервы производства. Это была кропотливая и трудоемкая работа, однако значение ее было огромно. Благодаря этой работе, достигнутая в 4 квартале 1941 года экономия за счет снижения себестоимости промышленной продукции в пересчете на поставленные в Красную Армию по смете Народного комиссариата обороны СССР вооружение, военную технику и боеприпасы составила 0,2 млрд руб., а в 1942 году – около 9,7 млрд рублей. Снижение себестоимости в 1941 году по сравнению с 1940 годом составило 6,9%. Принятые в 1942 году меры позволили добиться среднего снижения цен по предприятиям всех наркоматов-поставщиков против уровня 1941 года на 25%.

Справка: Итогом работы по снижению цен на вооружение, боеприпасы, боевую технику и военное имущество могут служить положительные финансовые результаты. Общая экономия, полученная от снижения цен за годы войны на указанную продукцию, составила 50,3 млрд рублей. В том числе:

- по артиллерийскому вооружению – 22,9 млрд рублей или 45,5 % всей суммы экономии;

- по авиационному – 14,1 млрд рублей или 28,1 %;

- по бронетанковому – 10,4 млрд рублей или 20,7 %;

- по минометному – 1,7 млрд рублей или 3,4 %;

- по остальным видам вооружения и боевой техники – 1,2 млрд рублей или 2,3 %.

Это был важный дополнительный источник финансирования потребностей Красной Армии. Такая экономия была равна издержкам ведения войны в течение 138 дней.

Также экономия достигалась не только за счет снижения цен, но и за счет рационального использования ресурсов, получаемых Красной Армией.

Схожие задачи решает наш департамент и сегодня.

Справка: Ежегодно в интересах обеспечения деятельности Минобороны России и Вооруженных Сил Российской Федерации в централизованном порядке исполняется более 10 тысяч государственных контрактов и договоров по таким направлениям, как:

- оплата продукции (работ, услуг) оборонного назначения по государственному оборонному заказу;

- оплата материальных средств по номенклатуре материального и технического обеспечения Вооруженных Сил, а также энергоресурсов;

- оплата контрактов по жилищному обеспечению военнослужащих и членов их семей, что позволяет более качественно на основе казначейских технологий во взаимодействии с банковским сектором осуществлять использование бюджетных средств государственного оборонного заказа.

Совместно с заказчиками – заинтересованными органами военного управления и Департаментом
финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации, нашим Департаментом осуществляется большая работа по контролю за текущим исполнением гособоронзаказа.    

Благодаря оптимальной централизации контрактуемых расходов, Минобороны России осуществляется постоянный контроль целевого использования бюджетных средств. Работа в этом направлении организована совместно с Национальным центром управления обороной Российской Федерации. В режиме онлайн мы видим, как используется каждый «военный рубль» на цели оснащения и развития Вооруженных Сил, насколько своевременно принимаются необходимые решения.

Минобороны России осуществляется мониторинг всего государственного оборонного заказа, ведется раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственного оборонного заказа предприятиями оборонно-промышленного комплекса.

Справка: В рамках реализации поручений Президента Российской Федерации по развитию контроля за целевым использованием средств государственного оборонного заказа, Министерством обороны в 2019 году завершены мероприятия по созданию автоматизированной системы раздельного учета в организациях оборонно-промышленного комплекса результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении государственных контрактов с использованием Единой информационной системы государственного оборонного заказа. Этими вопросами занимается Департамент финансового мониторинга государственного оборонного заказа Министерства обороны Российской Федерации.

В Министерстве обороны появился новый объективный информационный источник о реальном ходе исполнения каждого государственного контракта, позволяющий выработать новые подходы по внедрению дополнительных системных мер, направленных на своевременное осуществление поставок для нужд Минобороны России, своевременное и в полном объеме осуществление авансирования и расчетов по государственным контрактам, а также на кардинальное снижение задержек поставок продукции и дебиторской задолженности.  

Таким образом, на наш взгляд, в настоящее время выстроена самая эффективная модель системного контроля за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа.

Это мотивирует предприятия оборонно-промышленного комплекса не только к выполнению своих контрактных обязательств, но и к своевременным расчетам с бюджетами различного уровня по налогам и сборам и выполнению своих социальных обязательств.

NBJ: Корректно ли сравнивать финансовое обеспечение солдата Великой Отечественной войны и современного российского воина? Можете ли привести какие-то примеры?

Е. Г. Пронский: В годы Великой Отечественной войны военные финансисты со всей ответственностью решали вопросы социальной защиты фронтовиков и членов их семей, своевременно и в полном объеме обеспечивали выплаты причитающихся им сумм в любых условиях обстановки.

Тогда же были приняты эффективные меры и по обеспечению контроля за выдачей денежного довольствия непосредственно личному составу. До нынешних дней дошел порядок применения денежных аттестатов на семьи военнослужащих, введенный еще накануне войны.

И сегодня особое внимание уделяется своевременному и полному обеспечению личного состава денежным довольствием. Это прямо влияет на повышение престижа военной службы, стремление личного состава к повышению профессионального мастерства и в целом на уровень боеготовности войск. Этими вопросами, а также вопросами военных пенсий, занимается Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.

В новом облике Вооруженных Сил, с учетом новой практики хозяйственной жизни и современных казначейских технологий, все функции  финансового обеспечения выведены из боевого эшелона и сосредоточены в территориальных финансовых органах Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации.

Командиры войскового звена освобождены от организации процесса финансового и другого обеспечения и смогли сосредоточиться на решении своих непосредственных задач.

Для взаимодействия с командирами воинских частей по вопросам учета движения материальных средств и согласования проектов приказов (по строевой части) по обеспечению военнослужащих денежным довольствием и другими положенными выплатами в соединениях и отдаленных воинских частях развернута сеть из более 1000 групп материального учета и финансовых расчетных пунктов.

Все расчеты с военнослужащими войскового звена переведены через Единый расчетный центр Министерства обороны. В настоящее время все расчеты по денежному довольствию и другим причитающимся выплатам с военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации и гражданским персоналом Вооруженных Сил осуществляются путем безналичных расчетов с использованием банковских карт национальной платежной системы «Мир».

За прошедшие 75 лет со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. сделано очень много для укрепления обороноспособности нашей страны, обеспечения защитников Отечества современным вооружением, достойным уровнем денежного довольствия и социальных гарантий.

Хочу отметить, что преемственность наработок и опыта поколения военных финансистов Великой Отечественной войны  проходит во всех наших начинаниях и мероприятиях не на словах и сохраняется в деятельности командования и личного состава финансово-экономической службы, нашего Департамента.

Это позволяет сделать вывод о том, что все задачи современного финансового обеспечения обороноспособности страны будут успешно решены, в том числе благодаря опыту и поддержке наших ветеранов, которых мы благодарим за их беспримерный повседневный подвиг в годы Великой Отечественной войны.

Совместно с Центральным архивом Министерства обороны Российской Федерации Департаментом финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации проводится большая работа по исследованию и рассекречиванию архивных документов финансовой службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, освоению опыта работы финансовых отделов фронтов, округов, главных и центральных органов военного управления, Финансового управления при Народном комиссариате обороны СССР за период 1941–1945 гг.  

В целях обеспечения доступа к таким документам на сайте Министерства обороны в разделе «Финансово-экономическая деятельность» размещены номера Вестника финансово-экономической службы Вооруженных Сил Российской Федерации, в котором широко представлены информационные и архивные материалы о структуре и деятельности финансовых органов Красной Армии, в том числе в период войны.

Департаментом финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации совместно с Центральным музеем Вооруженных Сил Российской Федерации принято непосредственное участие в подготовке материалов для экспозиции исторической выставки Центрального банка Российской Федерации к 75-летию Победы, посвященной системе денежного снабжения в период 1941–1945 гг., в Музее Победы. Выставка будет насыщенной и очень интересной.

От имени личного состава Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и от себя лично поздравляю с 75-й годовщиной Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Желаю мира, здоровья, неиссякаемой энергии оптимизма, добра и удачи во всем!

С юбилейным Днем Победы!   

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Специальный выпуск 2020).
Скачать PDF версию журнала бесплатно!

Поделиться:
 

Возврат к списку