Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Белорусские банки в тисках двойного стандарта

Современная история финансово-кредитной системы государства Беларусь началась в 1990 г., когда был основан Национальный банк БССР. Позднее, после развала Союза и обретения независимости название подкорректировали, сменив устаревшую БССР на Республику Беларусь.

 Первое время власти не имели права вмешиваться в политику белорусского ЦБ. Нацбанк РБ ежегодно представлял на рассмотрение Верховного Совета Основные направления денежно-кредитной политики. Тот в свою очередь разрабатывал для регулятора рекомендации

. Однако эпоха либерализма оказалась недолговечной. Конституция и законы 1994 г. закрепили за Нацбанком прежние полномочия, но референдум 1996 г., инициированный президентом Александром Лукашенко, кардинально изменил ситуацию. Главный регулятор лишился возможности разрабатывать независимую финансово-кредитную политику, а бразды правления были переданы Совету министров.

Указом президента Верховный Совет 13-го созыва был распущен. Вместо него власти учредили Национальное Собрание, которое не обсуждает политику Совмина и Нацбанка. В дальнейшем ряд законодательных актов еще более ограничил компетенцию регулятора. 

Накануне исторического референдума глава ЦБ Станислав Богданкевич подал в отставку. Это было сделано в знак протеста против смены курса и отказа от Программы рыночных преобразований. Его пост заняла Тамара Винникова, которая вскоре тоже заявила о несогласии с проводимой политикой и попыталась вернуть ситуацию в прежнее русло.

 Однако властям это не понравилось. Тамара Винникова была отстранена от должности, после чего ей были предъявлены обвинения в получении взятки, а через несколько месяцев при невыясненных обстоятельствах она пропала без вести. На ее место был назначен Петр Прокопович, который даже не имеет финансово-экономического образования. Он остается в этой должности и по сей день.

Валютная карма 

Действия правительства незамедлительно спровоцировали глубокий экономический кризис. На начало 1997 г. девальвация белорусского рубля относительно доллара достигла 35,5%. 

Курс монетарной политики государства был направлен на поэтапное сужение свободного ценообразования на внутреннем валютном рынке. Постепенно сформировались шесть параллельных курсов рубля: основной сессии БВФБ, дополнительной секции БВФБ, внебиржевого рынка, нерезидентов, обменных пунктов и черного рынка. 2 июня 1997 г. Александр Лукашенко подписал указ об обязательной продаже экспортерами 30% валютной выручки по официальному курсу.

 Реальный спрос и предложение породили теневую альтернативу легальным экономическим отношениям. Многие участники вынуждены были уйти с биржевого и межбанковского валютных рынков. Более того, физические лица также лишились права свободно приобретать и продавать доллары. Формально разрешалось приобретать ограниченный объем иностранной валюты, что вызвало серьезный дефицит. В такой ситуации криминальный валютный рынок начал активно развиваться. 

Это привело к тому, что к 1999 г. официальный курс был ниже теневого в 2-2,5 раза. Никакие меры запрета не помогали. Черный рынок действовал организованно, как внебиржевая торговая площадка со своими брокерами и маркет-мейкерами.

 Именно <двойными стандартами> были обусловлены многие официальные отчеты тех лет, которые свидетельствовали о <гигантском> росте белорусской экономики. Когда официальные данные индексировались по реальному курсу рубля, многие из показателей принимали отрицательные значения (табл. 1).

За время с 1996 по 2000 г. объем займов Нацбанка правительству существенно вырос. Объем непогашенных обязательств властей перед банками за этот период увеличился более чем в 140 раз. Регулятор выдавал ссуды кредитным организациям исключительно для временного поддержания их ликвидности. В свою очередь их бедственное положение было следствием государственного давления. Правительство настаивало на предоставлении займов убыточному агропромышленному комплексу. 

Действия белорусского регулятора скорее сдерживают, чем стимулируют развитие финансового рынка

Процентная политика Нацбанка не учитывала реальный курс белорусского рубля на теневом рынке. Поэтому средние ставки кредитных организаций были ниже уровня инфляции. В период параллельных валютных курсов их реальное выражение было либо отрицательным, либо едва превышало нулевую отметку.

 Такая политика предотвратила падение объемов производства в так называемых <приоритетных отраслях> - АПК и государственном жилищном строительстве. Однако рост денежной массы превышал ВВП более чем в 500 раз. Из-за этого даже официальный курс белорусского рубля за период с 1995 по 2000 г. снизился в 30,2 раза. В свою очередь, индекс потребительских цен за этот период увеличился в 74,2 раза, а доходы населения упали. Бесконтрольная эмиссия Нацбанка фактически свела на нет использование рубля при расчетах на внешних рынках. 

Финансовые неурядицы не отражаются на красоте белорусской столицы

Долгие годы  черный рынок действовал организованно, как внебиржевая торговая площадка со своими брокерами и маркетмейкерами

Все это привело к краху либо поглощению ряда крупных кредитных организаций - таких как банк <Дукат> и Магнатбанк. В начале 2000 г. 10 из 27 белорусских банков находились на стадии ликвидации.

Курс на Кремль 

В 2000 г. руководству Нацбанка пришлось принимать неотложные меры. Белорусский рубль был деноминирован в тысячу раз, теневой курс легализован в качестве официального, а в обменных пунктах разрешили свободную продажу доллара. Также был открыт доступ для банков-нерезидентов на внутренний валютный рынок и сняты ограничения по использованию белорусского рубля во внешнеэкономических операциях. 

Первого января 2001 г. приняли новый Банковский кодекс, а в ноябре того же года республика присоединилась к 8-й статье Устава МВФ. Подобную финансовую политику белорусского правительства во многом определило поведение нового руководства московского Кремля. Президент РФ Владимир Путин в достаточно жесткой форме выдвинул свои условия по интеграции экономик двух стран. Тем не менее, даже с учетом тех шагов, которые предприняла белорусская сторона, переход на единую валюту пока что остается утопией.

 Нынешняя политика Нацбанка сводится, главным образом, к поддержанию стабильности национальной валюты. Это одно из главных условий дальнейшего сотрудничества с Россией. Однако укрепление отношений двух стран не способствует развитию белорусской банковской системы. Кроме того, монетизация выручки невозможна, пока предприятия республики не вышли на европейские рынки. 

Белорусский лидер все думает о российском рубле...

Сейчас ведется активная работа по увеличению уставных фондов белорусских кредитных организаций. Необходимо унифицировать бухгалтерский учет по международным стандартам. Вмешательство властей в регулирование банковской системы мешает ее полноценному развитию.

Утопические планы 

Одна из основных проблем белорусской финансово-кредитной системы - крайне незначительные объемы привлечения иностранных инвестиций. Новый 2005 год начался с циркуляра Нацбанка, разосланного по всем коммерческим банкам, содержащего требование (официально это называется <предложением>, но эвфемизмы тут неуместны) изучить возможность привлечения в уставные капиталы иностранные инвестиции. Была обозначена даже конкретная сумма - 600 млн. долл.

 Реальность этих планов вызывает у большинства экспертов сомнения. Даже чисто технически привлечение в уставные капиталы инвестиций весьма затруднительно, поскольку для этого требуется согласие акционеров. Иностранных инвесторов, возможно, и заинтересовали бы предложения о покупке контрольного пакета акций, но вкладывать деньги в низкодоходные ценные бумаги никто не станет. Кроме того, в рейтинге экономической свободы Беларусь занимает последние места, а это существенно сдерживает приток средств не только в банковский сектор, но и вообще в экономику страны. По мнению независимых экспертов, сейчас банковская система Беларуси сможет привлечь не более 15 млн. долл. 

Средний показатель присутствия иностранных капиталов в банковской системе республики равен 9,1%. В семи банках доля иностранного капитала составляет 100%, а еще 19 кредитных организаций созданы при участии нерезидентов. В 2004 г. на территории страны была зарегистрирована еще одна небелорусская кредитная организация - Юнионбанк. Но дело не в количестве, а в качестве. Общая капитализация кредитной системы республики низкая, и объемы зарубежных инвестиций ей соответствуют.

Определенные положительные тенденции в прошедшем году все же наблюдались и связаны они были в первую очередь со снижением уровня инфляции. Однако прибыльность работы коммерческих банков остается невысокой даже по меркам СНГ. Рентабельность активов составила в 2004 г. 0,66% против 0,67% в 2003 г., рентабельность акционерного капитала - 4,92% (она также снизилась по сравнению с 2003 г.). 

В республике долгое время был запрещен обмен валюты. Граждане сбывали наличные доллары на рынках и вокзалах

Соотношение ликвидных и суммарных активов существенно улучшилось (27,6% в 2004 г. и 17% в 2003 г., т. е. существенно ниже установленного для банков 20-процентного норматива). Мгновенная ликвидность также несколько выросла и составила 55,9%. Однако аналогичные показатели, которые рассчитываются с учетом длительных сроков привлечения и размещения средств, показывают постоянное снижение. Уровень краткосрочной ликвидности (срок - до года) опустился практически до значения норматива. Это вызвано нехваткой долгосрочных ресурсов по сравнению с текущим спросом на долгосрочные жилищно-строительные кредиты в республике.

Как у всех 

Многие государства сталкиваются с проблемой концентрации банков и их филиалов в столице, на фоне слабого развития филиальной сети, не говоря уже о самостоятельных местных банках, в регионах. В Беларуси эта проблема стоит достаточно остро; особенно разителен контраст на фоне относительно благополучной в этом отношении Украины. Из 31 белорусского банка лишь один зарегистрирован не в Минске - это ОАО АКБ <Ратон>, зарегистрированный в 2003 г. на территории СЭЗ <Гомель-Ратон>. Более всего филиальная сеть банков развита в Минской области, в Брестской, Гомельской и Витебской областях, а в Гродненской и Могилевской - слабее всего. Однако даже в относительно благополучной в этом смысле Витебской области филиальная сеть не удовлетворяет потребностей, обусловленных прохождением через регион международных транспортных коридоров. Система международных переводов <Анелик> имеет по одному филиалу лишь в Витебске, Новополоцке и Орше, информация о переводах передается один раз в день и выдается получателям только до 15.00. Несколько более развита сеть Western Union. Сеть банкоматов вдоль международных транспортных коридоров развита слабо. Банковские риски в Беларуси выше, чем в других странах СНГ (даже по официальной статистике). Доля активов, подверженных кредитному риску, составляет 95,4%, из них 1,6% относится к категории безнадежных. Правда, у большинства банков размер специального резерва для покрытия возможных убытков соответствует расчетной величине этого резерва.

 В стране не развит рынок ценных бумах, инвестиции в валюту не пользуются популярностью. Поэтому объем активов белорусских банков, подверженных рыночному риску, незначителен. Спекуляции же на международных финансовых рынках, имеющих высокий потенциал риска и доходности, в Беларуси технически почти неосуществимы. Нацбанк страны не выработал требования к специальному резерву для покрытия этих рисков - считается, что в этом нет нужды.

 Банковским кодексом в отдельную категорию выносится валютный риск, хотя в банковских кодексах большинства государств он отнесен к рыночным рискам. Нацбанк устанавливает кредитным организациям норматив открытой валютной позиции, который не должен превышать 20% собственных средств. Всего за 2004 г. в Беларуси было всего 9 прецедентов нарушения норматива.

Банковская тайна приказала долго жить

В большинстве стран законодательно гарантируется тайна банковского вклада. Беларусь - не исключение. Однако в условиях тотального контроля государства за своими гражданами вопрос реального существования института банковской тайны встает очень остро.

Банки есть, но нет банковских тайн

 Банковская тайна существует на правах английской королевы - как нечто номинально-декоративное. Оговорена масса прецедентов, достаточных для получения информации о частном вкладе представителями государственных органов. Требовать данные о счетах или транзакциях физического лица могут органы дознания и внутренних дел. Министерство налогов и сборов в их число <избранных> не входит, тем не менее против кредитных организаций нередко возбуждаются уголовные дела по факту непредставления финансовых формуляров физических лиц. Между тем, в соответствии со статьей 122 Банковского кодекса руководство банков поступает правильно. Есть только одно <но> - многие законы противоречат этой статье и не содержат ссылок на Банковский кодекс. Так правоохранительные органы получили <карт-бланш> - возможность нарушить 122 статью косвенным образом гарантируется в законах <О Прокуратуре Республики Беларусь>, <О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией>, <О милиции>, Указе Президента РБ <О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь>. 

Будут ли они жить при капитализме?

Национальное собрание обсуждает поправку к Банковскому кодексу. Она и вовсе предусматривает ликвидацию банковской тайны. По новому закону банки обязаны будут предоставлять информацию о частных вкладах в органы дознания и внутренних дел до возбуждения уголовных дел, а также передавать информацию о банковских вкладах Комитету государственного контроля. Закон был принят в первом чтении, и можно не сомневаться, что будет принят во втором. Ситуация очень напоминает политику Туркменистана в отношении тайны вкладов. Символично, что даже книга вождя Сапармурата Ниязова <Рухнама> (<Сказание о духе>) была недавно переведена на белорусский и большим тиражом поступила в книжные магазины. При таком законодательном поле и принципах работы банковская система Беларуси вряд ли окажется привлекательной для зарубежных инвесторов.

Роман .Мамчиц
Поделиться:
 

Возврат к списку