Аналитика и комментарии

15 октября 2020

Магия банковской «цифры»

Цифровые каналы стали ключевым конкурентным преимуществом в финансовой сфере. По оценке McKinsey, у отечественных банков-лидеров «цифрой» пользуются почти 75 % клиентов. По оценке западных экспертов, каналы дистанционного обслуживания российских банков обладают гибкостью, удобством использования и высоким уровнем безопасности. С помощью цифрового банкинга предприятия и граждане могут не только управлять своими средствами и проводить транзакции в режиме 24/7, но и в любом месте решать любую рутинную задачу: оплатить квитанцию за ЖКХ, штраф, сделать денежный перевод, открыть счет, вклад, юрлицо без визита в налоговые органы и многое другое.

Россия по праву вошла в число передовых стран, где банки являются «локомотивом» финтеха. Отметим, что свою лепту в прогресс внесли не только крупнейшие игроки, но и небольшие банки, обладающие немногочисленными, но профессиональными командами разработчиков. Об этом свидетельствует бурное развитие онлайн-банков, не имеющих офисов. В сегменте МСБ они заняли около 10 % российского рынка.

С началом пандемии ценность интернет-банкинга и мобильных приложений резко возросла. В розничном цифровом канале для удержания клиентов стали активнее применяться чат-боты, благодаря которым уменьшилось количество входящих вызовов. Многие игроки начали корректировать систему дистрибуции банковских услуг и продуктов. За счет оцифровки процесс обслуживания стал проще, а финансовые продукты и услуги – дешевле. И самое главное – диджитализация увеличила скорость обслуживания и сэкономила время клиентам.

Важные изменения произошли в корпоративном банкинге. Особенно это заметно по так называемому онбордингу (процедура обязательной проверки будущего клиента на соответствие требованиям законодательства с помощью анкет – начиная с ИНН, ОГРН и заканчивая учредителями, бенефициарами, офшорной политикой и пр.). О личных визитах представителя компании в банк и документах на бумаге многие клиенты забыли, теперь все делается дистанционно. Пандемия также ускорила переход банков на электронный документооборот всех типов договоров, сделок по этим договорам, процедур KYC («знай своего клиента»).

В третьем квартале набрал силу еще один тренд – в Москве крупнейшие государственные и частные банки стали превращать свои отделения в шоу-румы. В «офисах будущего» нет привычных зон ожидания, стоек для обслуживания, бумажных документов и касс. Обслуживание происходит благодаря беспроводным ноутбукам и планшетам. Идентифицируют клиента с помощью биометрии (если он ранее загрузил фото в мобильном приложении). Кроме этого, на рынке появились банкоматы, понимающие голос.

Растущие геополитические риски усилили переход российских банков на отечественный софт. В сегменте программного обеспечения импортозамещение быстрее всего идёт в сфере информационной безопасности (антивирусы, системы контроля доступа, системы защиты от атак), а также в области систем управления предприятием (ERP) и управления базами данных (СУБД). В области офисного программного обеспечения (текстовые редакторы, электронные таблицы, приложения для презентаций) замещение идёт медленнее из-за тотального доминирования Microsoft. Хуже всего процесс замещения идет в сфере аппаратного обеспечения (процессоры, чипы, конроллеры, материнские платы, маршрутизаторы, смартфоны, ПК).

Добавим, что особое место в стратегиях банков-лидеров уделяется искусственному интеллекту. В финансовом секторе эта технология сильно изменила привычные бизнес-процессы и открыла многообещающие перспективы. Правда, эксперименты с ИИ стоят дорого и не всем по карману.

Обо всем этом вы можете прочитать в нашем специальном выпуске UpGrade, который мы предлагаем вашему вниманию.

Приятного чтения!

С уважением, шеф-редактор
Сергей Артемов

Поделиться: