Аналитика и комментарии

03 августа 2018

Продай то, что не знаешь сам, или вот вам и мисселинг

Уверенно входит в оборот на нашем финансовом рынке слово «мисселинг». Бояться его не надо на русский язык оно переводится подкупающе просто - «плохая продажа», и, если чего и надо бояться, то не самого этого термина, а явления, которое скрывается под ним. На практике это означает, что придя в банк или небанковскую финансовую организацию, вы рискуете приобрести некий финансовый продукт с непонятными последствиями. Непонятными, в первую очередь, потому что вам их не разъяснили, либо из злого умысла, либо потому, что сам продавец был не в курсе всех тонкостей данного продукта.

Есть некоторый символизм в том, что о мисселинге у нас заговорили именно сейчас, когда самое время отмечать десятилетнюю годовщину с момента вхождения ипотечного кризиса в США в острую фазу. Собственно говоря, весь тот кризис был построен на мисселинге, поскольку американские банки охотно продавали своим клиентам сложные финансовые продукты, например, ипотечные кредиты с плавающей ставкой. Клиенты, что естественно, мало что понимали в структуре подобных продуктов, да они и не озадачивали себя подобными размышлениями и изысканиями. Для них, как и для большинства из нас, главным критерием выбора был лояльный график обслуживания кредита и возможность рефинансировать его в любое удобное время с целью снижения размера платежей.

Когда гром грянул, многие простые американцы, далекие от изысков финансового рынка как декабристы от народа, «погорели» на этом. И, естественно, они обвинили в этом банки – но ирония судьбы заключалась в том, что сами банки «погорели» на случившемся не меньше, поскольку с целью застраховать свои риски тоже приобретали сложные структурные продукты, известные как CDO и CDS. И тут мне вспоминается эпизод из замечательного фильма «Последние дни Lehman Brothers», где один банкир спрашивает другого – «скажи, Джимми, ты знаешь, как рассчитывается цена CDO?». Нет, отвечает тот, кого зовут Джимми (по сюжету это – руководитель банка JP Morgan Джеймс Даймон), но я знаю человека, который умеет рассчитывать цену CDO. Врешь, отвечает ему собеседник, никто этого не умеет делать…

Вот такие дела. Как известно, у любой медали две стороны. И с одной стороны, это, наверное, хорошо, что наш финансовый рынок развился до такого уровня, что для него стало актуальной проблема мисселинга, поскольку это говорит нам о том, что на нем появились достаточно сложные финансовые продукты. А с другой стороны, с этим действительно надо что-то делать, и не только с точки зрения повышения уровня финансовой грамотности людей, но с точки зрения создания неких норм приличного поведения. Чтобы потом покупатели таких продуктов не оказывались в патовой ситуации, когда продукт принес им вместо ожидаемой прибыли разочарование и проблемы, а пожаловаться на это некому.

 

Главный редактор NBJ Анастасия Скогорева

Поделиться:
 

Возврат к списку