Аналитика и комментарии

20 ноября 2017

Best practice управления данными

Интервью начальника Управления финансовой бизнес-аналитики Альфа-Банка Анны Ахобадзе и директора отделения финансово-аналитических технологий ГК ФОРС Ларисы Терешковой – о сотрудничестве банка и компании в сфере разработки и внедрения аналитических технологий и систем.

NBJ: Что изменилось в целях и задачах бизнес-аналитики за последнее время, и что сегодня наиболее актуально для Центра BI Альфа-Банка?

А. АХОБАДЗЕ: В последние годы мы работаем по многим направлениям. В связи с тем, что Альфа-Банк работает с более чем 14 млн розничных клиентов и почти 300 тыс корпоративных, которые обслуживаются в 110 отделениях в нескольких странах мира, для нас очень важны такие задачи, например, как клиентская аналитика, сокращение сроков формирования отчетности – как управленческой, так и консолидированной отчетности по МСФО. Ежегодно мы стремимся все больше сокращать сроки выпуска отчетности и добились значительного прогресса, за несколько лет уменьшив этот показатель в 2,5 раза.

При получении отчетности мы активно используем современные методы интерактивной аналитики. Для их внедрения банк уже более пяти лет проводит многочисленные BI-проекты совместно с компанией ФОРС, которая обладает широкими компетенциями в области бизнес-аналитики.

Л. ТЕРЕШКОВА: Мы замечаем, что банк ставит все больше задач, связанных с визуализацией данных, с их наглядным представлением в рамках аналитических отчетов. Если раньше бизнес-пользователи в основном предпочитали пользоваться таблицами, то сегодня на первый план выходит графическое представление данных, причем как для презентационных, так и для исследовательских целей. Все чаще требуется не просто отображение данных, а их комплексная визуализация с возможностями интерактивного анализа (сводные таблицы, диаграммы, механизмы drilldown, обеспечивающие возможность детализации отчетных показателей). 

А. АХОБАДЗЕ: Для банка это естественный процесс, связанный с историей развития его аналитических систем. Первоначально у нас было много баз данных, которые мы постепенно начали объединять. С каждым годом мы наполняли наше корпоративное хранилище новыми данными, делали новые витрины. В определенный момент мы увидели, что данных в хранилище достаточно для формирования всех необходимых пользователям финансовых отчетов, и теперь наша задача – предоставить им эти возможности. Поэтому в последнее время возникает все больше задач, связанных именно с визуализацией, наглядным отображением данных. Компетенции, опыт и высокая квалификация специалистов компании ФОРС позволяют нам успешно реализовывать подобные совместные проекты.

NBJ: Влияет ли на результат методология управления проектами?

А. АХОБАДЗЕ: В последние годы в мире был накоплен большой опыт использования современных проектных подходов – Scrum, Канбан и др. Альфа-Банк постоянно ведет ИТ-проекты и использует современные методы управления ими. Мы хотим выйти на самый высокий уровень владения проектными методологиями. Причем здесь, безусловно, нужно исходить из целесообразности: нельзя к каждому проекту применять agile или waterfall – все зависит от задачи. В вопросе методологий управления проектами банк находит полное взаимопонимание с командой ФОРС – специалисты компании, с которыми мы работаем, точно так же являются сторонниками гибкого выбора подходов в зависимости от поставленных задач.

Л. ТЕРЕШКОВА: Совместно с Альфа-Банком наша команда реализовала ряд проектов по повышению качества формирования управленческой отчетности и отчетности по МСФО. Одним из самых значимых и интересных в этой области был проект по сокращению сроков формирования отчетности. Успешное завершение его было бы невозможным без понимания банковского бизнеса и высокой квалификации специалистов нашей команды. Этот проект является ярким примером того кейса, когда на этапе начала работ невозможно формализовать требования. У каждого бизнес-пользователя было понимание только своей конкретной задачи, поэтому необходимо было агрегировать требования, сформулировать их применительно к единому сложному бизнес-процессу, и далее корректировать на каждом этапе реализации проекта, на основе полученных промежуточных результатов, видимых и понятных бизнес-пользователям. Соответственно, в этом случае мы работали в концепции agile, предусматривающей прямой контакт исполнителей с бизнес-пользователями, что в результате привело к достижению целей и успешному завершению проекта.

А. АХОБАДЗЕ: Сложность этого проекта была в том, чтобы найти «узкие места», ликвидация которых привела бы к выполнению поставленной бизнес-заказчиком задачи сокращения сроков формирования отчетности. Раньше такие цели достигались проще: если какие-то этапы выполнялись вручную, их можно было автоматизировать и получить значимый результат. Сейчас же автоматизация охватывает все процессы, поэтому поиском того, что можно ускорить, сократить, мы занимались в ходе постоянного взаимодействия с большим числом пользователей. Сначала получали одни требования, затем понимали, что они нуждаются в корректировке, изменяли их, и все это, конечно же, оказывало влияние и накладывало определенные условия на управление проектом. И, как сказала коллега, очень важным моментом в таких проектах является возможность общаться с бизнес-пользователями «на одном языке», умение предложить различные варианты, при необходимости оперативно скорректировать требования и совместно с заказчиком выбрать оптимальное решение. В результате успешного взаимодействия в проекте было реализовано порядка 100 коррекций и 60 отчетов.

NBJ: Какие проекты в области бизнес-аналитики с участием ФОРС были наиболее значимыми?

Л. ТЕРЕШКОВА: Сложно сказать именно о проектах. В качестве наиболее значимых для бизнес-пользователей факторов при формировании отчетности, например, можно отметить время формирования и наличие возможности «настроить» отчет под конкретного пользователя.  И среди наших проектов в Альфа–банке есть такие, с нашей точки зрения, значимые для бизнеса в рамках указанных факторов, разработки. В частности, множество отчетов, реализованных на платформе Oracle BI, в том числе управленческая отчетность (Баланс, P&L, Средние портфели, Средние проценты, KPI). Для корректного формирования отчетности за приемлемое время на витрине данных были созданы агрегаты (ROLAP-кубы), что обеспечило возможность построения сводных отчетов за 2-5 секунды. Управленческая отчетность используется фактически во всех подразделениях банка, в том числе региональных, при этом пользователям необходимы различные виды  представления отчетности: сводные таблицы, диаграммы, с добавленными либо исключенными аналитическими разрезами (бизнес-блок, дивизион, исполнитель и т.д.). Все это, включая возможность детализации данных до уровня проводок за минимальное время, было успешно реализовано. На основе единой логической модели данных Oracle BI пользователи могут формировать собственные произвольные запросы и настраивать необходимые представления данных.

Значимым именно для компании ФОРС проектом является разработка витрины данных казначейства, которая используется для управления ликвидностью банка. Это очень существенный и важный для нас проект, так как в других задачах, как правило, разработка велась в рамках определенных предметных областей, а эту витрину данных мы фактически «создали» от начала и до конца, начиная от проектирования структур данных, и до полной реализации ETL-процессов и требуемой отчетности.

А. АХОБАДЗЕ: Для банка, поскольку мы участвуем в программе внедрения международных стандартов Basel и обязаны иметь инструментарий расчетов стоимости капитала, важным и востребованным был проект построения управленческой отчетности с учетом этих стандартов. В ходе проекта мы изменили методологию формирования отчетности по капиталу и совместно с компанией ФОРС реализовали все необходимые на данный момент расчеты управленческих показателей по капиталу в соответствии со стандартами Basel.

 

***

        

         Анна Ахобадзе                         Лариса Терешкова

Накопленный опыт и широкие компетенции в области проектирования и разработки витрин данных, ETL-процессов и аналитических отчетов в банках позволили ГК ФОРС реализовать планы расширения влияния на рынке финансовых аналитических технологий и создать отдельную компанию для дальнейшего развития этого направления с фокусом на коммуникацию с бизнес-подразделениями банка и внедрение лучших технологических практик.

Более 15 лет сотрудники ГК ФОРС участвуют в проектах развития и сопровождения банковской отчетности (обязательной, МСФО, управленческой) и аналитики. За это время реализовано множество проектов в более чем 20 российских банках, создан ряд уникальных аналитических и отчетных систем.

С 2011 г. ФОРС является партнером в проектах развития аналитики и отчетности Альфа–Банка. В рамках совместных проектов специалистами компании были успешно решены задачи по повышению качества формирования управленческой отчетности и отчетности по МСФО, доработаны витрины данных Розничного и Корпоративного Блоков, витрина Системы коррекций, витрина Казначейства.

 

Терешкова Лариса, директор отделения финансово-аналитических технологий, larisa.tereshkova@fors.ru, +7 964 586 03 66, www.fors.ru  

Поделиться:
 

Возврат к списку