Аналитика и комментарии

13 октября 2017

концепция малого бизнеса в банковском секторе, или «добро пожаловать, но вы ни на что не влияете»

Еще буквально несколько месяцев назад, обсуждая с коллегами нашу методику анализа надежности банков, мы говорили, что топ-30 банков надежны, так как ни разу не было случая, чтобы какой-то из них терял лицензию. Времена изменились. Методику пришлось пересмотреть, и виной тому ситуации с банками «Югра» и «ФК Открытие». Да и некоторые другие крупные финансово-кредитные организации перестали быть «неприкасаемыми».

Санация «ФК Открытие», кстати, вообще требует отдельного внимания. Решение проблемы частного банка за счет средств государства является в некотором роде национализацией банковских активов. И когда оппозиция громко кричит, что цель ЦБ РФ – уничтожить частный банковский сектор и оставить лишь подконтрольные госбанки, регулятору все сложнее становится утверждать, что они не правы. Поскольку прецедент есть.

Другим тревожным сигналом становится контроль ЦБ РФ за деятельностью аудиторов. С одной стороны, ужесточение их ответственности перед законом за подписание отчетов разумно. Но желание ввести ответственность еще и генерального директора аудиторских компаний уже не столь разумно. Когда подписываешь сотни отчетов, просто физически невозможно их все проверить.
Помимо этого, трудности вызовет в целом реализация новых правил.  Аудиторам станет существенно сложнее выполнять свою работу. Если раньше они все-таки проводили независимую экспертизу и банк был заинтересован в максимальном сотрудничестве и исправлении ошибок, то теперь любая из них может стать критической из-за прямого доступа сотрудников ЦБ РФ ко всей, даже необработанной информации в процессе аудита. И будет большой соблазн затруднить работу аудиторов так, чтобы ошибки не были видны.

Все это приводит нас к грустной мысли, что вместо того, чтобы ситуация в банковском секторе начинала выправляться, он становится все менее прозрачным и открытым и все больше жестко зарегулированным госсектором. В котором, возможно, и останется малый бизнес в виде небольших региональных банков с ограниченными лицензиями, но относиться к этим банкам будут так же, как к малому бизнесу в нашей стране – декларируя поддержку, но понимая, что малый и средний бизнес ни на что реально не влияет и занимает минимальный процент в экономике страны.

На этом фоне конфликты между крупнейшими ассоциациями в банковском секторе смотрятся еще более печально. Со стороны все больше кажется, что крупным игрокам и госбанкам текущая ситуация кажется вполне приемлемой и даже выгодной. С одной стороны, гарантии государства и уверенность в завтрашнем дне для банка и для клиентов. С другой, по мере сокращения количества банков клиенты будут сами вынуждены прийти в госбанки.

Но является ли такая ситуация нормальной для рыночной экономики и конкурентоспособной моделью в мировом масштабе? Насколько инновации приемлемы в сложной бюрократической парадигме государственного управления? Да и есть ли перспективы у такой системы в новом, цифровом и трансграничном мире?

Будем надеяться, что результатом процессов, которые мы сейчас наблюдаем, станет не рождение очередной силиконовой долины вместо кремниевой. Поскольку тогда мы окончательно потеряем шансы на роль сколько-нибудь значимого игрока на мировых финансовых рынках.    

текст Александр Беспалов, старший партнер Консалтинговой группы «Беспалов и партнеры»
Поделиться:
 

Возврат к списку