Аналитика и комментарии

16 сентября 2017

О форуме Ассоциации «Россия», умной Эльзе и «свежей крови»

Завершившийся вчера форум «Банки России - XXI век», по моему убеждению, был самым интересным из всех аналогичных мероприятий. Форумы Ассоциации «Россия» проводятся ежегодно и уже стали абсолютно привычными для банковского сектора. Этот форум многое рассказал, еще больше показал, как говорится, «из не напечатанного» и оставил после себя впечатление, что начинается некая новая эпоха в нашей банковской системе. Какой она будет, пока трудно сказать. Пока остановлюсь на констатации того факта, что она просто новая, а уж  более или менее взвешенную аналитическую оценку этой эпохе дадут время и люди. Я же позволю себе лишь несколько размышлений.

Первое - в полной мере подтвердила свою правильность известная пословица «что имеем -  не храним, потерявши плачем». Уход Анатолия Геннадьевича Аксакова с должности президента ассоциации, которую на протяжении долгих лет называли Ассоциацией региональных банков России, а теперь называют Ассоциация «Россия» вызвал лично у меня чувство ностальгии и печали. Оказывается, я очень к нему привыкла. И, думаю, я не одинока. Не хотелось бы, чтобы мой текст напоминал некролог, поскольку, слава Богу, никто не умер. Но ведь очевидно, что смена руководства - это и смена лица Ассоциации, и ее духа, и ее характера.

Сам Анатолий Геннадьевич в своем выступлении на собрании Ассоциации «Россия» говорил, что Ассоциации для ее развития нужна «свежая кровь». Ему, конечно, лучше знать. Но жаль, что эта «кровь», как бы это помягче сформулировать, является на сегодняшний день только одной группы и одного резус-фактора. Иными словами, жаль, что, похоже, вполне отчетливо проявился игрок, который, по крайней мере вначале, будет оказывать на деятельность Ассоциации подавляющее влияние. А дальше будет видно. Более чем вероятно, что я ошибаюсь, но есть такое странное нелогичное явление, как интуиция...

Далее - конечно же активно и всесторонне обсуждалась такая животрепещущая тема, как банковский надзор. Как говорится, куда ж без нее в наши дни! И пропорциональный, и мотивированный, и консолидированный, и консультативный. Иногда грешным делом удивляешься, сколько терминов требуется для определения по сути одного и того же явления или намерения. Если говорить о намерении, то оно, как мне кажется, таково - как бы застраховаться от всех возможных рисков и от невозможных тоже с помощью надзорных методов. Да простит меня регулятор, но в чем-то это напоминает поведение героя из романа «Трое в одной лодки, не считая собаки», который, начитавшись медицинской энциклопедии, пытался с помощью врача найти лечение от всех болезней, которые он у себя обнаружил. Как помнят поклонники этого произведения, обнаружил он у себя все, кроме родильной горячки, которую не смог обнаружить в силу естественных физиологических причин. 

А еще, пожалуй, это напоминает средневековую европейскую сказку «Умная Эльза» - про девушку, которая не смогла выйти замуж и родить ребенка, потому что испугалась того, что на голову этому еще не рожденному ребенку при определенных обстоятельствах может упасть кувшин с вином. Воистину Эльза была умной и к тому же умеющей обосновывать свое поведение ссылкой на опыт предшествующих поколений. Кувшин чуть было не упал ей на голову, когда она спустилась за ним в погреб, дабы вместе с женихом и своей будущей родней достойно отметить собственную помолвку.  Эльза тут же представила себе, что ее еще не рожденному ребенку когда-нибудь упадет кувшин на голову, и вышла из погреба в слезах. Увы, ее жених не оценил такого проактивного подхода к оценке рисков, и отказался от вступления в брак с той, которую, на мой взгляд, вполне можно было бы без собеседования зачислить в базельский комитет, вырабатывающий небезызвестные рынку стандарты.

Кстати, наш регулятор устами одного из своих представителей посетовал на то, что на наших банках тоже не хотят больше «жениться» инвесторы. Что, на мой взгляд, логично. Раньше в наших банках потенциальные покупатели ценили высокую доходность, то есть отсутствие страха перед падающими на голову кувшинами. А теперь - спасибо всевозможным стандартам! – российские банки превратились в коллективную «умную Эльзу». У инвесторов, особенно если они из европейских стран, таких «Эльз» под боком более чем достаточно. «Кто хочет видеть кардинала, тому не надо ходить в Рим», как говорили в одно время жители средневековой Европы. А тому, кому хочется приобрести низкодоходную кредитную организацию, не надо ради этого приезжать в Россию и на протяжении нескольких месяцев выбирать из «Эльз» ту, которая хотя бы не будет бояться в погреб спуститься.

Поделюсь еще одним наблюдением. Наверняка все в курсе, что на протяжении последних двух-трех лет у нас на рынке активно обсуждается тема диджитализации банковского бизнеса. Но, как говорится в небезызвестном анекдоте, тема вроде бы одна и та же, но есть нюансы... Сначала на диджитализацию возлагались большие - я бы даже сказала, колоссальные надежды - как на инструмент увеличения доходов банков, вынужденных существовать в условиях стагнирующей экономики и ужесточающегося регулирования. Вот, мол, диджитализация придет - порядок наведет и высокие доходы (всем, кто сумеет ей правильно воспользоваться) вернет. Теперь акцент сместился на тезис, что диджитализация - это, в первую очередь, инструмент для сокращения издержек. Тоже неплохо, но, согласитесь, есть разница между двумя моделями: «больше зарабатывать» и «меньше тратить». Наверное, если опросить на улицах любого города в любой стране тысячу человек, то вся тысяча в едином порыве отдаст предпочтение первой модели. Но за неимением гербовой бумаги пишем на простой. И раз опыт показал, что диджитализация не в состоянии в одиночку компенсировать влияние других факторов, значит, надо в качестве утешения извлечь из нее хоть какие-то позитивные нюансы.

Завершая свой небольшой опус, скажу: в целом банковские мероприятия становятся все более интересными, и это даже удивительно. Вроде бы картина не радужная, по крайней мере, для большинства участников рынка, зато обсуждение этой картины все чаще богатством красок и насыщенностью образов напоминает произведения великих средневековых мастеров живописи. Впрочем, наверное, это логично. Мастера-то тоже творили во времена, которые даже при самом романтичном отношении к средневековой истории сложно назвать радостными и беспечальными. Правда, у них было большое преимущество - от них не требовали выполнения Базеля-3, и уж тем более Базеля- 3,5, который, как дали понять представители ЦБ РФ, уже в пути к тем, кто воодушевленно ждет его появления и вступления в силу.

 

Но, как говорил один исследователь истории раннего христианства, раз они жили и творили, значит, и нам есть смысл надеяться!

текст Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку