Аналитика и комментарии

08 июня 2017

лояльность к клиенту – залог успеха

Банк «Югра» работает на российском рынке банковских услуг уже более четверти века. Организация обеспечивает своим клиентам надежный, доступный и качественный сервис, самый широкий спектр высококачественных банковских продуктов и услуг для ведения бизнеса и накопления сбережений. Президент банка «Югра» Алексей НЕФЕДОВ в интервью NBJ рассказал о текущей бизнес-стратегии и о ключевых направлениях деятельности организации.

NBJ: Банк «Югра» работает на российском рынке банковских услуг уже более 26 лет. Менялась ли бизнес-стратегия банка в зависимости от различных периодов, которые переживала наша банковская система? 

А. НЕФЕДОВ: Каждый банк проходит определенные этапы развития, и на бизнес-стратегию финансово-кредитной организации влияет общая экономическая ситуация в стране. Поскольку наш банк существует достаточно давно, его бизнес-модель неоднократно менялась. Изначально «Югра» был основным расчетным банком по обслуживанию крупной нефтяной компании. В дальнейшем наряду с нефтяной компанией в банке стали обслуживаться и другие клиенты, составившие широкую региональную сеть. За все эти годы банк удачно справлялся со всеми сложными, кризисными ситуациями, которые, как мы помним, возникали не единожды. 

В 2012 году в банке была принята новая стратегия, активизировалась работа как по развитию клиентского сервиса, так и по формированию филиальной сети. Изменилась сама бизнес-модель, она стала более динамичной, что сказалось на наших текущих показателях. В настоящее время мы развиваем эту бизнес-модель, корректируя ее в зависимости от экономических показателей банка.

NBJ: Каковы ключевые направления той бизнес-стратегии, которой банк придерживается сейчас? 

А. НЕФЕДОВ: Ключевыми направлениями работы банка я бы мог назвать обслуживание юридических лиц – клиентов нашего банка, увеличение клиентской базы за счет компаний МСБ и микробизнеса, под которым мы также понимаем небольшие ООО и ИП с определенными денежными оборотами. Конечно, расширение клиентской базы происходит одновременно с улучшением качества обслуживания, мы стараемся быть клиентоориентированным банком, предоставлять максимальный сервис для широкого круга компаний. 

Мы руководствуемся той логикой, что каждый банк должен занимать свою собственную нишу на рынке. Так сложилось, что крупные и средние предприятия, как правило, обслуживаются либо в государственных, либо в крупных частных банках. Наша система работы, уровень проникновения банка в регионы позволяет нам предложить выгодные условия взаимодействия именно с предприятиями малого и среднего бизнеса. Тем более что как раз в этом сегменте мы видим определенный потенциал роста. Мы надеемся, что вместе с этим ростом будут востребованы и наши услуги.

NBJ: Что сейчас важнее всего компаниям малого и среднего бизнеса, какие банковские услуги они наиболее активно потребляют? 

А. НЕФЕДОВ: Это зависит от специфики деятельности той или иной компании. Следует отметить, что в настоящее время в стране наблюдается сокращение спроса на услуги, в том числе и на услуги малого и среднего бизнеса. МСБ в какой-то степени замер в своем развитии. Когда мы говорим о наиболее востребованных банковских услугах для МСБ, то это, в первую очередь, качественное расчетно-кассовое обслуживание, удовлетворение текущих потребностей, в том числе по предоставлению «коротких» денег для развития бизнеса. Речь идет не о существенном развитии каких-то новых проектов, для которых необходимо предоставление больших кредитных линий, как это было раньше, а о поддержке текущей деятельности. Хотя бывают и исключения в виде интересных кейсов, каждый из которых мы стараемся по достоинству оценить и инвестировать средства в наиболее ­перспективные.

NBJ: Как вы оцениваете эффективность различных государственных программ, направленных на поддержку и развитие сектора МСБ? 

А. НЕФЕДОВ: Мы очень рады, что государство серьезно озаботилось проблемой поддержки и развития МСБ. Однако будет эффективно также обратить внимание органов власти на микробизнес и бизнес, связанный с самозанятостью населения. 

Что касается сектора МСБ, то государство в настоящее время готово рассматривать поддержку проектов, связанных с запуском нового производства. Благодаря таким программам можно рассчитывать на более эффективную процентную ставку. Кроме того, у предприятия появляются возможности для развития. 
Из позитивных моментов также могу отметить появление программ доступа предприятий МСБ к госзакупкам, что говорит о возросшем доверии государства к малому и среднему ­бизнесу.

NBJ: За счет чего банк «Югра» успешно конкурирует с другими участниками сектора в сфере обслуживания МСБ? 

А. НЕФЕДОВ: Наше основное конкурентное преимущество – это клиентоориентированность. Клиент должен быть услышан банком, а все его потребности должны быть удовлетворены. Таким образом мы стараемся не только удержать имеющихся клиентов, но и привлечь новых. Неплохой эффект в данном случае оказывает также «сарафанное радио», когда клиент приводит своих партнеров по бизнесу на обслуживание в наш банк. Компании делятся друг с другом своим положительным опытом взаимодействия с финансовым институтом, и это приводит к позитивным для нас результатам.

NBJ: В последнее время часто говорят о том, что банки больше не нуждаются в широких разветвленных филиальных сетях. Банк «Югра», напротив, именно в последнее десятилетие сделал качественный рывок с точки зрения развития своей филиальной сети. С чем это связано? 

А. НЕФЕДОВ: В нашей стратегии, принятой в 2012–2013 годах, зафиксировано, что банк «Югра» должен стать банком федерального масштаба, а не просто присутствовать в разных городах. В результате мы выстроили сеть от Калининграда до Владивостока, которая действительно позволяет обслуживать все компании, находящиеся в крупных и средних городах России. На сегодняшний день мы довольны результатами развития филиальной сети, хотя есть еще несколько неосвоенных интересных регионов, где мы бы хотели открыть свои офисы. 
Следует отметить, что такая широкая филиальная сеть позволяет банку довольно эффективно работать. Например, разницу в часовых поясах банк превращает в свое конкурентное преимущество с точки зрения возможности осуществления как более ранних, так и более поздних платежей.  

NBJ: Каковы планы банка на среднесрочную перспективу? С какими результатами банк планирует завершить текущий год и какие цели ставит перед собой на горизонт ближайших трех – пяти лет? 

А. НЕФЕДОВ: Я уже упоминал о том, что в банке назрела необходимость изменения модели бизнеса – мы намерены сконцентрировать наши усилия на обслуживании клиентов малого и среднего бизнеса. Согласно новой стратегии развития на 2017–2019 годы банк намерен придерживаться консервативного развития и диверсифицировать клиентский портфель. В частности, доля корпоративных клиентов в общем объеме привлеченных средств вырастет вдвое – до 23,8%. Банк намерен нарастить активы до 423 миллиардов рублей (рост за три года – 30–35%) и увеличить их рентабельность. 
Основные расходы, связанные с дополнительным резервированием, мы закрыли в 2016 году и начале 2017 года. В прошлом году акционеры банка докапитализировали «Югру» более чем на 28,5 миллиарда рублей. Средства были предоставлены акционерами безвозмездно и направлены на увеличение собственного капитала и создание дополнительных резервов. В апреле этого года собрание акционеров также приняло решение о докапитализации банка и использовало для этого нераспределенную прибыль прошлых лет в размере 4,75 млрд рублей. Дополнительные вливания акционеров позволили банку покрыть убытки прошлого года, благополучно соблюдать нормативы ЦБ РФ и нарастить запас прочности для дальнейшего развития. 

В случае благоприятной ситуации в экономике банк сможет показать положительный результат на конец года. 

В наших дальнейших планах – изменение структуры кредитного портфеля, связанное с увеличением количества наших клиентов – малых и средних компаний. Я надеюсь, это позволит банку оставаться прибыльным на протяжении последующих трех – пяти лет.   

беседовала Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку