Аналитика и комментарии

21 октября 2016

Основной тренд банковской деятельности — это переход в виртуальное пространство

Заместитель генерального директора по работе с ключевыми заказчиками компании КРОК Иван Рубцов в интервью НБЖ рассказал о проблемах построения эффективной ИТ-инфраструктуры в условиях экономического кризиса.

­­НБЖ: Какие изменения Вы отмечаете на банковском ИТ-рынке с точки зрения построения ИТ-инфраструктур за последний год – в связи с рецессией?

И.РУБЦОВ: Очевидно, что экономическая рецессия затронула все виды бизнеса, в том числе и банковский. Финансовые проблемы непосредственно сказались и на ИТ-бюджетах банков, которые существенно сократились. Руководители ИТ-департаментов зачастую вынуждены защищать эти бюджеты перед собственниками финансово-кредитных организаций и нередко первоначально запланированные суммы уменьшаются в разы. Выживают, как правило, быстро окупаемые проекты, способные принести прибыль. Например, когда речь идет о кардинальном сокращении операционных затрат. Другие же проекты, продиктованные определенными модными веяниями и внедряемые повсеместно в банках какое-то время назад, уходят в прошлое.

Сегодня банки стараются выбирать узкоспециализированные решения нередко российского производства, которые, с одной стороны, не требуют много затрат, с другой — могут быстро показать свою эффективность. Например, системы противодействия мошенничеству или системы оптимизации кэша в банкоматах. Это несложные проекты, отдачу от которых можно получить очень быстро — за считанные месяцы.

Хотя, похоже, отложенный спрос, накапливавшийся за пару сложных для банков лет, может реализоваться уже в следующем году. ИТ-бюджеты банков немного подрастут.

НБЖ : Безусловно, сегодня актуальными являются те решения, которые демонстрируют достаточно быстрый и очевидный результат в виде снижения издержек и повышения эффективности. Какие решения и технологии в этой связи предлагает КРОК?

И.РУБЦОВ: Если мы говорим об инфраструктуре, то это в первую очередь виртуализация, колокейшн и аутсорсинг инфраструктуры.

Если раньше банки могли себе позволить построить собственный дата-центр для создания резервной площадки, то в настоящее время для таких проектов, как правило, нет средств. При этом, необходимость резервировать данные никто не отменял. Многие коммерческие банки, например, за последние два года обратились к нам с целью разместить свои вычислительные ресурсы, либо как основной вычислительный узел, либо как резервный. Например, Росевробанк совместно с КРОК разработал и внедрил распределенную катастрофоустойчивую инфраструктуру на базе основного и резервного центров обработки данных. Таким образом, была обеспечена высокая доступность 40 ключевых бизнес-систем и в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, в том числе и техногенных аварий, работоспособность критичных информационных систем и сервисов будет восстановлена в течение одного часа. 

Еще один крупный российский банк разместил в нашем дата-центре свои тестовые среды и часть оборудования для резервирования, что позволило начать проект по разработке плана восстановления после аварии (DRP), не дожидаясь создания новых ЦОДов банка. 

Кстати, сейчас коммерческий центр обработки данных КРОК практически полностью заполнен, и 70-80% наших клиентов — это именно банки.

НБЖ: Является ли виртуализация очевидным способом экономии, на Ваш взгляд?

И.РУБЦОВ: Виртуализация очень перспективна в условиях кризиса, потому что закрывать какие-то бреши, «узкие места» в инфраструктуре посредством вливания огромных инвестиций уже невозможно. Какое-то время назад организации тратили миллионы долларов, покупая вертикально масштабируемые многопроцессорные серверы. Проблема, конечно, решалась. Другой вопрос — какой ценой?

Сейчас ситуация изменилась и компании стараются максимально повысить утилизацию вычислительных ресурсов. А утилизация повышается как раз за счет виртуализации, которая позволяет сбалансировать вычислительные ресурсы между приложениями, между пользователями. Таким образом, часто вместо покупки нового оборудования достаточно внедрить необходимое программное средство по виртуализации. Как правило вложение инвестиций в проекты по виртуализации инфраструктуры достаточно быстро окупает себя, что вполне удовлетворяет банковский топ-менеджмент.

Следует отметить, что на рынке сейчас востребованы проекты по VDI  (Virtual Desktop Infrastructure) рабочих мест. Особенно у банков, имеющих устаревший парк персональных компьютеров. Поменять все системные блоки, особенно если у банка есть филиалы, очень дорого. Виртуализация же, во-первых, позволяет разместить все вычислительные ресурсы централизовано, в основном ЦОДе, минимизировав пользовательское оборудование. Во-вторых, сбалансировать нагрузку между проектами на серверах класса Blade, и таким образом сэкономить деньги.

С точки зрения безопасности виртуализация — это своего рода находка, потому что любые политики безопасности, которые банк нередко может менять, на виртуальную инфраструктуру рабочих мест применяются довольно легко.

НБЖ: Что поменялось в построении ИТ-инфраструктуры в банках?

И.РУБЦОВ: В ИТ-инфраструктурах банков происходят глобальные изменения, настоящая революция. Подчеркну, что непосредственно это не связано с кризисом, хотя он также в некоторой степени повлиял на ситуацию. Данные изменения связаны, в первую очередь, с общемировым трендом по пересмотру подхода к построению ИТ-инфраструктуры с Scale up систем на Scale out системы, т.е. с вертикального на горизонтальное масштабирование систем. Причем, это касается не только банков, но и других крупных организаций.

Ранее ключевые банковские продукты разрабатывались для систем, которые масштабировались вертикально. Речь идет о SMP-серверах, которые могли увеличивать свою производительность за счет наращивания оперативной памяти и других внутренних ресурсов. На мой взгляд, данная технология себя полностью изжила. В настоящее время появляется все больше банковских приложений, способных использовать многоузловые кластеры, построенные на недорогом оборудовании и имеющие практически безграничные возможности по масштабированию, по расширению. Поскольку у таких систем нет единой точки отказа, то надежность их тоже очень высока. Однако для того чтобы использовать Scale out инфраструктуру, необходимо иметь адаптированные для этого приложения. Поэтому банки, в том числе крупнейшие, занимаются сейчас тем, что переписывают свои ключевые банковские приложения для работы такой инфраструктуры. Финансово-кредитные организации поняли, что дальнейшая покупка дорогостоящих процессорных систем — это дорога в никуда. Существуют новые прогрессивные технологии, и на них необходимо опираться.

НБЖ: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы консалтинга в области ИТ-инфрастуктуры?

И.РУБЦОВ: Исходя из опыта компании КРОК, могу сказать, что подавляющее большинство банков сейчас интересует консалтинг в части построения корпоративной шины обмена данными (КСШ - корпоративная сервисная шина). Это программно-аппаратный комплекс, который позволяет на базе универсальных унифицированных форм автоматизировать обмен данными между приложениями без необходимости сложной интеграции.

Кроме того, как и во всем мире, увеличивается количество приложений, внедряемых российскими банками. Все они используют практически одинаковые данные (так называемые мастер-данные) и генерируют огромное количество информации, которая потом используются в других приложениях. В свою очередь, для этого необходима некая паутина интеграции между приложениями. Если создавать эту паутину прямым образом, то в результате можно получить некоего программного монстра, которым невозможно управлять. Проблема устраняется посредством сервисной шины — решения, способного унифицировать обмен данными между приложениями.

КРОК активно занимается внедрением подобных проектов, помогает наш опыт, первую в России интеграционную шину мы построили в 2009 году именно для банка: тогда мы простроили единую технологическую платформу в рамках объединения информационных систем Сибакадембанка и Уралвнешторгбанка

И несколько крупнейших в России интеграционных шин тоже построил КРОК. Даже если банки намереваются внедрять такой проект собственными силами, наши эксперты консультируют, помогают в выборе того или иного решения.

Мы считаем для себя перспективной работу в области безопасности в банковской сфере и активно занимаемся консалтингом по выбору решений для предотвращения утечек данных. Например, существует класс решений DLP (Data Loss/Leakage Prevention), среди которых есть и достаточно интересные российские разработки. Такие решения существенно уменьшают риски мошенничества и утечки конфиденциальной информации в банках. Мы консультируем банки по этим программным продуктам.

НБЖ: Возможно ли в условиях экономической рецессии не только оптимизировать ИТ-инфраструктуру, но и сделать информационные технологии источником прибыли? Какие инструменты и технологии могут здесь помочь?

И.РУБЦОВ: Сегодня активно развивается онлайн-банкинг, мобильные системы банковского обслуживания. На наших глазах происходит революция, которая заключается в том, что клиента избавляют от необходимости появляться в банковском офисе для очного общения с операционистами, поскольку 99% операций можно производить онлайн. Какие-то малейшие изменения в этих фронтальных системах могут привести к ощутимой прибыли банка. Например, возможность пересылки денег в два клика с одного счета в этом банке на другой. Для финансово-кредитной организации, по сути, это означает, что нужно деньги из одного кармана переложить в другой. При этом, не требуется предварительное обналичивание, не нужно тратить средства на обслуживание сети банкоматов и т.д.

НБЖ: Как по Вашему мнению изменится банковская ИТ-инфраструктура в ближайшие пять лет?

И.РУБЦОВ: Основной тренд, как я уже говорил выше, это переход банковской деятельности в виртуальное пространство, в интернет, отказ от содержания филиальной сети и операционистов. Пример Банка Тинькофф демонстрирует нам успешность подобных проектов. Другой вопрос в том, что банкам нужно периодически привлекать клиентов для очного общения, иначе теряется узнаваемость бренда. В этой связи появляются новые технологии, позволяющие клиентам фактически в режиме видеоконференции общаться 24 часа в сутки с операционистами.

Интересная тема — развитие центров обработки вызовов, которые сегодня превращаются в мощный ИТ-инструмент в банках. Сейчас появляются программные продукты (правда, достаточно дорогостоящие), позволяющие в режиме реального диалога клиенту общаться с автоматом. Клиент в свободной форме формулирует свои потребности, система в реальном времени все это распознает, происходит связь с внутренними приложениями банка и выдается нужная клиенту информация в виде остатка на счете, блокировки карты и т.д. Фактически любую операцию можно совершать, не ожидания ответа оператора, а в режиме диалога с роботом. Причем, эти системы развиваются. Например, по интонации голоса система в состоянии определить, как настроен клиент. Если он не доволен общением, у него остались вопросы, то система переключит его на операциониста. Часто клиенты даже не догадываются о том, что общаются с роботом.

На мой взгляд, этот тренд развивается, и в пятилетней или десятилетней перспективе центры обработки вызовов выйдут на совершенно новый уровень обслуживания. У компании КРОК уже есть такие проекты.

Поделиться:
 

Возврат к списку