Аналитика и комментарии

19 января 2016

Опыт в налоговой отчетности: удержать, рассчитать и подготовить

NBJ: Насколько часто в течение года, по вашим оценкам, перед банками встает задача расчета и удержания налогов, подготовки и сдачи налоговой отчетности? Расскажите, пожалуйста, как это обычно происходит в банках?

RSSL: В первую очередь нужно сказать, что банки являются налогоплательщиками различных налогов, таких как налог на прибыль, на добавленную стоимость и многие другие. Кроме того, банки выполняют функции налогового агента по налогу на доходы физических лиц. У налогов различные правила расчета налогооблагаемой базы, способы удержаний или уплаты, сроки и виды отчетности. Поэтому можно сказать, что задача расчета налогов стоит перед банками практически постоянно, это непрерывный процесс. В некоторых случаях это необходимо делать, что называется, в режиме онлайн. Например, при выводе денежных средств клиентом, который находится на брокерском обслуживании, банк обязан рассчитать и удержать налог на доходы физических лиц. Отчетность для налоговых органов формируется ежемесячно и ежеквартально, и, конечно, основная отчетность — по итогам налогового года. У всех отчетов жесткие сроки сдачи их в налоговые органы, при этом, если в течение года есть возможность просто учесть корректировки расчетов в декларациях, то ошибки, обнаруженные банком после отправки годовых отчетных форм, требуют предоставления корректирующих деклараций. А вот пропущенные ошибки, найденные налоговыми органами, грозят уже значительными штрафными санкциями.

Если говорить о процессе подготовки данных для налоговой отчетности, то крупные банки, которые ведут интенсивную деятельность на рынке ценных бумаг, постоянно формируют различные вспомогательные отчеты, проверяя корректность расчетов и введенной информации.

NBJ: С какими сложностями сталкиваются банки при подготовке налоговой отчетности?

RSSL: Самая главная сложность — правильно рассчитать налогооблагаемые базы для различных налогов и различных ставок одного и того же налога. Значительные временные затраты требуются при большом объеме однотипных операций, но основные методологические трудности возникают при обработке нестандартных сделок и операций с новыми финансовыми инструментами.

Также из-за разнообразия операций расчет налогооблагаемой базы становится достаточно трудоемким, причем это характерно не только для крупных кредитных учреждений. Кроме того, необходимо учитывать изменения налогового законодательства. Здесь речь не только о сжатых сроках вступления в силу некоторых изменений, основные проблемы зачастую кроются в трактовке новых требований, из-за разночтения которых банкам приходится обращаться за разъяснениями в Минфин и иногда даже проводить перерасчеты. Еще одна проблема — отсутствие подробных разъяснений при появлении новых инструментов. Так многие банки активно проводят операции с облигациями с индексируемым номиналом, а расчет налогооблагаемой базы по таким инструментам регламентирован одним документом, который не описывает все ситуации и вызывает очень много вопросов. 

NBJ: Какие инструменты сотрудники банков обычно используют для подготовки налоговой отчетности?

RSSL: Как это ни парадоксально, в первую очередь Excel. Если бизнес банка не очень разнообразный, особых сложностей в расчете налогов нет, то обычно этот инструмент является и единственным.  Даже при использовании банком какого-то непромышленного способа автоматизации все равно остается Excel, в частности для проверки или для дополнительного анализа.

Потребность в промышленном решении возникает у кредитного учреждения, когда расчет налогооблагаемой базы становится достаточно трудоемким. Это актуально для тех финансовых организаций, у которых большое количество собственных операций с ценными бумагами, договоров брокерского или депозитарного обслуживания. Даже если у банка есть 100 активно торгующих клиентов — физических лиц, то необходима высокая скорость расчета налога в присутствии ожидающего клиента, которую может обеспечить только промышленное решение.

Кстати, компания R-Style Softlab является одним из поставщиков таких программных продуктов.

NBJ: В чем заключаются преимущества промышленных систем для автоматизации построения налоговой отчетности?

RSSL: Основные требования к любому решению по автоматизации расчета и подготовки требуемой налоговой отчетности — это скорость обработки большого объема данных и высокое качество, подразумевающее не только корректность расчета, но и его подробное протоколирование, т.е. предоставление пользователю дополнительной информации обо всех особенностях расчета и используемых данных.

Расчет налога — ответственный процесс, любые налоговые проверки — это всегда стресс для кредитного учреждения, поскольку недоплата налогов в бюджет является серьезным нарушением. По своему опыту могу сказать, что есть такие организации, которые переплачивают налоги, если у них нет возможности провести точный расчет. Или же некоторые банки не разрешают своим бизнес-подразделениям проводить определенные виды сделок, поскольку у них не автоматизирован налоговый учет, а ручной расчет налогооблагаемой базы в ряде случаев практически невозможен.

Еще одно преимущество автоматизированных систем — своевременная реализация  всех изменений законодательства, позволяющая банкам применять актуальные алгоритмы расчетов. И если компания-разработчик предлагает формирование отчетных форм в виде, готовом для отправки в налоговые органы, то она берет на себя обязанность поддержания форматов этих отчетов в актуальном состоянии.

Как правило, компании-разработчики оперативно реализуют в своих решениях и расчеты налогов по новым видам финансовых инструментов и сделок, что также помогает избежать ручных расчетов.  

Кроме того, учетные политики для целей налогообложения в банках могут содержать различные требования к расчетам налогооблагаемой базы, поэтому разработчики стараются сделать в своих системах максимальное количество настроек, т.е. реализовать варианты, позволяющие соответствовать учетной политике конкретной финансовой организации. И это еще одно преимущество автоматизированных систем, поскольку при выборе банком другого варианта расчета не нужны трудоемкие доработки, а достаточно изменить состояние настройки.

NBJ: Часто ли в вашей практике встречаются примеры неоднозначных трактовок, которые вызывают сложности при автоматизации?

RSSL: Пожалуй, самый свежий пример: с 2015 года Налоговый кодекс разрешил вести налоговый учет поступлений и выбытия ценных бумаг по портфелям бухгалтерского учета. Такой возможностью захотели воспользоваться банки, которые стремятся максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Поскольку не все банки выразили такое желание, и реализация данных требований достаточно сложна, мы сделали настройку, оставив за банками выбор варианта и возможность легкого переключения на новый алгоритм расчета.

NBJ: Требуется ли банку перестраивать ИТ-инфраструктуру для внедрения систем, автоматизирующих формирование налоговой отчетности?

RSSL: Все зависит от того, говорим мы о промышленном решении или нет. Если промышленное решение внедряется в рамках АБС, то большая перестройка ИТ-инфраструктуры именно для налогов не требуется. Если говорить об установке налогового решения для бэк-офисной системы другого производителя, то потребуется внедрение самого модуля и обеспечение его интеграции с установленными в банке системами. Когда банк собирается приобрести ПО одного из поставщиков, то на первом этапе анализирует свои потребности с точки зрения расчета налога. Если автоматизированная система полностью решает основную задачу банка по уплате налогов, то ему приходится задумываться об интеграции необходимого решения в ИТ-инфраструктуру. Причем, как правило, это не очень сложная интеграция. К примеру, наши системы интегрируются с любыми бэк-офисными приложениями банка. Чтобы начать рассчитывать операции по сделкам с ценными бумагами, нам достаточно загрузить только первичную информацию по данным сделкам.

NBJ: Какие различия существует между промышленными системами для крупных банков и банков сегмента SMB?

RSSL: По сути, разницы нет. Если у банка большие объемы операций, то физически сложно сделать по ним расчет. Многое зависит и от видов самих операций. Если говорить о рынке ценных бумаг, то простых операций покупки-продажи может быть много, но связи между ними можно выстроить и с помощью Excel. Если же у банка появляются сделки РЕПО, то связи становятся намного сложнее, и даже возможности Excel не позволяют это сделать. Достаточно всего нескольких подобных сделок, и у банка уже возникают проблемы с расчетом налогооблагаемой базы. Кроме того, периодически на рынке появляются новые все более сложные инструменты, расчет по которым вручную практически невозможен. В качестве примера можно привести уже упомянутую ценную бумагу — облигацию федерального займа с индексируемым номиналом.

При появлении таких проблем в расчетах финансовые организации либо ограничивают себя в бизнесе, либо думают о приобретении промышленного решения.

Т.е. банки, которые вышли на торговые площадки, начали активно работать и привлекать клиентов на брокерское обслуживание, нуждаются как в бэк-офисном решении, чтобы обрабатывать эти сделки, так и в решении по налоговому учету. Если финансовая организация заключает хотя бы 5 сделок в день, то ей нужна автоматизированная система. Если банк раз в месяц что-то купил и раз в месяц что-то продал, тогда у него нет такой потребности. Здесь очень сложно провести грань. В нашей практике довольно много примеров, когда банки уровня не топ-100 спрашивают о бэк-офисном и налоговом решениях.

NBJ: Какие решения для автоматизации построения налоговой отчетности предлагает R-Style Softlab?

RSSL: Наша компания предлагает два решения, оптимизирующих работу сотрудников банков по налоговому учету. Это «Автоматизированные регистры налогового учета» (АРНУ) для расчета налога на прибыль по операциям, проводимым банком от своего имени и за свой счет. Решение в том числе предусматривает выпуск расчетной ведомости по отложенным налоговым активам и обязательствам, а также формирование уведомлений о сделках с взаимозависимыми лицами, подлежащими дополнительному контролю. В 2016 году мы отметим десятилетие «АРНУ» на рынке банковской автоматизации. Программный продукт установлен в ряде крупнейших финансовых организаций: Газпромбанке, банках «Уралсиб», «Союз», «Глобэкс», «Хоум Кредит Финанс», «Траст», «Держава», Нефтепромбанке и др.

Второе решение позволяет рассчитать налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Оно обеспечивает расчет, удержание, формирование налоговых регистров и предоставление информации в ФНС по операциям клиентов банка, обслуживаемых по брокерским договорам, а также автоматизацию исполнения функций налогового агента депозитарием банка. В системе возможно формирование справок 2-НДФЛ и Приложения 2 к декларации по налогу на прибыль в xml-формате, используемом для отправки в ФНС России и выгрузки в ПК «Налогоплательщик». Ее оценили уже несколько банков, в частности «Глобэкс» и «Международный финансовый клуб».

Оба решения реализованы в рамках АБС RS-Bank V.6. Их особенность в том, что они разработаны по модульному принципу и способны работать не только с нашей бэк-офисной системой, но и с бэк-офисной системой любого другого поставщика, также у нас есть опыт интеграции с «самописными» системами банка.

NBJ: С помощью каких инструментов вы оперативно отслеживаете изменения законодательства?

RSSL: Мы используем технические средства собственной разработки, к примеру, «Систему мониторинга законодательства». В этом решении для каждого нового документа создается карточка, в которой указано, по каким проектам нужны доработки, в чем они заключаются, вводятся номера запросов из нашего внутреннего трекера, рассылаются информационные письма клиентским службам, а затем клиентам, отслеживаются все даты, в том числе, когда происходит доработка, проставляется номер версии системы, номер патча, в который она вошла, и отметка о передаче в тираж, контролируются сроки. Таким образом, система связывает процессы отслеживания изменений законодательства и выхода доработок.

И, конечно же, у нас в компании есть сотрудники, ответственные за мониторинг изменений законодательства, контролирующие в том числе и сроки вступления законов в силу. Это важно, поскольку время от опубликования проекта до принятия законодательного акта может составлять от 10 дней до 3 лет.   

NBJ: Какие рекомендации и полезные советы (возможно, из своей практики) по налоговому учету вы могли бы дать банкам?  

RSSL: Хочу порекомендовать банкам, работающим на рынке ценных бумаг, не откладывать приобретение специализированных  автоматизированных систем. Компании-разработчики, и наша в том числе, всегда готовы рассказать банку, какие есть возможности, значительно облегчающие тяжелый и ответственный труд сотрудников, отвечающих за налоговый учет, и показать, как пользоваться системой. На этапе внедрений мы рассылаем описание функциональности, примеры расчетов и регистров. По просьбе банка формируем отчетность на основе предоставленных сделок для сравнения расчетов, проведенных банком и в системе на основе одних и тех же данных. На сайте нашей компании есть демостенд, где банки могут посмотреть, как выглядит система, как необходимо вводить информацию и как она отражается в налоговых регистрах.

Наши аналитики регулярно проводят вебинары об обновлениях в системе, оперативно отвечают на вопросы банков.

Мы стараемся максимально учитывать просьбы банков, а также по собственной инициативе проводить всевозможные тестирования системы. 

 

Ольга Киреева

Руководитель проекта RS-Securities V.6 департамента банковского ПО RS-Bank, R-Style Softlab

Поделиться:
 

Возврат к списку