Аналитика и комментарии

29 июня 2015

Иностранные и российские РА сомневаются в эффективности закона о рейтинговых агентствах

В ближайшее время должно состояться второе чтение законопроекта «О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации». Предполагается, что документ сможет поддержать национальные РА, создать для них оптимальные условия ведения бизнеса. Представители агентств т.н. «большой тройки» – Standart & Poor's, Moody's и Fitch – довольно сдержанны в оценках проекта нормативного акта. В эффективности принимаемого закона сомневаются и некоторые отечественные игроки.

«Многие путают равные условия работы с равными возможностями, а это не одно и то же, – рассказала директор по методологии «Рус-Рейтинга» Елена Николаенко. – Признание рейтингов на уровне регулятора создает стимулы для развития бизнеса недавно созданных компаний (по сравнению с агентствами т.н. "большой тройки"), но одновременно порождает условия для не совсем здоровой конкуренции, дисконтирует ценность рейтинговых оценок в глазах инвесторов». По словам Елены Николаенко, никакой закон не сможет заменить репутации рейтинговых агентств, которая создается и зарабатывается десятилетиями. «В этом смысле отечественным агентствам еще предстоит много и много работать, чтобы завоевать свою основную аудиторию – инвестора», – прокомментировала эксперт.

Законопроект о деятельности рейтинговых агентств, инициированный резким понижением участниками «большой тройки» суверенного рейтинга России, был внесен на рассмотрение Госдумы в феврале 2015 года. Первое чтение документа состоялось 21 апреля, второе изначально планировалось провести в первой половине июня. Один из авторов законопроекта, бывший председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Наталья Бурыкина, ранее сообщала о том, что нормативный акт сделает едиными требования к отечественным и иностранным РА.

Кому выгодно?

Рассуждая о пользе законопроекта, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Варьяш отметил: «Он (законопроект о рейтинговых агентствах – прим. ред.) в определенной степени отвечает на вызовы времени, но как будет отвечать им в дальнейшем – вопрос. Рейтингование очень политизировано, и законодательством это не регулируется. Впрочем, закон может создать препоны для совсем уж очевидной недобросовестности», – убежден ученый.

«Законопроект, который готовится ко второму чтению, есть компромисс в борьбе между национальными рейтинговыми агентствами и иностранными политическими институтами, иностранными рейтинговыми агентствами», – рассказал член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. По мнению парламентария, главная задача документа состоит в том, чтобы способствовать контролю отечественными рейтинговыми агентствами российской экономики в будущем. «Но я бы обозначил законопроект как "полшага в правильном направлении", придется и дальше дожимать вопрос с рейтингами», – резюмировал депутат.

Генеральный директор Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков видит достоинство законопроекта в том, что «у отрасли и регулятора появятся критерии, нормативные акты, реестр, процедура аккредитации и сама законодательная база для осуществления регулирования». «Из минусов можно отметить высокий уровень требований к собственному капиталу агентств, запретительный характер закона, лишающий возможности заниматься рейтингованием агентства, которые не прошли аккредитацию», – прокомментировал Виктор Четвериков.

Последняя редакция законопроекта в ряде случаев допускает работу «большой тройки» на территории России через филиалы. На данном смягчении настояло Министерство финансов РФ во избежание ухода иностранных игроков с отечественного рынка. Несмотря на это, в российских офисах Standart & Poor's, Moody's и Fitch по-прежнему неохотно комментируют тему документа. Ранее в СМИ цитировалось сообщение одного из агентств «большой тройки» о том, что законопроект «серьезный» и «жесткий». Также представители американских РА выражали недовольство нормой, согласно которой им запрещается отзыв рейтингов по национальной шкале.

Командный дух

Законопроект о деятельности рейтинговых агентств в России – не единственная инициатива, направленная на перераспределение сил между игроками рейтингового бизнеса. Летом 2014 года ЦБ РФ и Народный банк Китая заговорили о создании независимого российско-китайского РА. Предполагалось, что оно составит конкуренцию «большой тройке». В конце 2014 года Национальное рейтинговое агентство заключило соглашение о партнерстве с Международным исламским рейтинговым агентством (МИРА). Одно время в СМИ активно обсуждался совместный проект российского «Рус-Рейтинга», китайского Dagong и американского Egan-Jones – Universal Credit Rating Group.

Заместитель генерального директора рейтингового агентства AK&M Людмила Еремина убеждена: только наличие эффективной системы локальных рейтинговых агентств может служить гарантией того, что государство станет полноценным участником в международном рейтинговом проекте. «В проекте Universal Credit Rating Group главную "скрипку" играет именно китайский Dagong. Если мы заменим американские агентства на другие иностранные – мы только повторим свою ошибку. А на ошибках нужно учиться», – уверена Людмила Еремина.

По словам Елены Николаенко («Рус-Рейтинг»), существование любой олигополии рано или поздно создает условия для появления фракций, которые ей противостоят. «На рынке рейтинговых услуг есть признаки именно такой ситуации, а соответственно, есть и шансы у любых новых игроков, особенно у тех, которые имеют опыт, клиентскую базу и сравнительно узнаваемое имя на рынке», – рассказала эксперт.

«Возможно, действительно имеет смысл создать международное агентство, например, стран БРИКС, учредителями которого были бы Индия, Бразилия, Россия, Китай, – считает Игорь Варьяш (Финансовый университет при Правительстве РФ). – Рейтинг создавался бы для инвесторов указанных стран». Эксперт уверен в том, что международное рейтинговое агентство должно быть учреждено и на базе Евразийского экономического союза.

Анна Кислицына, Национальный банковский журнал

Поделиться:
 

Возврат к списку