Аналитика и комментарии

22 мая 2013

Экономика России: стагнация, рецессия или сезонный спад?

России необходимы экономические реформы - эта аксиома не требует доказательств. Президент России Владимир Путин поручил своему нынешнему помощнику по экономическим вопросам, а в недалеком будущем – председателю Банка России Эльвире Набиуллиной и вице-премьеру Игорю Шувалову подготовить предложения по стимулированию экономического роста. Известно, что Минэкономразвития предлагает развивать экономику по четырем основным направлениям: корректировка монетарной политики, улучшение инвестиционного климата, реализация структурных проектов и поддержка отдельных ее отраслей. Именно анализу этих направлений и общих мер по «оживлению» экономического роста был посвящен проведенный РИА Новости 17 мая "круглый стол".

Тяжесть заболевания – вопрос спорный

Обсуждение с самого начала походило на врачебный консилиум. Выступления спикеров строились по принципу "диагноз - рецепт". Эксперты оказались единодушны в том, что положение российской экономики не самое блестящее, но разошлись во мнениях по вопросу о том, насколько оно не блестяще.

"Хочу подтвердить тот прогноз, который мы дали еще в конце сентября 2012 года, - заявил директор департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев. - Мы его не изменяли и, по всей видимости, не будем изменять. Наши оценки и прогнозы ВВП на 2013 год - это нулевой рост, или даже падение ВВП на 2%. Тенденция сформировалась устойчивая, замедление темпов экономического роста за I квартал 2013 года – 1,1%. В марте были некоторые положительные моменты, но в апреле появилось гораздо больше отрицательных. Во всяком случае, что касается потребительского спроса".

Другие эксперты были гораздо более оптимистичны. Главный экономист по России и странам СНГ HSBC Bank Александр Морозов, например, заявил, что дела российской экономики не так плохи, как об этом в последнее время принято говорить. «Экономический рост в России ни в обрабатывающих отраслях, ни в промышленности, ни в секторе услуг не прекращался ни на один месяц, если отталкиваться от опросов по индексу PMI. Это значит, что слухи о рецессии российской экономики сильно преувеличены", - говорит эксперт. По его мнению, есть основания, предполагать, что рост ВВП в России продолжится не только в этом, но и в следующем году.

Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов дал более сдержанную оценку ситуации. «Текущее положение, с одной стороны, лучше, чем кажется – говорит эксперт. - Сообщения в СМИ о наступившей рецессии основаны на том, что у нас есть некий индикатор, который появляется раньше данных РОССТАТа. Он ведется по 300 видам продукции. И если судить по этому индикатору, то, действительно, уже 6 месяцев темпы роста базовых отраслей экономики снижаются». Однако, по словам эксперта НИУ ВШЭ, есть и альтернативные оценки, с учетом которых сейчас нужно говорить, скорее, не о рецессии, а о стагнации. Темпы роста экономики, как подчеркнул Валерий Миронов, близки к точке замерзания. Если не удастся добиться их ускорения, то рецессия неминуема, ее наступление – это лишь вопрос времени. Возможно, Россия впадет в нее уже во второй половине этого года, возможно – в первой половине следующего.

«Первое, что бросается в глаза, - это проблема роста в 2013 году, - поддержал коллег заместитель руководителя аналитического центра при Правительстве РФ Глеб Покатович. - Еще совсем недавно давались сравнительно оптимистичные оценки того, что рецессии в этом году не будет, назывались какие-то минимально приемлемые с точки зрения долгосрочных планов государства темпы роста. В итоге мы получили по первому кварталу рост ВВП на уровне 1%. Естественно, беспокоит проблема снижения роста и на среднесрочную, и на долгосрочнуюперспективу. Ведь чем дольше мы будем находиться в состоянии относительного замедления или стагнации, тем выше придется прыгать потом, и тем тяжелее это будет сделать».

Болевые точки

В ходе обсуждения эксперты выделили ряд вопросов, которые требуют вниманиябольше остальных. Среди основных проблем былиназваны неопределенность в экономике, высокая налоговая нагрузка,и плохой инвестиционный климат.

Игорь Николаев (ФБК) был достаточно категоричен. «Вообще-то поздно пить боржоми, - заявил эксперт. - Я считаю, что сделать в краткосрочной перспективе мало что удастся. Мы сейчас – заложники принятых ранее неверных решений. Меня лично беспокоит, что неоправданно большое значение придается роли ЦБ, который предлагается сделать чуть ли не ответственным за макроэкономическую политику вцелом. Это неправильно. Точно так же беспокоит и необоснованное, на мой взгляд, предположение о том, что воздействие на процентные ставки ЦБ и через них на ставки, по которым выдаются коммерческие кредиты, как-то поможет оживить экономику».

Высокий процент экономического кредита не является сейчас критически важной проблемой для бизнеса, уверен Игорь Николаев. В ежемесячных опросах РОССТАТ, респондентами которого являются многие руководители предприятий, этот фактор стабильно находится на 5-6 месте по значимости. А на первых местах – неопределенность экономической ситуации, высокая налоговая нагрузка и невысокий уровень внутреннего спроса. «Даже если мы всеми правдами и неправдами снизим ставки, эффекта от этого не будет, - заявляет эксперт ФБК. - Следовательно, работать надо по проблемным направлениям. Что-то нет предложений по тому, как мы будем снижать налоговую нагрузку, хоть бизнес считает это критически важным».

Проблемы выявляются в крупных отраслях экономики, которые являются локомотивами для многих «подотраслей». Во-первых, это отрасли, ориентированные на экспорт своей продукции: черная металлургия, цветная металлургия, газовая и др. «Естественно, тут можно обвинять и неблагоприятную конъюнктуру мировую экономику, но это связано все-таки с конкурентоспособностью российских производителей», - уверен Александр Морозов.

Единственная отрасль, у которой все в порядке, по мнению эксперта HSBC Bank, - это банковский сектор. Розничное кредитование продолжает расти достаточно быстрыми темпами, несмотря на некоторое замедление, и по-прежнему темпы роста здесь превышают 35%. Что касается темпов корпоративного кредитования, здесь ситуация в последние месяцы тоже нормализовалась - рост составляет от 13% до 15%. «В условиях существующих российских реалий, - уверен Александр Морозов,-  этот рост вполне нормален, какого-то дополнительного стимулирования не требуется».

Форс-мажорные и долгосрочные меры – что предпочесть?

Итак, вступление России в фазу рецессии, скорее всего, неизбежно. Однако стоит ли, с учетом этой перспективы, призывать правительство, субъектов экономической деятельности и общество в целом к принятию каких-то форс-мажорным мер, призванных сыграть роль волшебной палочки – мгновенно улучшить ситуацию? Валерий Миронов (НИУ ВШЭ) считает, что нет: во-первых, потому что волшебной палочки не существует, и во вторых, потому что куда правильнее продумать комплекс мер, способных в случаи их реализации обеспечить долгосрочный стабильный рост экономики.

«По нашим оценкам, в период с 2000 по 2012 годы было не менее 50-55 случаев автономной рецессии в тех или иных странах, когда ВВП снижался два квартала подряд, - рассказывает Миронов. - Эти рецессии длились от двух до восьми кварталов, в некоторых странах такие явления наблюдались три-четыре раза за период с 2000 по 2012 годы, а в одной стране - даже 5 раз.Но потом государства выходили из этой ситуации, принимая разумные меры экономической политики».

«Монетарная политика в таких условиях, очевидно, бессильна, - считает Александр Морозов. - А бюджетная политика в принципе могла бы помочь, но у нас продолжается рост так называемой цены на нефть, которая требуется для того, чтобы бюджет был сбалансирован. И в этом году, к сожалению, вместо снижения этой цены мы увидим ее дальнейший рост. Если мы дополнительно будем наращивать бюджетные расходы - пусть не в форме расходов федерального бюджета, а в форме расходов Фонда национального благосостояния - по сути дела, мы будем и дальше увеличивать бюджетные риски. Поэтому ни бюджетная, ни монетарная политика в настоящее время ничего для стимулирования экономического роста сделать не смогут».

«На мой взгляд, проблема делится на несколько частей по временным горизонтам, и все они в той или иной степени беспокоят правительство, - говорит Глеб Покатович. - Из тех мер по стимулированию экономического роста, которые обсуждаются сейчас, к сожалению, достаточно малое количество может дать эффект в пределах года. Что теоретически можно предложить?Ну, например, если выбирать те отрасли, которые дают оптимальный мультипликативный эффект, то, на мой взгляд, имело бы смысл посмотреть на жилищное строительство. С одной стороны оно в значительной степени завязано на роль государства как регулирующего агента, а с другой стороны, это область, где пересекаются самые разные отрасли. Где жилищное строительство, там и  производство стройматериалов, мебели, и там же «зацепка» для оживления внутреннего спроса в целом».

Поделиться:
 

Возврат к списку