Аналитика и комментарии

13 ноября 2009

Ханнес Чопра: Кризис - всего лишь момент во времени

НБЖ: Ханнес, первый вопрос, который хочется задать: каковы результаты деятельности РОСНО в первом полугодии 2009 года? Для большинства компаний этот период сложно назвать удачным. Насколько это наблюдение верно для РОСНО?

Ханнес Чопра: Для РОСНО неверно. Мы в значительной степени можем отделить себя от тенденций, наблюдающихся на страховом рынке, где общее падение в первом полугодии составило около 10%. Нам же удалось по итогам этого периода сохранить объем премий на уровне 2008 года и тем самым увеличить нашу долю рынка. Кроме того, мы смогли увеличить нашу прибыльность по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Это еще больше выделяет нас на фоне других компаний, как, впрочем, и тот факт, что основным источником операционной прибыли у нас является результат страховой деятельности, а не инвестиционный доход. Наш комбинированный коэффициент в первом полугодии составил менее 93%. В некризисные времена это вполне приемлемый результат, а во времена кризиса – просто великолепный.

НБЖ: А изменилась ли на фоне и в результате нынешнего кризиса структура страхового портфеля компании?

Ханнес Чопра: Изменения, конечно, есть, но я бы не стал связывать их исключительно с влиянием кризиса. В нашем портфеле наблюдаются определенные тенденции, которые начались два года назад и продолжаются до сих пор. Доля автострахования (КАСКО и ОСАГО) постепенно уменьшается, она составляет на сегодняшний день меньше 40% от общего объема портфеля. Доля медицинского страхования немного выросла в первом полугодии, другие виды страхования находятся на прежнем уровне. Мы активно реализуем проекты, направленные на повышение эффективности деятельности, продолжаем реструктуризацию всех направлений, стремясь к максимальной эффективности операционной деятельности, развиваем недавно созданный операционный центр в Воронеже.

НБЖ: Вы упомянули различные виды страховой деятельности, которые осуществляет РОСНО. Можете ли рассказать немного подробнее о том, какие продукты компания предлагает в сфере банковского страхования, как в принципе развивается ее сотрудничество с банками в нынешний непростой период?

Ханнес Чопра: Как универсальный страховщик мы можем предложить весь спектр продуктов банковского страхования: страхование займов для физических и юридических лиц, ипотеки, автомобильных кредитов. И конечно, мы активно используем банки в качестве наших каналов продаж. Таким образом, финансово-кредитные структуры играют важную роль в нашем бизнесе, но это направление составляет не более 15% от общего объема нашего портфеля. Этот показатель в 2009 году снижался, что вполне логично в условиях финансового кризиса, изменения банками условий выдачи кредитов и условий сотрудничества со страховыми компаниями.

НБЖ: Вы сказали, что доля банковского страхования снижается – а можно уточнить, насколько она уменьшилась по сравнению с показателем прошлого года?

Ханнес Чопра: Общая доля банковского страхования в нашем портфеле в настоящее время составляет порядка 50% от того уровня, что мы имели в прошлом году. Если же смотреть по отдельным направлениям, в некоторых из них падение было более серьезным: например, в области потребительских и автомобильных кредитов спад намного превысил вышеназванные 50%, и это все вполне закономерные последствия потребительского поведения. Объем продаж новых автомобилей снизился на 60% по сравнению с прошлым годом, вместе с тем конкуренция на рынке страхования этих рисков стала намного ожесточеннее, чем год назад. Многие компании готовы предложить любую цену страхования, а в результате возникает двойной эффект: на рынке существует все меньше рисков, а за те риски, которые все же имеются, вам предлагают меньший размер страховых премий.

НБЖ: То есть все-таки сотрудничество с банками становится менее активным?

Ханнес Чопра: Можно и так сказать, но это не специфика бизнеса РОСНО, а общая ситуация на финансовом рынке. Мы работаем в условиях финансового кризиса, и объем бизнеса банков сократился – с этим приходится мириться. Меня это, конечно, не слишком радует, но иногда нужно принимать некоторые вещи, даже если это трудно сделать. Если постоянно открывать крышку чайника, вода от этого быстрее не закипит. Вот и здесь так: вы можете прыгать, можете пойти вправо или влево, можете предпринимать любые действия – но вы должны принять тот факт, что такова ситуация в настоящее время. Я совершенно уверен, что она изменится, но не так быстро, как хотелось бы.

НБЖ: Сейчас кажется, что несколько улучшается все-таки ситуация с банковским кредитованием. Есть какие-то планы по возобновлению старого сотрудничества с банками – с какими-то банками вы разобрались уже?

Ханнес Чопра: Да, конечно. Поймите меня правильно, во время кризиса мы не ходили по банкам и не говорили им, что нам с ними не нравится работать, – наоборот, мы поддерживали отношения и страемся их развивать. Мы обсуждаем и думаем, как можно усилить наше сотрудничество, какие инновации можно внедрить в сфере продуктов, в частности, в сфере страхования жизни. И в числе обычных программ у нас есть по-настоящему уникальные продукты. Так что мы остаемся активными и поддерживаем контакт, и я уверен, что бизнес банковского страхования снова будет расти. Вместе с тем нам надо отдавать себе отчет в том, что 2010 год для страхового рынка будет тяжелее, чем 2009-й. По крайней мере, таков мой прогноз развития кризиса.

Поделиться:
 

Возврат к списку