Аналитика и комментарии

05 сентября 2006

Стратеги начинают и... выигрывают

«До начала реализации розничного проекта IT-стратегия банка не была сформулирована, информационные технологии банка развивались, исходя из возникающих бизнес-потребностей, - говорит Николай Стадников, начальник Управления IT Инвестиционного городского банка. - После принятия решения о развитии розничного бизнеса подход к развитию IT-систем у руководства банка изменился. Ведь современный розничный бизнес подразумевает использование передовых, в том числе мобильных, информационных технологий. Без них услуги и продукты розничного бизнеса будут недоступны широкому кругу клиентов банка. Также было понятно, что без IT-стратегии у топ-менеджеров банка и руководителей IT-служб не будет продуманного плана действий и единой программы достижения желаемых результатов. Все это явилось предпосылками данного проекта, исполнителем которого была выбрана компания IBS».

Развитие розничного бизнеса предполагает ориентацию на расширение клиентского сервиса, включая создание разветвленной сети мини-офисов, обеспечение максимального удобства пользования услугами банка, в том числе и за счет использования устройств самообслуживания. Помимо этого, в связи с ростом числа клиентов одной из задач является снижение издержек на управление операциями.

Руководство банка поставило задачу разработать стратегию развития информационных систем, которая отвечала бы следующим требованиям:

  • обеспечивала максимально полную и своевременную информационную поддержку новых бизнес-процессов и операций банка, с учетом особенностей розничного бизнеса;

  • соответствовала мировым стандартам автоматизации банковской деятельности;

  • обеспечивала высокую надежность, масштабируемость и безопасность.

Николай Стадников, начальник Управления IT ОАО «Инвестиционный городской банк»: «После принятия решения о развитии розничного бизнеса подход к развитию IT-систем у руководства банка изменился»

Кроме того, с IT-стратегией напрямую связаны эффективность инвестиций в развитие информационных технологий банка и управление ими.

В соответствии с поставленной перед консультантами IBS задачей, была предложена особая схема ведения проекта. «На этапе разработки IT-стратегии проектная команда состояла из шести специалистов и менеджера проекта, поясняет Дмитрий Демидов, руководитель проектов Департамента управленческого консалтинга компании IBS. - Функционально команда была поделена на пять частей, в соответствии с предметными областями проекта: бизнесприложения и интеграционный слой, IТ-инфраструктура, информационная безопасность, организация управления IТ и последняя область - бизнес-процессы банка.

В каждой из областей был проведен комплексный аудит, который дал представление о текущем состоянии IТ и «узких местах» с точки зрения развития розничного бизнеса».

На результатах аудита основывалась разработка стратегии развития каждой из областей. Во главе проекта стояли системный архитектор, знающий специфику банковской деятельности и особенности розничного банковского бизнеса (он отвечал за комплексность и согласованность IТ-решений), а также менеджер проекта, отвечающий за методологическую и организационную составляющие проекта. Дополнительно со стороны банка в проектную команду входили партнеры, руководители и ведущие специалисты, что позволило на каждом этапе отслеживать полноту и адекватность разрабатываемых решений.

После начала реализации IT-стратегии модель проектного управления изменилась. Основная доля проектных работ перешла к IT-специалистам и IT-подрядчикам банка. «Консультанты IBS больше занимались управлением и координацией проекта, - рассказывает Дмитрий Демидов. - Системный архитектор являлся оперативным руководителем проекта и главным проводником разработанных IT-решений. На этом этапе его роль стала намного шире и сложнее: добавились обязанности, связанные с координацией работ по всем направлениям, по взаимодействию с поставщиками решений, с заключением договоров и приемкой работ, контролем над реализацией проектов. Была проведена работа по модернизации IT-службы и подбору нового IT-персонала. Системный архитектор проекта остался частью проектной команды банка до конца реализации IT-стратегии. Именно такой подход к управлению проектом обеспечил качество реализуемых решений и значительно снизил проектные затраты банка, а главное - позволил достигнуть планируемых результатов».

 Дмитрий Демидов, руководитель проектов Департамента управленческого консалтинга компании IBS: «Согласованность разрабатываемых IТ-решений достигается за счет эффективного проектного управления»

Большой интерес руководства банка к проекту не только позволил разработать IT-стратегию с учетом требований бизнеса и перспектив его развития, но и помог избежать ряда трудностей. «Основной сложностью подобных проектов является согласование разрабатываемых решений в разных областях IТ, - говорит Дмитрий Демидов. - Ведь стратегия развития информационных технологий затрагивает не только развитие бизнесприложений, но и остальные компоненты информационных технологий. Так, например, любая информационная система должна быть поддержана инфраструктурой, а ее работа - отвечать требованиям информационной безопасности. Согласованность разрабатываемых IТрешений достигается за счет эффективного проектного управления. В этом проекте ведущие IT-специалисты по каждой из областей взаимодействовали на всех этапах проекта, во многом помогали эксперты со стороны банка. На стадии разработки они активно участвовали в обсуждении предлагаемых решений, задавали важные вопросы, которые позволили учесть в IT-стратегии все особенности будущего розничного бизнеса банка. Благодаря плодотворной совместной работе консультантов IBS и специалистов банка IT-система была подготовлена к выходу банка на розничный рынок в очень сжатые сроки - за 4,5 месяца».

 Анатолий Дубейко, генеральный директор ОАО «Инвестиционный городской банк»: «Наша IT-стратегия это качественный скачок в развитии банковского бизнеса в Новосибирске»

В итоге банк получил среднесрочный план управления развитием информационных технологий, направленный на удовлетворение потребностей розничного бизнеса и достижение поставленных целей. Он охватывает все основные функции и сегменты: управление IТ-персоналом, управление IТпроектами, управление процессами эксплуатации, бизнес-приложения, IТ-инфраструктуру, информационную безопасность.

«Разработанная ITстратегия позволит совершить качественный скачок в развитии банковского бизнеса в Новосибирске, прежде всего в части развития розничного бизнеса, - считает генеральный директор банка Анатолий Дубейко. - Кроме того, мы рассчитываем, что заложенные в ней принципы позволят банку предоставлять банковские услуги высочайшего качества и при его выходе на новые территориальные рынки».

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

Основные этапы проекта:

  • Анализ интересов банка и стратегии развития бизнеса. Изучение и анализ основных и вспомогательных процессов деятельности банка в привязке к основным продуктам и услугам

  • Аудит информационных систем и технологий с целью определения их соответствия бизнес-стратегии банка, а также современным требованиям, предъявляемым к IТ в банковском секторе

  • Разработка целей и задач развития информационных технологий, согласованных с целями и задачами бизнеса

  • Проектирование IT-архитектуры. Разработка плана проектов по созданию интегрированной информационной системы поддержки розничного бизнеса и системы ее эксплуатации

  • Реализация IT-стратегии, участие в руководстве ключевыми IT-проектами банка

Агунда Алборова
Поделиться:
 

Возврат к списку