Аналитика и комментарии

05 сентября 2006

"Мы заменили 78 моторов на один"

 ДОСЬЕ

Михаил Сенаторов - окончил Московский физико-технический институт, кандидат технических наук, действительный член Российской академии космонавтики. Работал над программой создания спутниковой системы связи для ЦБ РФ - «Банкир». С 1995 г. работает в Банке России. Отвечает за обеспечение работоспособности и развитие технической инфраструктуры платежной системы страны, а также информационноаналитических и телекоммуникационных систем Банка России.

НБЖ: Михаил Юрьевич, в одном из своих докладов вы назвали создание системы RTGS «новым этапом в развитии платежной системы Банка России». Почему ее внедрение происходит именно сейчас?

М. Сенаторов: Исторически сложилось так, что платежная система Банка России была децентрализованной. В начале 90-х гг., когда образовался Банк России, его платежная система строилась на бумажной технологии. С развитием рыночных механизмов бумажный способ обработки платежей стал мешать развитию бизнеса и даже в какой-то степени создал возможность возникновения фальшивых авизо («чеченские авизо»).

Платежная система это кровеносная система экономического организма страны. Если вы не платите - вы ничего не приобретаете, если вам не поступают средства - вы останавливаете производство или предоставление услуг. Потому-то затор в платежной системе приводит к затору в экономическом развитии.

В какой-то момент стало очевидно, что необходимо создавать эффективную электронную платежную систему. Сделать это надо было в кратчайшие сроки. Единственной возможностью решения такой масштабной задачи было использования децентрализованного подхода. То есть разработать единые требования к проведению электронных платежей и предоставить территориальным учреждениям право самостоятельно создать технологические комплексы. В каждом регионе эту задачу решили по-своему. В результате у нас возникла ячеистая структура внутрирегиональных электронных расчетов.

НБЖ: То есть во второй половине 1990-х в банке уже была электронная платежная система, но децентрализованная?

М. Сенаторов: И управлять ею, и развивать ее было очень сложно, уже тогда стало очевидно, что из-за этой разнородности могут возникнуть проблемы. Было принято решение о создании концепции единой централизованной платежной системы. Подобные изменения происходили и за рубежом. Все ведущие страны тоже старались централизовать свои платежные системы. Тогда-то и возникла впервые эта аббревиатура RTGS - система валовых платежей в режиме реального времени.

Мы понимали, что надо создавать централизованную систему RTGS.

Цель была поставлена правильно, но выбранный способ ее достижения для того времени оказался слишком революционным. Ликвидировать существующую старую систему и перейти на RTGS технически было возможно, но обошлось бы довольно дорого и заняло бы много времени. Кроме того, существовали еще кое-какие подводные камни.

Дело в том, что наши территориальные учреждения открывают счета, контролируют, ведут надзорную деятельность и сопровождают те банки, которые находятся в их регионах. При создании же системы RTGS предполагалось, что все счета банков будут централизованы и переведены в одно место. Например, банк находится в Новосибирске или на Камчатке, а его счет открыт в Москве. Получалось, что наши учреждения лишались части своих функций. У них оставались надзорные функции, но счета банков они уже контролировать не могли. Это вызвало волну недовольства, прежде всего, руководителей регионов.

Губернатор, безусловно, должен иметь возможность управлять финансовыми потоками через региональные банки, а воздействовать на них можно через наши территориальные учреждения. Хотя Центробанк не подчиняется губернаторам, хотя у нас вертикально выстроенная структура централизованного подчинения, тем не менее местные условия есть местные условия! Если ты не будешь находить общий язык с губернатором, у него достаточно рычагов, чтобы парализовать твою деятельность.

Поскольку стало понятно, что переход на централизованную систему обработки платежной информации вызовет противостояние со стороны губернаторов и Совета Федерации, надо было либо вступать в конфронтацию и при этом вкладывать очень большие деньги либо искать какой-то другой путь. Руководство Банка России сочло, что ломать копья не целесообразно, и стало искать другое решение. Но задача централизации не снималась.

В 2000 г. была сформулирована другая тактика перехода на централизованную платежную систему. Решено было не трогать счета, надзор над ними и управление банковским региональным сектором оставить за нашими территориальными учреждениями, а централизовать только техническую обработку платежной информации. Это означает, что платежные документы, которые отправляются в банк для обработки, приходят в Главное управление, дальше они переводятся в вычислительный центр коллективной обработки, куда поступают платежные поручения из других регионов. Таких центров сейчас несколько. Мы, не трогая нормативную базу, не нарушая законодательную базу, не меняя функциональность системы, образно говоря, сделали из 78 моторов - один.

Многофилиальные банки смогут управлять ликвидностью в режиме on-line - после подключения к системе RTGS

Получился единый центр обработки информации, который выдает результат по регионам в головные расчетно-кассовые центры. Вся информация хранится в одном месте, в нашем хранилище данных. Виртуально это единый центр, физически же он разделен, чтобы система была устойчива к внешним воздействиям. Вычислительные центры, входящие в нее, связаны между собой, и один всегда поддерживает работу другого.

Сейчас к коллективным центрам обработки ЦБ подключено больше 30 регионов из 78. Завершить подключение всех остальных планируется к 2008 г.

НБЖ: Как проходило подключение? Не пришлось ли переучивать персонал?

М. Сенаторов: Сначала были опасения, что будет неудобно. Но в результате все страхи и проблемы были преодолены. Сейчас процесс присоединения территориальных учреждений к системе централизованной коллективной обработки уже идет по накатанному пути. При этом для наших клиентов ничего не меняется - как они получали из Главного управления данные, так и получают. Для операционистов банков тоже ничего не меняется - им не надо переучиваться. Изменения коснулись только наших сотрудников, которые занимаются информатизацей в территориальных учреждениях - с них снялась нагрузка по обслуживанию вычислительных центров, обрабатывавших платежную информацию.

НБЖ: Каким банкам может быть полезен опыт ЦБ?

М. Сенаторов: Считаю, что наш опыт может быть интересен в первую очередь Сбербанку. У него очень разветвленная и более сложная структура, чем у нас, она тоже сегментирована на территориальные учреждения, там есть свои вычислительные центры. Полезен наш опыт может быть потому, что, во-первых, централизация приводит к уменьшению IТ-персонала. Снижаются требования к уровню обслуживания, т. к. все самое сложное делается в коллективных центрах обработки. Во-вторых, хотя создание централизованной системы может стоить дорого, тем не менее, если подсчитать стоимость владения ею за 10 лет, средства серьезно экономятся.

НБЖ: Каковы рекомендации банкам, которые уже решились централизовать свои функции?

М. Сенаторов: Надо руководствоваться рекомендациями, которые существуют в мировой банковской практике.

После теракта 11 сентября очень сильно пострадала и платежная система США, и вся мировая платежная система. Вычислительные центры ряда крупнейших банков США долгое время не функционировали. Представьте, что творилось - все деньги в электронном виде, непонятно, потеряны они или нет - а это триллионы долларов: Потому банковское сообщество выработало определенные правила по резервированию своих данных. Все крупные банки должны иметь запасные вычислительные центры, находящиеся на расстоянии не менее 100 км от основных вычислительных центров. Многие банки во всем мире и в России уже начали создавать подобные резервные центры.

Резервирование может осуществляться в разных режимах. Например, синхронном - все данные сначала сохраняются в основном и резервном центрах одновременно. Это самый дорогой способ, он замедляет скорость обработки информации. Можно сделать копирование в резервном центре после выполнения обработки информации. В этом случае применяется асинхронный режим, который более прост в реализации и не требует дорогих вычислительных машин. Создание резервного центра может стоить миллион долларов и более, а выбор типа резервирования зависит от того, какие задачи ставит перед собой банк, и от рисков, которые он несет в случае остановки вычислительного центра и потери данных.

К коллективным центрам обработки ЦБ подключено больше 30 регионов из 78. Остальных подключат к 2008 году

НБЖ: Когда система RTGS будет сдана в эксплуатацию и как банки смогут ею пользоваться?

М. Сенаторов: С 1 июня 2007 г. Кстати, когда стало понятно, как технически можно осуществить централизацию платежной системы, мы получили ответ и на вопрос, как можно внедрить систему валовых расчетов в режиме реального времени. RTGS используется как дополнительный контур расчетов к существующим внутрирегиональным и межрегиональным системам.

Сейчас существует две системы расчетов - внутрирегиональная и межрегиональная. Казалось бы, зачем нужна еще система RTGS? Но система внутрирегиональных расчетов работает только с клиентами в регионе, а межрегиональная - осуществляет платежи между субъектами Федерации. Когда идет платеж из Владивостока, он до Москвы доходит в тот же операционный день, а вот из Москвы на Дальний Восток - лишь на следующий.

Представьте: утро во Владивостоке, банку надо проводить платежи, а у него нет денег. А платежи не принимаются к исполнению, если нет денег на счете. Крупным банкам приходится в своих филиалах держать избыточные средства, которые «не работают» в то время, когда в западных областях России рабочий день - из-за разных часовых поясов. Поэтому банку необходима система, которая позволяет в любой момент времени забрать деньги из филиала, уже закончившего работу, и использовать их в филиале, у которого только начался рабочий день. Система RTGS позволяет многофилиальным банкам управлять своей ликвидностью в режиме реального времени.

Любой банк в любой точке нашей страны, для того чтобы работать в системе RTGS, сначала получает на это разрешение. Его выдают в том случае, если банк имеет телекоммуникационное оснащение, позволяющее ему взаимодействовать с центром обработки в режиме реального времени. Затем открывается временный счет, причем это не счет банка в главном территориальном учреждении, а обыкновенный технический счет, через который ведутся операции. Далее банк управляет этим счетом в режиме реального времени.

НБЖ: А если банк технически не готов к использованию этой системы, но у него есть платежи, которые удобнее проводить именно через RTGS?

М. Сенаторов: Работа в системе RTGS предполагает два уровня участия. Первый - это постоянные участники, второй - ассоциированные участники. Практика работы системы во всех странах показывает, что постоянными участниками является не больше 10% банков.

Если у банка только эпизодически возникают операции, которые нужно проводить через такую систему, ему нет необходимости быть подключенным к системе постоянно. Проще проводить их через свой банккорреспондент, который является постоянным участником системы RTGS, либо обратиться в территориальное учреждение ЦБ. Ассоциированные члены, таким образом, смогут проводить платежи через два «окна» - либо через Банк России, либо через банккорреспондент.

НБЖ: Насколько этот проект значим для банковской системы в целом?

М. Сенаторов: Введение RTGS - задача действительно масштабная и значимая. Создавать систему довольно сложно, т. к. она должна обеспечивать проведение бюджетных платежей, расчеты по ценным бумагам или на валютном рынке, а также расчеты внутри системы Банка России, внутрибанковские, клиентские, межфилиальные операции коммерческих банков, управление ликвидностью, бухгалтерскую отчетность, информационное сопровождение. Именно поэтому для реализации проекта был создан руководящий комитет, который возглавила Татьяна Парамонова и в который вошли руководители структурных подразделений Банка.

Преимущества от системы в первую очередь получат крупные многофилиальные банки, которые активно работают на финансовых рынках и рынках ценных бумаг, на торговых площадках, находящихся в 11 разных часовых поясах. Полезна будет она и казначейству, потому что оно сможет в режиме реального времени собирать все данные по счетам со всей страны. Налоговые органы будут иметь возможность собирать налоги в таком режиме.

Вообще, обычно такие системы создаются только на государственном уровне, потому что используются они в основном для управления денежно-кредитной политикой страны. А это бюджетные платежи, платежи, связанные с финансовой поддержкой банковского сектора, платежи, которые проводят банки на финансовых рынках и на рынках ценных бумаг. Очень большие деньги и очень большие риски. Собственно, для того чтобы эти риски нивелировать, и нужна система в режиме реального времени. Создать RTGS индивидуально для каждого банка - очень дорого. Поэтому эту функцию берет на себя государство в лице Центрального банка.

Агунда Алборова
Поделиться:
 

Возврат к списку