Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Григорий Марченко: «У нас нет слабых банков»

Григорий Марченко, советник президента Казахстана

Григорий Александрович, в течение нескольких лет Вы возглавляли Национальный банк Казахстана, под Вашим руководством был проведен ряд важных реформ. Каковы результаты этой работы?

За четыре года — с конца 1999 по 2003 год включительно — экономика Казахстана росла очень быстрыми темпами. ВВП страны удвоился за два года — вместо семи запланированных лет. Активы банковской системы за это время увеличились в 6 раз. Вклады населения в долларовом эквиваленте за этот же период увеличились в 8 раз.

Я думаю, что главный результат — это то, что мы совместными усилиями при поддержке президента, парламента и правительства создали современную банковскую систему, основанную на международных стандартах, и свободную, что немаловажно, от обязательств со стороны государства. Международные стандарты в банковской системе начали внедряться уже давно. Базельский набор требований — с 1996_года. А переход на международные стандарты финансовой отчетности осуществляется с 1998_года. Весной 2003 года все кредитные организации полностью перешли на МСФО.

Что Вы подразумеваете под «свободой банковской системы от государства»?

Когда я говорю о невмешательстве власти, то имею в виду, во-первых, то, что у нас никогда государственные организации не держали свои средства в коммерческих банках. Во-вторых, у нас нет государственных банков. У нас есть два специализированных банка с участием государственного капитала: Банк развития Казахстана и Жилстройсбербанк.

Банк развития специализируется на кредитовании долгосрочных инфраструктурных проектов, за которые не берутся коммерческие кредитные организации. Средний срок предоставления кредита в банке — 7 лет 8 месяцев.

Жилстройсбербанк по примеру немецких стройсберкасс (Bausparkasse) занимается системой строительных сбережений.

Государственные финансовые институты должны работать в тех сегментах, где частные не могут — в силу больших рисков или слишком длинных сроков. Поэтому в Казахстане были созданы Государственная корпорация по страхованию экспорта, Государственный инвестиционный фонд, который будет вкладывать деньги в несырьевые проекты, и учрежден Государственный инновационный фонд, который будет поддерживать венчурные проекты.

Остальные банки у нас коммерческие. Всего в Казахстане 36 кредитных организаций. Из них 34 коммерческих, 17 принадлежат иностранным инвесторам.

У нас очень открытая банковская система. В течение последних двух лет мы говорим о том, что хотели бы, чтобы в Казахстан пришли еще несколько крупных западных банков. Однако доля иностранных кредитных организаций в стране постоянно снижается. А наши собственные банки растут слишком быстро. И одна из проблем заключается в том, что доля трех крупнейших банков — Казкоммерцбанка, Банка «ТуранАлем» и Халыкбанка — не уменьшается, а растет. То есть концентрация увеличивается. И это плохо. Поэтому мы хотим, чтобы к нам пришли еще несколько западных инвесторови создали конкуренцию на рынках ипотечного и потребительского кредитования, кредитования малого и среднего бизнеса. Например, Ситибанк в Казахстане присутствует, но в этих сегментах не работает.

Несмотря на перевод в 1997 г. всех госучреждений в новую столицу Казахстана —Астану, финансовым центром страны по-прежнему остается Алматы

Может быть, эти пустые ниши могли бы занять российские банки?

Пусть приходят. Жалко, что ли? Но пока у нас только Альфа-Банк давно работает.

С чем Вы связываете то, что российские банки не интересуются казахстанским рынком?

Сегодня российский бизнес идет в Украину, Венгрию, Словакию... До Казахстана, с одной стороны, пока руки не дошли. А с другой, в отличие, допустим, от Украины, которая какие-то предприятия начала приватизировать только сейчас, у нас безхозных активов нет. У всех кредитных организаций есть владельцы. Теоретически, конечно, можно купить действующий банк, но тогда акционерам нужно платить живые деньги. А маленьких, ничейных и слабых кредитных организаций в Казахстане нет. Создавать банк с нуля — и это все понимают — надо полтора-два года… И вкладывать большие деньги.

Но ведь российские нефтяные компании успешно работают в Вашей стране. А у них есть аффилированные кредитные организации…

У «Лукойла» был банк, но он его продал. Нефтяная компания «Лукойл» — крупнейший российский инвестор, который вложил в Казахстан в общей сложности больше миллиарда долларов. Если они пойдут в розницу и, допустим, будут открывать сеть своих заправок или строить нефтеперерабатывающий завод, тогда им имеет смысл развивать банковский бизнес. Пока открывать банк в Казахстане не они собираются. А Альфа-Банк обслуживает только торговлю между нашими странами. Зато три наших банка уже имеют в России свои дочерние предприятия.

Биография реформатора

Григорий Александрович Марченко родился в 1959 году в Казахстане. После окончания Московского государственного института международных отношений работал в министерстве цветной металлургии КазССР. С марта 1992 года — помощник вице-президента Республики Казахстан (РК). В июне 1994 года перешел на должность заместителя председателя Национального Банка Казахстана. С ноября 1996 года руководил Национальной комиссией РК по ценным бумагам. В октябре 1999 года возглавил Национальный Банк РК. 6 января 2004 года назначен вице-президентом, а в апреле — советником президента Казахстана.

Журнал Euromoney назвал Григория Марченко лучшим руководителем центрального банка 2002 года.

Действительно, казахстанские банки активно расширяют свое присутствие в России…

Наши крупнейшие кредитные организации растут очень быстро, и с точки зрения общей ситуации по платежному балансу, и с точки зрения диверсификации рисков. Мы не возражаем против их иностранной экспансии. Кроме того, Казахстан, так же как и Россия, стремится к тому, чтобы с 1 января 2007 г. заработала свободная конвертируемость по капитальному счету. Тогда инвесторы сами будут выбирать, куда вкладывать средства — в Казахстан или другую страну. Вообще 2007 г. для Казахстана — рубежный. С одной стороны, мы должны привести функционирование финансового сектора в полное соответствие со стандартами Европейского Союза, с другой, либерализовать валютное регулирование. Осталось два с половиной года, после чего капитал между Россией, Казахстаном и другими странами будет перемещаться свободно. Поэтому очень важно, чтобы финансовая система была устойчива и конкурентоспособна. В этом направлении мы продвигаемся достаточно успешно.

Насколько связаны российская и казахстанская экономика? Например, в 1998 году финансовая система Вашей страны пострадала также сильно, как и нашей?

Финансовый кризис Казахстан особенно не затронул. Почему? У нас же ГКО никто не покупал. В отличие от коллег, скажем, из Цюриха и Нью-Йорка, мыдогадывались, чем это может закончиться. Были и неофициальные рекомендации со стороны Национального Банка не покупать российские госбумаги. Да и банкиры сами понимали, что нельзя заработать 42% годовых в валюте. Другое дело, что выходить из этого кризиса можно было по-разному. И можно было обойтись только девальвацией, не доводя дело до дефолта.

Но потом в Казахстан пошел вал дешевых российских и украинских товаров. Поэтому в апреле 1999 года мы вынуждены были провести свою девальвацию.

1998 год был очень тяжелым: инвесторы ушли с развивающихся рынков, произошел дефолт в России, обвал курса рубля и резкая девальвация валют соседних стран. Цена на нефть была на уровне 10 долларов за баррель. К тому же в Казахстане был худший урожай за тридцать лет. Тем не менее сокращение ВВП страны не превысило 1,9%. А уже в 1999 году макроэкономические показатели выросли. К счастью, кризис не был слишком долгим, и Россия его пережила. Но с другой стороны — для всех это был хороший урок.

В Казахстане был создан Национальный фонд, в котором сегодня накоплено 3,7 млрд. долларов (13% от ВВП). Поэтому в случае падения цен на нефть даже до 10 долларов за баррель мы совершенно спокойно сможем поддерживать все расходы бюджета в течение двух — двух с половиной лет. Высокие цены на нефть держатся уже четыре с половиной года, но надеяться, что это будет продолжаться всегда, нельзя. Нужно развивать экономику, диверсифицировать банковскую систему. Поэтому мы начали «подталкивать» банки к работе с платежными карточками, с ипотекой. И у нас это получается очень успешно. В Казахстане уже эмитировано около двух миллионов пластиковых карточек. Для населения в 15 миллионов человек — это совсем неплохо.

Дружеская встреча на высшем уровне

Каковы точки роста казахстанской экономики? За счет каких сегментов экономики страна будет развиваться?

Во-первых, за счет нефтегазового сектора, развития систем сервиса, транспортировки углеводородов. Вот сейчас, например, в Казахстане строится трубный завод. Раньше необходимости производить трубы в Казахстане не было, а сейчас — есть. Будут создаваться и другие объекты: две базы поддержки добычи нефти на нашем шельфе Каспийского моря. Развитие инфраструктуры становится рентабельным.

Во-вторых, за счет транспортных структур. В Казахстане уже построили две железные дороги, еще две нужно будет проложить. Запланировано и создание автомобильных дорог, прежде всего, на западе страны. Большие ожидания связаны с финансовым сектором. Если такие темпы роста отрасли сохранятся — 40–45% в год, а я думаю, что в ближайшие два-три года так и будет, то развитие экономики будет обеспечено.

У нас сейчас очень «здоровое» распределение прямых иностранных инвестиций. Казахстан — мировой чемпион по их привлечению, у нас за последние пять лет чистые прямые иностранные инвестиции составили 7,5% от ВВП, а в Китае — 5,1%. То есть мы в пропорциях к ВВП привлекаем в полтора раза больше зарубежных капиталов, чем Китай. 70% этих инвестиций идет в нефтегазовую и горно-металлургическую промышленность. А другие секторы экономики финансируются за счет банковских кредитов и корпоративных облигаций. Я часто привожу такой пример: в структуре кредитного портфеля казахстанских банков доля займов сельскому хозяйству достигает 11%, а нефтяному сектору — 9%.

А что делает государство для того чтобы привлечь деньги в сельское хозяйство?

В Казахстане существуют программы субсидирования элитного семеноводства, животноводства. Но общая сумма, выделяемая на эти проекты, достаточно небольшая — около 4 млрд. тенге, или 27 млн. долларов. Однако банки сами активно кредитуют зерновые компании. Зерно, хлопок и подсолнечник — нормальный экспортный товар, под который можно давать займы.

Верность традициям не мешает созданию в стране современной банковской системы

Ваша банковская система растет активнее других сегментов экономики. Может быть, нужно за счет кредитных организаций развивать технологическую, инновационную отрасли?

Если казахстанские компании будут разрабатывать продукты, которые объективно будут конкурентоспособны, то ради Бога! Но платить деньги за слабые разработки, только в надежде на то, что они потом как-нибудь подтянутся, я считаю неправильным. Ведь ставился когда-то точно такой же вопрос: давайте не будем пускать иностранные кредитные организации, пусть наши предприятия «подкормят» отечественные банки. Это тоже неоправданно: должна быть конкуренция. При прочих равных условиях любой нормальный человек и так выберет национальную компанию, потому что она находится рядом и оперативно может решить все проблемы.

Ольга Петрова
Поделиться:
 

Возврат к списку