Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Глобальное потепление бизнес-климата

Герман Оскарович, какиефакторы сдерживают развитиероссийской экономики?

Прежде всего это застой, особенно в промышленности. К сожалению, в ближайшие годыкардинальные структурные изменения невозможны. В производстве ВВП доля инновационных и высокотехнологичных отраслей занимает чуть более 7%,в то время как сырьевой сектордает более 17%.

Подобная модель экономического развития исчерпала своивозможности. После 2005 г., кроме ожидаемого снижения мировых цен на энергоресурсы, прогнозируется уменьшение экспорта и добычи нефти. Из-за недостатка мощностей объемы ееэкспорта снизятся до 3% в год(сейчас этот показатель равен12-18%). В будущем возможно ивозникновение ресурсных ограничений. Все это приведет к замедлению роста прибыли и инвестиций в нефтегазовом секторе.

В последние месяцы наметилась тенденция к снижению прироста инвестиций и показателейв промышленности. С исключением сезонного фактора ростВВП упал с 0,9% (среднего ежемесячного показателя 2003 г.)до 0,4% во 2-м и 0,2% в 3-м кварталах 2004 г. В основном это связано с увеличением оттока капитала и структурными проблемами в ряде ключевых секторовмашиностроения и строительномкомплексе.

Мы рассчитываем, что в целомза 2004 г., при сохранении сложившегося тренда, рост ВВП может составить 6,9%. В последующие три года этот показатель может снизиться до 6,0-6,5%. Таков прогноз с учетом уменьшениявлияния внешнеэкономическогофактора на 1,0-1,5%. Таким образом, даже при благоприятнойконъюнктуре мировых рынковнам вряд ли удастся достичь высоких экономических темпов.

Также сказывается быстроеувеличение импорта при недостаточной конкурентоспособности отечественной продукции.Потребители и инвесторы предпочитают все более качественные товары. Поскольку российские производители не могутудовлетворить их требованиям,импорт будет расти.

Инвестиционный климатулучшается недостаточно быстро. Это происходит из-за того,что тормозятся проведение институциональных реформ и развитие фондового рынка. Крометого, притоку иностранного капитала мешают высокие издержки по реализации проектов в России. Поэтому успешная реформасистемы государственного регулирования - залог улучшенияинвестиционного климата.

Следует упомянуть и ряд других факторов, сдерживающихрост экономики. Это высокая ресурсоемкость производства, егоэнергоемкость, в 2-3 раза превышающая уровень развитых стран.Немаловажно снижение качестварабочей силы и конкурентоспособности производства. Следуетучитывать и отставание в сферетехнологий.

 

Глава МЭРТ Герман Греф считает, что сырьевая модель развития экономики исчерпаласвои возможности

Способен ли стабилизационныйфонд обеспечить ростэкономики на ближайшие годыпри неблагоприятном развитииситуации на мировыхфинансовых рынках?

Основная задача стабфонда страхование бюджетной системыот непредсказуемых колебанийцен на энергоносители. Помимоэтого он также выполняет функцию стерилизации денежноймассы: изъятие излишней ликвидности с рынка в периоды высоких мировых цен на нефть иувеличение денежного предложения при их снижении ниже20 долл. за баррель.

Таким образом, само по себеналичие стабилизационного фонда не оказывает прямого влияния на экономический рост.Вместе с тем он существенно повышает устойчивость системыгосударственных финансов. Это,в свою очередь, одна из главныхпредпосылок экономическогоразвития.

Какие действия намереноосуществить Правительство РФдля ускорения экономическогороста и обеспечения удвоенияВВП к 2010 году?

Ключевые меры по решениюэтих задач описаны в Основных направлениях деятельностиПравительства РФ на периоддо 2008 г. Эти действия будут конкретизированы в Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. Сейчас Минэкономразвитияготовит проект этого документа.

Чтобы ускорить экономический рост, необходимо обеспечить технологическую базу российской промышленности. Дляэтого нужно развивать инновационную инфраструктуру: системувенчурных фондов, центры коммерциализации технологий, технопарки, технико-внедренческиезоны, транспортную инфраструктуру. В частности, в ближайшиедва года должен завершиться рядкрупных проектов в Ленинградской и Калининградской областях, а также на Дальнем Востоке.

Дальнейшее развитие получат механизмы предупрежденияи пресечения недобросовестнойконкуренции, будут ужесточены санкции за нарушения. Мынамерены ввести более строгиеправила деятельности органовисполнительной власти, совершенствовать правосудие, осуществить преобразования в правоохранительной системе.

Правительство будет работать над дальнейшим снижением налогового бремени. В 20042005 гг. завершится реформапоимущественных сборов, снизится эффективная ставка Единого социального налога. С 2006года будет уменьшена единаяставка НДС, сократится срокего вычета при осуществлениикапитальных операций и возмещении экспортерам.

Также планируется реструктурировать действующую систему поддержки малого бизнеса.

Углубление интеграции в пределах СНГ также будет стимулировать экономический рост. Основой этого процесса станет формирование Единого экономическогопространства, которое объединитэкономический потенциал России, Беларуси, Казахстана и Украины. В рамках этого сообщества будет обеспечено свободноедвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы без изъятий иограничений.

В долгосрочной перспективеочень важен фактор развития «человеческого капитала», которыйпредполагает повышение качества и доступности образования издравоохранения. В условиях перехода к постиндустриальной модели развития именно эти секторы будут расти опережающимитемпами, вносить все более существенный вклад в обеспечениеэкономического роста. Однако этотребует более эффективного бюджетного финансирования, развития системы медицинского страхования и практики образовательных кредитов.

Какие меры предполагаетсяпредпринять для развитияфинансового рынка?

Правительство собирается упростить и унифицировать процедуры обращения взысканияна предмет залога и удовлетворения требований кредиторов. Будет создана система регистрациизалогов движимого имуществаи имущественных прав. Предполагается облегчить процесс организации банковских филиалов,в том числе отменить сбор за ихоткрытие.

Кроме того, недавно министерство представило Концепциюразвития российского финансового рынка на 2005-2006 гг.Данный документ включает в себя несколько основных направлений. Прежде всего это совершенствование системы регулирования на финансовом рынке.Это направление подразумеваетповышение межведомственноговзаимодействия при развитииразличных секторов финансовогорынка. Также будут рассматриваться предложения по дальнейшему внедрению элементовсаморегулирования.

Мы планируем обеспечитьчеткие процедуры надзора за деятельностью финансовых институтов, оптимизировать требования к отчетности, размещениюсредств. Будет введен обязательный аудит отчетности и пруденциальный надзор за некоторымипрофучастниками РЦБ.

Планируется усовершенствовать инфраструктуру финансового рынка. В частности, будет разработан закон «Об организованных рынках и биржевой торговле в РФ». Он установит единыепринципы торговли на товарном,фондовом и валютном сегментахрынка. Также будут разработанызаконы «О клиринге» и «О Центральном депозитарии».

Будет расширен спектр финансовых инструментов и механизмов финансирования. Это подразумевает законодательное закрепление выпуска и обращения биржевых облигаций, российскихдепозитарных расписок, а такжесоздание правовых условий длясекьюритизации финансовых активов, торговли производнымифинансовыми инструментами.

Кроме того, мы собираемсяулучшать регулирование крупных сделок по реорганизациикоммерческих организаций, проводить другие мероприятия.

Мы предполагаем, что всеэто будет реализовано к началу2006 г. На сегодняшний день концепции ряда законопроектов ужеразработаны и включены в Планзаконопроектной деятельностиПравительства РФ на 2005 г.

В Концепции говоритсяо намерении правительствасоздать в России мегарегулятор.Когда это произойдет?

В Плане мероприятий нет однозначного указания на то, кто икогда должен стать единым регулятором финансовых рынков. Несмотря на то, что вопрос о создании мегарегулятора поднимаетсявсе чаще, практика показывает рынок и государство еще «не созрели» для столь решительныхдействий. Административная реформа не привела к созданию такого ведомства, равно как и к разделению надзора и регулированияна финансовом рынке. Последняязадача была решена только в случае страхования: вопросы регулирования остались у МинфинаРоссии, а контрольно-надзорныефункции переданы Федеральнойслужбе страхового надзора.

 

Минэкономразвития готовит Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.В документе будут конкретизированы действия правительства по решению поставленной президентом задачи - удвоению ВВП

Тем не менее отказываться отэтой идеи мы не собираемся. Первым шагом к созданию будущегомегарегулятора должно статьулучшение межведомственнойкоординации. Это касается мер,направленных на развитие различных секторов финансовогорынка - будь то фондовый рынок, страховой или банковскийсектор. В частности, эту задачуможно решить путем созданиямежведомственного координационного органа на коллегиальнойоснове. Соответствующие предложения в ближайшее время будут рассмотрены на заседанииправительства.

Вы отметили, что улучшениеинвестиционного климатапроисходит слишком медленно.Правительство пытаетсяизменить ситуацию?

Безусловно. Проводимые нами реформы направлены наулучшение условий как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Мы намереныустранить излишние административные барьеры, повысить ответственность государственныхслужащих, расширить доступ нароссийский рынок для иностранных участников.

По состоянию на конец июня2004 г., накопленный иностранный капитал в экономике Россиисоставил 66,1 млрд. долл. Этона 36,7% больше, чем за аналогичный период 2003 г. В первомполугодии 2004 г. в экономикуРоссии поступило 19 млрд. долл.иностранных инвестиций. Это на49,9% больше, чем за соответствующий отрезок 2003 г.

Несмотря на столь значительный приток иностранного капитала в нашу страну, потенциалnдля роста инвестиционной активности еще остается. Экономика по-прежнему испытываетдефицит ресурсов. Отмечу, чтосегодня перед правительствомстоит первоочередная задача обеспечить опережающее развитие отраслей обрабатывающейпромышленности. Причем этонеобходимо сделать не за счетперераспределения ресурсов отсырьевых отраслей, а путемобеспечения стимулирующихмеханизмов.

Каковы основные приоритетыинвестиционной политикиРоссии?

Существуют задачи социально-экономической политики встимулировании инвестиционной активности. Здесь я могувыделить несколько крупныхнаправлений. Они включают реформу системы государственного управления, совершенствование института финансового посредничества и преобразованияв налоговой сфере.

Первое направление сегоднявесьма актуально. Существуетострая необходимость административной реформы. До сих порне разработаны стандарты в сфере технического регулирования,что наносит большой ущерб российской экономике. Из-за этогоне полностью реализуются экспортные возможности страны.

Слабый институт правоприменения сдерживает потенциально высокий приток иностранных инвестиций. Кроме того, этоснижает инвестиционную активность внутри страны. В частности, решение данного вопросапринципиально для развитиянаукоемких отраслей.

Аналогичным образом тормозятся мероприятия по модернизации банковской системы. «Кризис доверия» выявил ряд проблемв кредитном секторе и указал нанеотложный характер применения мер по его модернизации.Нам необходима не только положительная номинальная динамика показателей развития, но и качественный рост.

На Ваш взгляд, отразился лииюньский «кризис доверия»на отношении иностранныхинвесторов к нашей стране?

Безусловно, летние событияна банковском рынке не моглиостаться вне поля зрения иностранных инвесторов. Однакоочевидно, что эти сложностиимели локальный характер и неявляются кризисом. По общемумнению, причиной неурядицстала неадекватная реакция банковского сектора на отзыв лицензии у одной из кредитных организаций. Своевременные меры, предпринятые государством,привели к восстановлению стабильности на рынке.

С одной стороны, эти событиярезко выявили проблемы, существующие на сегодняшний деньв банковском секторе страны. Фактически, это сигнал к активнымдействиям со стороны ЦБ РФ иправительства. С другой стороны,они стали своего рода подтверждением последовательности политики России в применении международно признанных походовв борьбе с «отмыванием» денеги финансированием терроризма.Скорость, с которой государствовосстановило стабильность в банковском секторе, также подтверждает готовность и способностьвсех ветвей власти отслеживатьизменение ситуации на рынке ипри необходимости оперативнореагировать. Я уверен, что иностранные инвесторы отметили иэтот факт.

 

Модернизацию банковского сектора нельзя откладывать, - считает Герман Греф.Это основной урок, который мы должны извлечь из летнего «кризиса доверия»

Какие усилия предпринимаетминистерство для того, чтобыулучшить имидж российскихбанков на Западе?

Наряду с другими министерствами и ведомствами, Минэкономразвития постоянно работаетнад совершенствованием банковского законодательства. Мы стараемся обеспечить прозрачностьроссийских кредитных организаций и стабильное функционирование сектора в целом. Встречаясь с представителями иностранных деловых кругов, мыотмечаем их постоянный интерес к решению этих задач.

В рамках работы межправительственных комиссий министерство информирует зарубежных бизнесменов осостояниироссийской банковской системы.Инвесторы получают точные исвоевременные данные о положении дел и перспективах сотрудничества.

Многие банки жалуются на то,что в европейских странахневозможно открытьпредставительство.Намерено ли министерствосодействовать решениюэтой проблемы?

В настоящее время мы проводим работу по обеспечению вступления России во ВсемирнуюТорговую Организацию. Представляется, что протекционистские барьеры, стоящие на путироссийского бизнеса, будут устранены, когда наша страна вступит в эту организацию.

 

Паскаль Лами (комиссар Евросоюза по вопросам торговли, кандидат объединенной Европы на пост главы ВТО) активно участвуетв обсуждении вопросов, связанных с присоединением России ко Всемирной Торговой Организации

Однако вступление в ВТОможет вызвать и обратныйэффект: российские банкимогут «проиграть» западнымна территории своей страны:

Думаю, что после присоединения к ВТО отечественные кредитные организации вполне смогутконкурировать с иностранными банками. Но для этого банковский сектор надо защитить.Вот почему российское правительство настаивает на выполнении нашими партнерами по переговорному процессу ряда принципиальных позиций. Так, мыпо-прежнему выступаем противработы филиалов иностранныхбанков на территории нашейстраны.

Мы призываем нерезидентоврегистрировать дочерние компании, поскольку в противном случае у нас возникают трудностис осуществлением соответствующего регулирования.

В ходе переговорного процесса по вступлению в ВТО различные страны лоббировали открытие филиалов своих банковв России. Например, сейчас подобная дискуссия ведется с США.В частности, представители Соединенных Штатов предлагаютРоссии прописать требованияк филиалам, сходные с теми требованиями, которые существуют по отношению к дочернимкомпаниям. Однако у нас ужебыл негативный опыт в этойсфере, и правительство не хочетповторять ошибок.

Иван Воронцов
Поделиться:
 

Возврат к списку