Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Три приоритета новой службы

Олег Вячеславович, Федеральная служба по финансовым рынкам существует уже более полугода. Каковы первые итоги ее деятельности? Какие задачи на данном этапе являются приоритетными?

Летом прошлого года завершилась ликвидация одной организации - ФКЦБ и произошло создание другой - ФСФР. Тогда решались организационные вопросы, параллельно определялись приоритеты в законодательной и нормотворческой деятельности вновь созданной организации. При этом текущая ежедневная работа по регистрации проспектов эмиссий, выдаче лицензий, регистрации ПИФов, АИФов практически не прекращалась. С сентября мы начали работу по формулированию нашего видения проблем российского финансового рынка и предложений по его развитию, которая в виде промежуточного итога была подведена в рамках доклада для правительства в ноябре прошлого года. В этот же период ФСФР подготовила модернизированные варианты ряда ключевых нормативных актов ФКЦБ, которые в настоящее время или вступили в силу, или находятся на рассмотрении в органах юстиции.

Что касается законодательной деятельности, то мы пришли к выводу, что следует сосредоточить усилия на трех главных направлениях. На первое место мы поставили повышение конкурентоспособности институтов финансового рынка и его инфраструктуры, которая зависит от оптимизации работы площадок, систем расчетов, надежности учета прав собственности на ценные бумаги, эффективности надзора. Цель - повысить надежность рынков и снизить стоимость проводимых на нем сделок.

Второе по приоритетности направление - внедрение новых финансовых инструментов и снижение регулятивных барьеров выхода на рынок. Сегодня российский рынок преимущественно - спот-рынок. И страховать риски на нем непросто, поскольку защита и правила заключения сделок с производными финансовыми инструментами в законе не прописаны. Такие операции проводятся, но из-за несовершенства нормативной базы рынок не развит.

И третье направление - дальнейшее развитие системы защиты прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Такая работа ведется давно, и многое было сделано ФКЦБ. Однако не все вопросы решены. Прежде всего это касается защиты рынка от манипуляций ценами и от использования инсайдерской информации. Об этом сейчас очень много говорится. Однако проблема создания нормативной базы, которая бы четко регламентировала подходы к манипуляции ценами, использование инсайдерской информации, не решена. Вот почему эта задача выделена как приоритетная.

В первом квартале Государственная Дума намерена представить черновой вариант закона, который очень близок к нашему видению решения проблемы. Концепцию этого закона мы согласовали и вносим в Минюст России. Закон должен наконец-то определить, что такое инсайдерская информация, кто такие инсайдеры - лица, которые непосредственно владеют информацией, или люди, имеющие доступ к ней: члены совета директоров, профучастники, родственники и др. Будет также определен порядок установления факта использования инсайдерской информации, прописана система расследований и наказаний.

Мы пришли также и к выводу о том, что необходимо пересмотреть целый ряд нормативных актов. Время идет вперед, и методы регулирования рынка должны совершенствоваться. Поэтому были пересмотрены нормативные акты, касающиеся функционирования бирж. Мы провели консультации с участниками рынка. Это весьма важный момент, т. к. мы стремимся облегчить выход на рынок российским эмитентам. Поэтому в законодательство нужно вносить изменения, с тем чтобы для компаний сделать простым и удобным первичное размещение ценных бумаг. Мы также пересматриваем нормативную базу по лицензированию, аттестации, стандарты эмиссий и раскрытия информации.

Лучшие российские активы уходят на зарубежные фондовые рынки. Что-то предполагается предпринять для того, чтобы ситуация изменилась?

Это именно те меры, о которых шла речь выше. Нужно повышать привлекательность и конкурентоспособность российской инфраструктуры, снизить барьеры для выхода компаний на отечественный рынок, облегчить первичное размещение ценных бумаг, обеспечить надежность обеспечения прав собственности на ценные бумаги, создать центральный депозитарий. Мы не хотим запрещать российским компаниям <поднимать> деньги на зарубежных площадках. Это существенный источник развития отечественной экономики. Тем более что сравнительная дешевизна привлечения денег за рубежом - следствие проводимой сегодня протекционистской политики обменного курса рубля к иностранным валютам. Однако мы будем требовать, чтобы прежде чем компания станет торговать акциями за границей, она попробовала это сделать на российском рынке. Если акции будут ликвидными, то и отечественный фондовый рынок будет развиваться. И мы категорически против вывода в АДР свободного потока акций с российского рынка. Если хочешь <поднять> реальные деньги на иностранной площадке, организуй там первичное размещение за счет акций, принадлежащих контролеру и не находящихся в обращении.

Когда-нибудь ослабление доллара закончится и произойдет его укрепление. Вот только когда? На этот влпрос скромный человек отвечать не станет

Предполагается ли расширение круга используемых финансовых инструментов?

Появление новых финансовых инструментов вызвано требованиями рынка. Регулятор рынка сам их не изобретает, его задача - все законодательно оформить, чтобы можно было управлять рисками, проводить сделки по четко обозначенным правилам, обеспечивающим права участников. Сегодня речь идет о необходимости разработать закон о производных финансовых инструментах, а также закон о секьюритизации активов, принятие которых позволяло бы банкам передавать риски по составляющим их кредитного портфеля.

Во всем мире очень широко развита продажа потребительских займов на покупку автомобилей. Очень многие кредитные организации выдают ссуды на покупку машин, а затем риски перепродают либо другим банкам, либо каким-то финансовым компаниям. Это нормальный бизнес, который позволяет резко расширить сферу деятельности кредитных организаций.

До недавнего времени не было полной ясности в том, кто из регуляторов отвечает за срочный рынок. Все ли вопросы удалось решить?

Принципиально все оговорено, но при решении конкретных вопросов порой возникают неувязки. Регулирование правил работы на рынке закреплено за ФСФР. А вот допуском активов на рынок может заниматься и, наверное, должно заниматься Минэкономразвития. Например, сейчас обсуждается вопрос создания в России специализированных товарно-сырьевых бирж, таких, например, как Нефтяная биржа.

Требует ли это законодательного оформления?

Вопрос не столько законодательный, сколько организационный. Дело в том, что в России добычей и переработкой нефти занимаются вертикально интегрированные компании, в рамках которых происходит добыча, переработка и продажа продукции, и - места для биржевой торговли не остается. В этом просто нет необходимости, поскольку всем - от добычи и переработки до продажи нефтепродуктов - занимается одна компания. Что же касается правовой основы, то готовится Закон о биржевой торговле. Он должен охватить все вопросы регулирования, в том числе и деятельность товарных бирж, регламентировать проведение срочных сделок.

Что Вы думаете о развитии ситуации на валютном рынке? Как может измениться курс рубля относительно доллара и евро в ближайшие месяцы?

Курс доллара сегодня определяется политикой двух центров: американской Федеральной резервной системой и денежными властями Китая. Пока обе стороны, скорее, заинтересованы в непротивлении слабому доллару. Хотя официальная риторика расходится с делом. США заинтересованы в стимулировании роста экономики с помощью низкой ставки процента, снижения налогов и, как результат, бюджетного дефицита. Покуда это удается без роста инфляции, доллар будет оставаться слабым. Китайский рост во многом держится на экспортной экспансии ширпотреба и электроники в США, поэтому власти Китая противятся ослаблению доллара против юаня. Это, в свою очередь, усиливает внешнеторговый дефицит США и способствует падению доллара по отношению к другим валютам. До тех пор пока инфляция в Китае не начнет расти до опасного уровня, текущая игра с курсом доллара продолжится. Так что следите за инфляцией в США и Китае. Когда-нибудь ослабление доллара закончится, и произойдет его укрепление. Вот только когда? На этот вопрос скромный человек отвечать не станет.

Что же касается курса рубля, то в политике Центробанка прослеживается квазикитайский синдром, а именно, забота не допустить того, чтобы стоимость национальной валюты определялась рынком, и стремление поддерживать курс доллара. Хотя российский экспорт в отличие от Китая сугубо сырьевой и в протекции не нуждается, эта политика проводится для защиты внутреннего рынка от конкуренции извне. В результате сырьевые компании получают <курсовую субсидию>, а для компаний, работающих на внутренний рынок, модернизация с использованием современных технологий обходится очень дорого. Такая политика чревата ростом инфляции, именно в этом природа инфляции в России.

Как строятся взаимоотношения ФСФР и Центробанка? Не пересекаются ли их функции?

Центробанк регулирует деятельность коммерческих кредитных организаций с точки зрения обеспечения стабильности их финансового положения и защиты вкладчиков. ФСФР контролирует их деятельность как профучастников рынка ценных бумаг, преследуя цель защиты законных прав инвесторов и акционеров. Функции эти неизбежно пересекаются. Решения по всем вопросам, которые затрагивают риски банковской системы, принимает Центробанк. ФСФР рассматривает деятельность банков на рынке ценных бумаг с точки зрения защиты прав инвесторов. Поэтому мы стремимся решать вопросы, касающиеся деятельности банков на рынке ценных бумаг, обсуждать с ЦБ РФ. Скажем, мы договорились, что Центробанк как надзорный орган самостоятельно разработает для кредитных организаций инструкцию, регулирующую их проспекты эмиссий. Но при этом было оговорено, что рынок должен функционировать по единым принципам. Поэтому стандарты проспектов эмиссий, разработанные ФСФР, и инструкция Центробанка должны быть унифицированными. Это разумное решение. Этим принципам будем следовать и по другим вопросам.

Планируется ли создание единого регулятора, отвечающего за деятельность банков на финансовых рынках?

Обсуждается вопрос о том, чтобы в перспективе создать единый регулирующий орган финансового рынка, как это сделали многие зарубежные страны. И сейчас в ряде стран продолжается переход на такие принципы регулирования.

Наша позиция по этому вопросу следующая: давайте сначала изменим организационно-правовой статус Федеральной службы по финансовым рынкам, сделаем этот статус адекватным поставленной задаче и повышению эффективности регулирования и надзора и только после этого начнем процесс консолидации. Без этого любое решение в этой области, на мой взгляд, вызовет очень серьезные проблемы. Это тот самый случай, когда нужно семь раз отмерить. Обсуждение этого вопроса с правительством и финансовым сообществом станет в этом году для нас важной задачей.

До прихода в ФСФР Вы работали зампредом ЦБ РФ и хорошо знаете ситуацию в банковской системе. Как на ее устойчивости отразились события весны-лета прошлого года?

Банковская система неоднородна, и мерить все кредитные организации одним аршином - то же самое, что и пытаться определить среднюю температуру по больнице.

Своеобразной вехой для нас стал кризис 1998 г. С тех пор сформировалась группа кредитных организаций, в которых большое внимание уделялось улучшению менеджмента и совершенствованию системы контроля за рисками. Эти универсальные коммерческие банки, которые стремятся во всех секторах рынка вести классический бизнес - предоставлять кредиты, оказывать финансовые услуги населению, проводить активную работу на рынке ценных бумаг. Такие кредитные организации берут на себя вполне понятные риски, которые должен контролировать Центробанк. Безусловно, нужно эту работу улучшать, снижать степень риска бизнеса коммерческих банков. Это нормальное развитие ситуации для страны, которая фактически только в конце прошлого века создала частную кредитную систему.

Но существует также и другая большая по численности группа банков, которая не ведет классического бизнеса. Либо это банки, которые занимают узкие финансовые ниши, либо - кредитные организации, которые действуют в зависимости от ситуации. А она такова, что сразу после прошлогоднего <кризиса доверия> ликвидность как в банковской, так и в целом в финансовой системе была очень хорошей. Даже несмотря на инфляцию, на низкие процентные ставки по краткосрочным займам. И это позволяет большому количеству таких неклассических, и по существу плохо защищенных банков, держаться на плаву.

Сжатие ликвидности, которое произошло весной прошлого года, к августу было преодолено. Тогда Центробанк принял экстраординарные меры - существенно снизил требования по резервам, подключил Сбербанк к рефинансированию кредитных организаций. В сентябре рублевые активы быстро росли, поскольку доллар стал резко слабеть, а рубль - укрепляться. Словом, ликвидность восстановилась, и в целом все вошло в норму.

Ассоциация российских банков неоднократно подчеркивала, что кредитные организации испытывают недостаток длинных ресурсов. Что могло бы стать источником таких ресурсов?

Нужно отдать должное многим банкам - соотношение по срочности активов и пассивов у них существенно улучшилось. Это очень хорошо. Другое дело, что срочность пассивов сегодня составляет в среднем год. И это проблема. Конечно, банки хотели бы иметь длинные активы или довольно большую их долю со сроками три-пять лет. Но таких ресурсов у них нет. Как правило, мнения сходятся к тому, что эту проблему должны решать сами банки. Они обязаны выстраивать свою политику и бизнес таким образом, чтобы граждане доверили им свои деньги на длительный срок.

К сожалению, ЦБ РФ как регулирующий орган банкам помочь в этом вопросе не может - его возможности сильно ограничены. Центробанк должен действовать достаточно прозрачно, выработанные им принципы работы должны быть ясны и применимы ко всем в одинаковой степени.

В одном из выступлений Вы говорили о том, что нужно переходить от практики надзора карающего к надзору, который бы помогал банкам лучше контролировать свои риски. Каким может быть механизм такого надзора?

Центробанк поставил задачу ввести систему кураторов, а для этого нужны достаточно квалифицированные специалисты, желательно с опытом работы в коммерческом банке . По существу, в каждом конкретном случае речь идет о специалисте, который должен знать политику банка, его бизнес-планы, ближайшие действия, отслеживать их, делать оценку рисков, давать рекомендации. Это не значит, что он превращается в риск-менеджера. Это - представитель регулятора, который находится в постоянном контакте с банком.

Мы будем требовать, чтобы компания, прежде чем торговать акциями  за границей, попробовала сделать это на российском рынке

Возможно, что вместе с ростом квалификации инспекторов и специалистов коммерческих банков надзор сместится из области карательного в опекающий, поддерживающий. Но карательные функции останутся. Управление финансовыми услугами Великобритании действует по принципу опеки, но при этом применяет очень жесткие меры по отношению к банкам, которые нарушают правила игры.

Для некредитных организаций - как в центре, так и в регионах - выход на финансовый рынок является серьезной проблемой. Речь идет о предоставлении кредитов, получении депозитов: Возможно, ситуация требует вмешательства регуляторов?

Согласно российскому законодательству, кредитной деятельностью могут заниматься только банки, у которых на то есть лицензия. Организация, выдавая без лицензии кредиты или принимая депозиты, тем самым нарушает закон. И Центробанк имеет полное право требовать прекращения такой деятельности. Другое дело, что используются разные схемы, когда взимание денег можно представлять не как депозиты, а как, скажем, взносы в товарищество на строительство жилья. Есть компании, которые имеют строительную лицензию, но при этом не столько строят, сколько инвестируют собранные взносы в финансовые инструменты. Эти компании получают доход, а в договорах с вкладчиками пишут, что те могут получить квартиру или забрать деньги. Деньги возвращаются, но без процентов. Такая практика существует, и ее довольно трудно прекратить, т. к. закон не нарушается.

В пакете новых законов о жилищном строительстве, который приняла Государственная Дума, есть два закона, которые регулируют долевое строительство и деятельность жилищно-накопительных кооперативов. И в одном из этих документов указано, что принятие денежных средств от населения, за исключением прописанных в законодательстве, будет признаваться незаконным.

Что Вы думаете о перспективах развития саморегулирования на финансовом и, в первую очередь, на банковском рынке? Какие функции могли бы быть переданы Ассоциации российских банков?

АРБ зарегистрирована не как СРО, хотя в своей деятельности во многом с ней схожа. Ассоциация в первую очередь занимается защитой консолидированных интересов своих участников в диалоге с регулятором - ЦБ РФ. Это всего лишь одна из функций СРО. На фондовом рынке СРО вырабатывают свои собственные стандарты деятельности, правила поведения на рынке. Например, ПАРТАД выработала свои стандарты обмена информацией между регистраторами и депозитариями. НАУФОР разработала собственный стандарт профессиональной деятельности, проводит регулярные проверки. И по этим направлениям мы можем сотрудничать со СРО, хотя функция надзора и остается за нами.

Нечто подобное может происходить и в банковской сфере. В финансовом секторе страны законодательством предусмотрена деятельность регуляторов, т. е. органов, которым делегированы права нормотворчества и контроля соблюдения правил. В этом секторе СРО - третий этаж (законы - регулятор - саморегулирование). Есть сферы деятельности в экономике, где регулятора нет. Есть законодательство и есть субъекты, которые организуются в СРО и тем самым создают регулирующий орган. А в банковской системе регулятор уже назначен, и поэтому роль СРО в кредитной системе будет существенно ограничена. Но тем не менее поле для деятельности несомненно существует.

Никита Логовский, Ольга Петрова
Поделиться:
 

Возврат к списку