Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Пан или пропал

Многие российские эксперты опасаются, что в случае либерализации доступа зарубежного капитала на отечественный кредитный рынок иностранные банки начнут доминировать в нашей стране. Как правило, «дочки» западных финансовых гигантов используют в конкурентной борьбе механизмы демпинга, которые дают им значительные преимущества. Кроме того, иностранные банки имеют безупречную деловую репутацию, многолетний опыт работы, что делает их более привлекательными для потребителей финансовых услуг.

Уже сейчас российский кредитный рынок в значительной мере открыт для иностранных финансовых институтов. Глава московского отделения Сити-банка Алан Херст, например, не видит каких-то специфических ограничений для иностранных банков. Однако, отмечает глава Сити-банка, приход иностранного капитала пока сдерживается высокими рисками и непредсказуемостью ситуации на российском рынке. Сегодня западные инвесторы контролируют менее 8% совокупного банковского капитала страны. При этом они не идут дальше открытия дочерних банков и воздерживаются от прямых инвестиций в российские кредитные организации.

Большие планы нерезидентов

Пока отечественные банкиры изо всех сил стараются соответствовать требованиям ЦБ РФ, иностранные финансовые институты весьма успешно развивают в России свой бизнес. Начав с корпоративных клиентов, они постепенно осваивают ритейл. Так, по прогнозам главы представительства The Boston Consulting Group в России Штефана Дертинга, к 2008 г. половина розничного рынка отойдет 3_крупнейшим отечественным и 2 иностранным банкам, примерно 48% останется у Сбербанка.

Сегодня такие кредитные организации, как Райффайзенбанк, Международный московский банк (ММБ) и Сити-банк уже вошли в число лидеров в розничном сегменте, несмотря на крайне низкие ставки по депозитам и жесткие требования к заемщикам.

Руководство ММБ уже выразило намерение в течение ближайших 3 лет занять место в пятерке лидеров розничных банков России. В прошлом году объем привлеченных ММБ средств физических лиц вырос на 58,7% до 361,3 млн. долл., а кредитования населения — в 3,4 раза до 59,9 млн. долл.

Банк «Сосьете Женераль Восток» привлек для финансирования своей экспансии 175 млн. долл. международных займов и намерен догнать конкурентов, открыв до конца 2005 г. свыше 20 отделений и увеличив число частных клиентов до 70 тыс. человек.

Чтобы создать равные условия для российских и зарубежных кредитных организаций, ЦБ РФ ввел запрет на открытие в России филиалов иностранных банков. И это вполне логично. Филиалы западных кредитных организаций не подпадают под требования по формированию обязательных резервов, они имеют больше возможностей для оптимизации налогообложения, поскольку не обязаны представлять в полном объеме отчетность надзорным органам страны пребывания.

Через филиалы западных банков могут практически бесконтрольно перемещаться большие потоки спекулятивного капитала.

Отмена разрешительного порядка вывоза капитала неизбежно увеличит отток валютных средств из России и, следовательно, приведет к сокращению внутренних инвестиций

Финансы без границ

Руководство ВТО при обсуждении вопроса о вступлении России в эту организацию с самого начала настойчиво требовало не ограничивать возможности зарубежных кредитных организаций по оказанию банковских услуг предприятиям и населению, в том числе трансграничных. Как раз этим требованиям и отвечает новая редакция принятого Госдумой Закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Через год после вступления в силу этого Закона российские компании смогут открывать счета за границей и получат право проводить через них любые внешнеэкономические операции с участием нерезидентов.

Сторонники этого Закона среди бизнесменов считают, что введение режима трансграничного оказания финансовых услуг позволит промышленным предприятиям и компаниям получить доступ к дополнительным финансовым ресурсам и услугам. В результате конкуренция на отечественном рынке банковских услуг усилится, повысится качество обслуживания и снизится стоимость кредитов. Следует отметить, что введение нового Закона практически не повлияет на внешнеторговую деятельность «большого» бизнеса — крупнейшие российские компании уже создали инфраструктуры для преодоления действующих норм валютного законодательства. Однако развитие событий может пойти совсем по другому руслу.

Право на свободное проведение трансграничных операций может привести к неограниченному доступу иностранных банков на внутренний финансовый рынок, сокращению ресурсной базы отечественных кредитных организаций и снижению спроса на их услуги. Кроме того, уменьшится объем расчетов в рублях и, соответственно, спрос на национальную валюту. Более привлекательные кредитные ставки и условия обслуживания будут способствовать перетоку средств резидентов за рубеж.

По некоторым оценкам, отток средств из национальной банковской системы может составить не менее 3–5 млрд. долл. в год, что снизит ежегодные темпы прироста ее активов на 20–30%. Кроме того, получив прямой доступ к обслуживанию крупных корпоративных клиентов в России через трансграничные операции, иностранные банки могут утратить интерес к кредитованию посредника в лице российской банковской системы.

Печальный опыт соседей

В результате ожидаемой либерализации системы валютного регулирования будут сняты препятствия для неконтролируемого оттока капитала, что, как считают многие эксперты, пагубно отразится на экономике страны.

Весьма показателен в этой связи пример стран Центральной и Восточной Европы, где либерализация валютного законодательства привела к практически полной утрате национальными правительствами рычагов влияния на финансовые процессы. В Центральной и Восточной Европе западные инвесторы скупили более 50% банков. Наглядным примером может служить Польша, где из 62 кредитных организаций 44 прямо или косвенно принадлежат иностранцам, которые контролируют почти 80% капитала и 70% активов всего польского банковского сектора.

По оценкам польских экономистов, приход западных банков не принес существенного увеличения инвестиций, прежде всего в развитие ключевых отраслей страны: малого бизнеса и сельского хозяйства. Иностранные кредитные организации воздерживаются от инвестиций хотя бы потому, что это противоречит экономической политике их государств, поставляющих сельскохозяйственную продукцию в Польшу.

Как показывает опыт ряда развивающихся стран, доступ к трансграничным услугам можно предоставлять иностранцам лишь на завершающих этапах либерализации финансовой системы. А этот процесс во многих странах занимает достаточно продолжительное время и жестко не привязан к срокам вступления в ВТО.

В России потенциальный интерес иностранных инвесторов к приобретению местных банков сдерживается высокой фрагментарностью отечественного кредитного рынка. За исключением Сбербанка, даже крупные российские финансовые институты контролируют не более 3–4% какого-либо сектора рынка банковских услуг. Естественно, экономическая целесообразность приобретения такого слабого, по западным меркам, финансового института вызывает у инвесторов сомнения.

А принятие нового варианта рекомендаций Базельского Комитета по банковскому надзору («Базель-2») может привести к дальнейшему снижению интереса иностранных банков к инвестициям в России. В отличие от ныне действующих рекомендаций «Базель-2» представляет собой более сложную систему оценки необходимого уровня капитала в зависимости от характера деятельности и рисков банков. Новые правила, в частности, предусматривают повышение требований к уровню капитализации банка-инвестора в случае вложения средств в высокорисковые активы, к которым как раз и относятся российские кредитные организации. А это значительно увеличивает себестоимость инвестиций.

По некоторым оценкам, после вступления России в ВТО отток средств из национальной банковской системы может составить не менее 3–5 млрд. долл. в год

Налево пойдешь…

Эксперты предполагают три сценария возможного развития событий.

Согласно первому из них, вступление России в ВТО будет способствовать повышению капитализации, расширению ресурсной базы национальной банковской системы и спектра продуктов и услуг, снижению их стоимости. Приход иностранного капитала будет стимулировать рост конкурентоспособности российских банков, использование ими новых технологий, совершенствование управления и повышение прозрачности бизнеса. Правда, к иностранным банкам перейдут крупные российские корпоративные клиенты. Но это не беда: основным фактором роста для российских банков станет работа с малым и средним бизнесом и населением.

По второму сценарию, после присоединения нашей страны к ВТО российские банки проиграют в конкурентной борьбе. Западные финансовые институты сумеют занять наиболее доходные и перспективные сегменты банковского рынка, постепенно вытеснят оттуда отечественные кредитные организации, получат возможность диктовать свои условия на рынке. Это приведет к утрате самостоятельности национальной банковской системы и снижению ее роли в развитии экономики страны.

Впрочем, по мнению ряда экспертов (согласно третьему сценарию), вступление России в ВТО не окажет существенного влияния на отечественную банковскую систему, т. к. иностранные и российские банки работают в разных нишах. Скорее всего нерезиденты сосредоточатся на обслуживании и кредитовании крупных российских и зарубежных компаний, проведении международных расчетов, привлечении средств с мировых рынков капитала. При этом большинство иностранных банков продолжит работу в крупнейших городах, не стремясь к развитию филиальной сети в регионах.

Резюме

Многие западные банки заявляют о своем желании активнее работать на территории страны. До сих пор законодательные ограничения сдерживали их экспансию. Однако в ближайшие 2–3 года после либерализации валютного регулирования и вступления России в ВТО ситуация изменится. Компании и простые граждане смогут свободно открывать счета и брать кредиты в иностранных банках.

Ричард ХЕЙНСВОРТ,
генеральный директор рейтингового агентства Рус-Рейтинг

Россия владеет значительной частью мировых природных ресурсов; ее экономика становится все более рыночной; она уже является частью глобальной хозяйственной системы. К голосу России приходится прислушиваться вне зависимости от того, является она членом ВТО или нет. Поэтому скорее всему миру следует уговаривать ее вступить в ВТО, чем создавать дополнительные препятствия. Если действующие члены клуба продолжат торговлю об особых условиях, ксенофобские настроения в российских политических кругах возобладают, и найдется еще множество разнообразных барьеров, на которых Россия будет настаивать в ходе переговоров.

В банковской сфере, по моему мнению, Россия будет твердо стоять только на одном условии — запрете на работу на своей территории филиалов иностранных банков. Такова нынешняя политика ЦБ РФ, и она совпадает с теми мерами, которые предпринимают центральные банки во всем мире.

Филиалы подчиняются центробанку той страны, где зарегистрирован родительский банк. При этом надзорные органы в стране нахождения филиала вступают в так называемое контролирующее соглашение с надзорными органами другой страны. Но договоренности такого рода создают возможность применения различных уловок и схем.

В России регулирование банковских операций находится в стадии формирования. ЦБ РФ еще только создает систему контроллеров, способных осуществлять профессиональный мониторинг больших банков.

Сторонники открытия российского рынка для глобальных банков говорят о том, что мировые финансовые холдинги смогут осуществлять кредитование в гораздо более крупных масштабах и, следовательно, будут предоставлять российским компаниям больше ресурсов. Однако опыт работы иностранных кредитных организаций в России показывает, что все они сталкиваются с проблемой, где найти таких заемщиков, кому можно предоставлять средства со спокойной душой. Нет уверенности в том, что разрешение открывать филиалы сразу же повлечет за собой увеличение доступности капитала. Более высокий кредитный потолок на практике не означает больше денег для всех.

Еще один аргумент в пользу того, чтобы разрешить иностранным банкам открывать филиалы, — снижение административной нагрузки. Ведь регулирование деятельности филиалов будет происходить согласно законам тех государств, где они зарегистрированы. Это освободит филиалы от чрезмерного регулирования по российским законам и позволит снизить издержки. Поскольку в этом случае российские банки окажутся в невыгодном положении, ЦБ РФ будет вынужден изменить принципы регулирования, что позволит национальным кредитным организациям стать более прибыльными.

Этот аргумент весьма заманчив, но существует разница между банковским регулированием (которое может осуществляться надзорными органами другого государства) и подчинением российским законам. Любые структуры — в форме филиалов или иные — должны подчиняться только российскому законодательству.

Российские коммерческие банки уже ощущают реальную угрозу появления сильных конкурентов. Чтобы выжить, они должны стать более прибыльными. Поэтому правительство РФ не должно рассматривать кредитные организации как источник поступления легких доходов в бюджет. Не помогут российским банкам и преграды, создаваемые для иностранных банков. Убыточный банк остается убыточным вне зависимости от того, где он основан.

Иван Готовчиков
Поделиться:
 

Возврат к списку