Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Елена Панина: «Торг уместен»

Елена Владимировна, как Вы оцениваете процедуру ведения переговоров о вступлении России в ВТО?

Переговоры об условиях вступления в ВТО Минэкономразвития ведет настолько кулуарно, что даже Госдуме, ассоциациям промышленников и предпринимателей приходится довольствоваться только комментариями должностных лиц. А мы, депутаты, хотели бы иметь стенограммы переговоров. Дело отнюдь не в том, что мы не доверяем Минэкономразвития. На мой взгляд, просто неразумно игнорировать интеллектуальный потенциал Государственной Думы — ведь среди депутатов много людей, неплохо разбирающихся в бизнесе. Я имею в виду директоров предприятий, руководителей администраций городов и регионов, министров, банкиров. Переговорному процессу следует придать открытость, гласность — как это было сделано в Китае, который нередко обвиняют в отсутствии демократии. На страницах газет там печатались даже протоколы переговоров. Китай 16 лет согласовывал условия вступления в ВТО и выторговал для себя все, что только было можно. Безусловно, вступать в ВТО надо. На долю членов этой организации приходится 96% мирового товарооборота. И если Россия не вступит в ВТО, то она будет признана страной с нерыночной экономикой, и наши товары станут бойкотировать на внешних рынках. А внешними для нас становятся даже рынки ближнего зарубежья.

Достигнуты ли какие-то успехи при ведении переговоров ?

Как нам сообщил господин Медведков из Минэкономразвития, вроде бы достигнута договоренность по дотациям сельскому хозяйству не ниже общеевропейского уровня. Но опять же эта информация получена со слов чиновника. Никаких документов мы не видели. А ведь при нашем комитете в Госдуме функционирует представительный экспертный совет по экономической, инвестиционной политике, в который входят руководители крупнейших российских компаний, представители ведущих научных школ страны.

Мы могли бы дать в Минэкономразвития свои предложения по многим вопросам, касающимся интересов различных секторов экономики.

По-моему, если бы Минэкономразвития, правительство более активно использовали экспертный потенциал парламента и бизнес-сообщества, это только помогло бы добиться для России более приемлемых условий при вступлении в ВТО.

Какие конкретно условия Вы имеете в виду?

Прежде всего, преференции в доступе наших товаров на внешние рынки. Проблема в том, что как только продукция отечественных компаний начинает проникать на рынок той или иной страны, нас сразу же обвиняют в демпинге и устанавливают мизерные квоты. Причем это касается не только стали или сырья, но и товаров легкой промышленности. Вспомним, например, знаменитую историю, когда наши предприятия стали поставлять верхнюю одежду в США. Американцы тут же ввели квоту, чтобы защитить интересы своих производителей.

И еще один очень важный момент. Нам предлагают увеличить цены на энергоносители на внутреннем рынке до уровня мировых. Но мы не можем этого сделать, не подняв стоимость практически всех товаров и услуг. Энергоносители и так составляют у нас 60–70% себестоимости продукции. Если этот показатель еще возрастет, то отечественные предприятия неизбежно разорятся. И нашу страну будут использовать как рынок сбыта.

Что же касается иностранных банков, то и в этом вопросе нужно быть очень осторожным. Если мы откроем ворота настежь и позволим любой кредитной организации делать все, что ей вздумается, мы разорим отечественную банковскую систему.

Вы говорили больше про минусы. А что Вы можете сказать о плюсах от членства в ВТО?

Если мы вступим в эту организацию на приемлемых для нас условиях, то в страну пойдут инвестиции. Что для этого надо? Прежде всего, снять бюрократические преграды для вложения денег в развитие экономики. Ради Бога, пусть иностранцы строят в России предприятия, создают соответствующую инфраструктуру. Не так важно, что у предприятия будет иностранный владелец, работники-то на нем будут наши, налоги пойдут в российский бюджет. К тому же завод в карман не положишь и с собой не увезешь.

Какие козыри мы можем использовать при ведении переговоров с ВТО?

Наши козыри чисто экономические — поставки сырья за рубеж. Вспомним пору бархатных революций в Европе. Бывшие наши союзники по соцлагерю не стеснялись торговаться: дескать, либо мы останемся в СЭВ, либо пойдем в ВТО. И Венгрии, Чехии и другим странам предоставили очень льготные условия. По сути, то была политическая сделка, потому что тогда Западу нужно было любой ценой разрушить СЭВ. А почему бы и нам сегодня не поторговаться? На мой взгляд, в таких делах торг вполне уместен.

Собираются ли депутаты Госдумы озвучить свою точку зрения по поводу вступления России в ВТО?

Переговорщикам не интересна позиция депутатов Госдумы. Хотя, конечно, мы, парламентарии, не можем оставаться безучастными к переговорам, которые ведутся с 1993 года. Более чем за 10 лет сделано крайне мало для повышения конкурентоспособности продукции наших предприятий. К тому же наш рынок весьма беззащитен. В частности, огромный ущерб наносит контрафактная и контрабандная продукция. И, конечно, очень хорошо, что глава государства взялся за наведение порядка в правоохранительных органах, в судебной системе.

Переговорный процесс по вступлению России в ВТО должен быть открытым, гласным, как это было сделано в коммунистическом Китае

Наведение порядка — лишь одна сторона медали. Вероятно, нужно что-то изменить и в законодательстве?

Естественно, нужна целостная стратегия развития страны, экономики. И законотворческий процесс следует выстраивать в русле этой стратегии. Протекционизм в отношении отечественных производителей должен выражаться в том, чтобы предоставить им доступ к дешевым кредитам, избавиться от чиновничьего рэкета. Надо освободить людей от гнета многочисленных контролирующих структур.

Следует иметь в виду, что уже в ближайшие два-три года мы окажемся в окружении стран — членов ВТО и нам станет еще тяжелее защищать внутренний рынок. Тем более что у нас границы со странами СНГ практически открытые. И товары, которые будут ввозиться в соседние страны, пойдут транзитом на наш рынок.

На Ваш взгляд, как отразится вступление в ВТО на отечественной финансовой системе?

Сегодня наши банки, даже самые крупные, по размеру активов значительно уступают зарубежным кредитным организациям. И в этом нет ничего удивительного: банковская система как таковая зародилась в России совсем недавно. И свою деятельность отечественные кредитные организации начали, к сожалению, со скандалов. Все это, разумеется, не прошло бесследно. Да и банковское законодательство у нас далеко от совершенства. Тем не менее без банковской системы просто немыслимы ни инвестиции, ни инновации, ни вообще деятельность любого бизнеса.

Это в советское время предприятиям вполне хватало на жизнь собственных оборотных средств. К тому же банковский заем на текущие операции тогда обходился очень дешево: он даже рассматривался зачастую не как заемные, а как государственные средства. Сегодня же собственных оборотных средств у предприятий практически нет. А кредиты получить очень сложно. Еще на какие-то текущие нужды можно получить банковские ссуды, а на длительный срок средства взять не у кого.

Каким Вы видите будущее кредитной системы в России?

На мой взгляд, в стране должны функционировать кредитные организации трех уровней. Верхний уровень — мощные общенациональные банки, способные кредитовать крупные проекты и выполнять все операции, прежде всего, с денежными вкладами населения. Второй уровень — система средних банков, работающих со средним бизнесом и выполняющих ограниченный объем операций. И, наконец, система мелких банков или кредитных товариществ, обслуживающих малый бизнес.

Сегодня даже крупнейшие российские банки по международным стандартам не тянут даже на средние. Но это не единственный их недостаток. Внутри банков создана такая бюрократическая машина, что получить кредит — целая проблема. При этом стоимость залога в три раза должна превышать стоимость кредита. А это не могут себе позволить не только малые, но и многие средние предприятия. Так что после вступления в ВТО нашим банкам придется очень нелегко.

Не кажется ли Вам, что иностранные банки могут скупить отечественные компании, в том числе и сырьевые?

Как человек, всю жизнь связанный с производством, с бизнесом, я бы двумя руками проголосовала за приход зарубежного капитала. Потому что предприятия смогут получать кредит в иностранных банках под 4–6% годовых. Сейчас же они вынуждены брать суды под 15–18%. Но как политик, я должна думать о возможных последствиях. Потребуется, допустим, западному капиталу прикрыть в России деятельность ее национальных нефтяных компаний, и он тут же перестанет их кредитовать. И, представьте себе, какая может возникнуть ситуация: отечественных банков не существует, а иностранные откажут нефтяникам в финансировании. И сырьевые компании быстро обанкротятся, а затем будут куплены по дешевке иностранцами. Тем более что владельцы банков на Западе — гигантские энергетические, нефтяные транснациональные корпорации. Зачем же им поддерживать российские компании?

То же самое может случиться с нашими предприятиями в сферах электронной, авиационной, оборонной промышленности, если мы лишимся отечественных банков. Это следует учитывать при переговорах о вступлении в ВТО. Надо делать все для того, чтобы развивалась собственная кредитно-банковская система. И возможности для этого у государства есть.

Евгений Смирнов
Поделиться:
 

Возврат к списку