Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Как сократить отчетность

Анатолий Илларионович, почему АРБ начала работу по сокращению отчетности?

Это не просто работа по уменьшению отчетности. Вопрос стоит намного шире: как кредитные организации понимают проблему саморегулирования, которая в последнее время активно дискутируется. Ряд банкиров заявляет, что саморегулирования в банковской сфере быть не должно, что оно характерно для других сфер деятельности, но только не для централизованной регулируемой банковской системы. Я думаю, что это глубокое заблуждение.

Мы должны самостоятельно решать многие вопросы на местах. Не правильно, что с переходом на рыночную систему, мы по-прежнему сохраняем во всех сферах деятельности огромный управленческий аппарат. Центробанк не стал исключением. Каждый департамент Банка России пытается оправдать свое существование огромным количеством документов, которые он требует с каждой кредитной организации.

Представитель любого банка из всех проблем главной назовет прессинг ЦБ РФ: он контролирует, требует отчетность, управляет, диктует. Невозможно даже подписать такую кипу отчетов, а какой аппарат надо содержать, чтобы их составлять.

Но ведь число обязательных нормативов недавно сократили…

Да, как будто бы сократили с 18 до 10. Но сегодня каждый норматив более насыщен. Объем необходимых расчетов при определении нормативов и информации не сократился. Зачастую она дублируется в отчетах для разных департаментов. Поэтому время на подготовку документов вовсе не сократилось. Так что новые нормативы, особенно введенный ежедневный режим их расчета, с лихвой перекрывают все изменения.

Итак, надо уменьшить объем трудозатрат на составление этих отчетов; кроме того, подобное обилие документации снижает инициативность банков — они постоянно пытаются подстроиться под очередные требования ЦБ РФ.

Что же реально происходит в сфере сокращения отчетности?

Я не помню ни одной дискуссии последних двух лет, на которой бы не возникал вопрос о сокращении отчетности.

АРБ предлагает в корне пересмотреть ту отчетность, которую сейчас запрашивает Центральный банк. Необходимо, на наш взгляд, разделить ее на две категории: отчетность информационная и отчетность о деятельности. Первая должна идти по принципу «одного окна». То есть одна-две-три формы должны предоставляться Центральному банку. Там его специалисты с помощью специальных алгоритмов выведут из отчетности необходимые раскладки и аналитические формы. Таким образом, мы избавимся от дублирующейся информации, которую вынуждены предоставлять сегодня. А значит, сократится и время составления документации. И это правильно.

А не получится так, что все опять сведется к двум-трем формам, которые еще более насытят содержательно?

Cодержательно они будут лучше. По сравнению с нынешними, новые две-три формы станут компактнее. Тогда информация не станет дублироваться. Сейчас банк дает одни и те же данные в разных формах, подстраиваясь под потребности каждого департамента ЦБ РФ. Но в большинстве случаев цифры-то остаются одни и те же. Мы не призываем сократить объем предоставляемых сведений, хотя и это требуется. Мы хотим, чтобы каждый департамент ЦБ РФ сам составлял nнужные ему формы на основании отчетных данных, а не заставлял банки составлять отчеты ради собственного удобства.

Комитет АРБ по налогообложению, учету и отчетности внес еще в 2003 году свои предложения по сокращению конкретных форм отчетности. В той или иной мере предложения были учтены Центральным банком. После нескольких совещаний с руководителями банковских региональных объединений, состоявшихся у председателя ЦБ РФ Сергея Игнатьева, Банк России стал активно готовить предложения по сокращению отчетности.

Часть отчетности сделали не ежедневной, а квартальной, часть ежемесячной — стала квартальной. Некоторые формы были сокращены. Таким образом, в целом получилось сокращение отчетности, но и здесь по оценке банков реально ее объем возрос. В каждой из оставшихся форм были добавлены новые пункты и данные.

И что же делать в этой ситуации?

После долгих дискуссий мы пришли к выводу, что надо менять методы работы над сокращением отчетности, привлекая для этого банковское сообщество.

В этих условиях АРБ предложил механизм работы по сокращению отчетности. Нами выдвинуто предложение создать совместную рабочую группу из представителей Центрального банка и коммерческих банков. Она должна разбирать конкретные формы отчетности, их полезность и предлагать пути их сокращения. Аппарат ЦБ РФ рассматривает эти предложения и дает заключение. На его основании рабочая группа вырабатывает окончательный вариант предложений и за подписью президента АРБ и посылает их в Банк России.

Таким образом, аппарат ЦБ РФ совместно с банками подключается к методической работе. Сергей Игнатьев еще в феврале 2004 года одобрил эту идею. Однако до мая ничего так и не было сделано… Наконец, АРБ подготовила регламент работы этой группы и отправила его на согласование председателю ЦБ РФ. Руководство Центрального банка дало добро и уже в мае выделило двух специалистов.

Первое заседание состоялось 21 мая. Сначала было рассмотрено только несколько форм. Стали отрабатывать их по элементам и совместно определили, какая информация лишняя. Сейчас из ЦБ РФ поступило заключение, на основании которого мы готовим письмо за подписью президента АРБ Гарегина Тосуняна, чтобы окончательно решить вопрос по данным формам отчетности.

Как часто планируется проводить подобные заседания?

Раз в две недели.

Сколько времени потребуется для сокращения отчетности?

Это может произойти в течение четырех-пяти месяцев.

Расскажите, пожалуйста, о составе рабочей группы.

Создана постоянно действующая группа по изучению отчетности. Банковских специалистов отбирала Ассоциация российских банков. Кроме экспертов АРБ и департаментов Банка России там представлены крупные, средние и мелкие банки с разными принципами работы на рынках.

Какие еще вопросы планирует рассмотреть рабочая группа в дальнейшем?

По моему мнению, подобные механизмы самоуправления, самоорганизации банковского сообщества должны развиваться, расширяться и распространяться на другие формы банковской деятельности.

Это позволит банкам принимать реальное участие в решении конкретных проблем. Потом мы займемся вопросами надзора за кредитной деятельностью, формирования капитала, резервирования средств под выданные банком кредиты, другими насущными проблемами.

По отдельным направлениям потребуются и более решительные шаги. По-видимому, некоторые вопросы учета, отчетности и аудита могут стать полностью сферой саморегулирования.

Елена Амбросимова
Поделиться:
 

Возврат к списку