Аналитика и комментарии

09 июля 2020

Степан Ковалев, Good Life Consulting: Информационная война как бизнес-инструмент. Вы обороняетесь или атакуете?

Популярность информационных войн как инструмента для достижения предпринимателями своих целей и защиты интересов в настоящее время постоянно растет. Особенно часто «информационные баталии» разворачиваются в финансовой сфере. Создание негативного информационного фона вокруг деятельности конкурента может создать для него серьезные препятствия - сорвать потенциальные сделки, испортить репутацию в глазах партнеров и общества, снизить привлекательность объекта воздействия на финансовых рынках; более того, следствием спланированных мероприятий такого рода может быть и полное прекращение работы компании. Сегодня от информационной атаки не застрахован ни один игрок в сфере финансов – такие условия диктует XXI век, считает руководитель пресс-службы Good Life Consulting Степан Ковалев.  NBJ публикует его статью на эту тему.

Информационные войны сегодня

Ключевая причина роста популярности информационных войн как метода достижения целей в бизнесе, и, в частности, в банковской и финансовой сферах, кроется в увеличении скорости передачи информации. Развитие интернет-технологий сделало возможным практически мгновенное распространение новостей, что не могло не сказаться на повышении эффективности проведения информационных кампаний. Кроме того, появились принципиально новые источники информации. Прежде всего, речь идёт о социальных сетях. Очевидно, что распространить информацию в социальных сетях значительно проще, нежели публиковать материалы в средствах массовой информации. Однако эффект от продуманной кампании в соцсети может быть сопоставим с последствиями аналогичной атаки в традиционных медиа.

Финансы являются наиболее популярной сферой для проведения информационных войн в силу того, что ситуация на биржах может кардинально меняться за считанные часы. Грамотно подготовленная информационная атака вполне может обвалить котировки акций компании на бирже до минимума. Не менее опасна информационная война и в банковской сфере. Достаточно представить ситуацию, при которой в социальных сетях среди вкладчиков начинает распространяться информация о скором начале процедуры банкротства кредитной организации или отзыве лицензии. Вне всякого сомнения, среди клиентов создастся паника, итогом которой станет массовый вывод средств с вкладов, а репутация организации серьезно пострадает.

Однако серьезный анализ принципов ведения информационных войн, а также рассмотрение конкретных кампаний позволяют сделать вывод, что тщательно продуманный и взвешенный ответ на информационную атаку может переиграть ситуацию настолько, что объект воздействия укрепит свое положение на рынке. В данной ситуации многое будет зависеть от чётких и слаженных действий руководства и специалистов по связям с общественностью, которые должны нивелировать возникающие информационные риски и предугадывать действия противника.

Информационные войны: общемировые тренды

Анализируя информационные войны в банковской и финансовой сферах, можно выделить ряд общемировых трендов, которые набирают силу в последние годы.

Сценарная проработка информационных кампаний. В современном мире критически важным становится не только сам факт появления в публичном поле информации, влияющей на положение объекта воздействия. Эффективность информационной атаки зачастую определяется временем ее проведения. Так, в период начатой в 2017 г. банковской санации в России распространение ложных слухов об отзыве лицензии у конкретного банка могло повлечь за собой панику среди вкладчиков и массовый вывод средств, поскольку закрытие кредитных организаций в тот период было привычным и распространённым явлением. 

Использование кибер-средств для демонстрации уязвимости и несостоятельности объекта воздействия. Хакерские атаки, украденные информационные базы, компрометирующие документы, применение «ботов» - все это используется, чтобы продемонстрировать уязвимость жертвы информационной войны. Так, выложенная в общий доступ база данных клиентов крупного банка серьезно подорвёт репутацию последнего, поскольку укажет на несостоятельность его службы безопасности. Отразить такую атаку будет крайне тяжело, ведь необходимо будет доказать клиентам, что впредь их личным данным ничто угрожать не будет.

Упор на социальные медиа и позицию лидеров общественного мнения. Активность блогеров, являющихся, по сути, лидерами общественного мнения, способными повлиять на позицию целевой аудитории, делает их эффективным каналом передачи информации. В период информационной войны блогеры могут отрабатывать повестку одной из участвующих в ней сторон. Иными словами, они могут быть задействованы в непосредственном формировании общественного мнения по конкретной проблематике через социальные сети и прочие средства коммуникации со своей аудиторией. Аналогичные функции могут выполнять представители шоу-бизнеса и творческих кругов. Начатая лидерами общественного мнения кампания в публичном пространстве может постепенно перейти и в традиционные СМИ - или, как минимум, будет в них освещена, что увеличит охват аудитории.

Следует отметить, что информационные войны имеют страновую и отраслевую специфику, выражающуюся в таких характеристиках, как каналы передачи информации, скорость ее распространения, упор на традиционные СМИ либо социальные сети. В каждом конкретном случае данные характеристики могут различаться, однако упомянутые выше общемировые тренды в той или иной степени проявляются всегда.

Российская специфика информационных войн

Россия укладывается в общемировые тренды развития информационных войн, однако имеются некоторые особенности, которые важно упомянуть для более глубокого понимания рассматриваемой проблематики.

Тенденция к использованию непрозрачных каналов передачи информации. В силу того, что в России значительное число СМИ находится под прямым или косвенным влиянием государства и публикация информации в корпоративных интересах может быть затруднена, информационные войны бизнеса часто начинаются в анонимных ресурсах. Наиболее яркий пример - мессенджер Telegam, где в настоящее время имеется масса каналов, публикующих сведения, которые авторы публикаций преподносят как «инсайдерские». Так, в банковской сфере значительной популярностью пользуются каналы «Банкста» и «Кролик с Неглинной». При этом провести верификацию публикуемых сведений зачастую невозможно, что создаёт широкие возможности для дезинформации читателя.

Война компроматов. Зачастую для нанесения ущерба конкуренту могут использоваться сведения, напрямую не относящиеся к его деятельности в бизнесе. Как правило, это могут быть обвинения в хищении средств, коррупционных связях, присвоении активов нечестным путём. 

Чёрный пиар. К сожалению, весьма часто можно столкнуться с распространением заведомо ложных и порочащих репутацию компаний сведений в СМИ и социальных сетях. Как правило, предприниматели в качестве защитной меры подают иски в суд и успешно выигрывают подобные процессы, однако первоначальный информационный шум от «чёрного пиара» нивелирует последующие опровержения ранее опубликованных ложных сведений.

В заключение хочу отметить, что информационные войны на современном этапе стали повседневной реальностью для финансовой и банковской сфер по всему миру. Несмотря на тот факт, что их проведение является весьма затратным делом, все больше представителей деловых кругов не стесняются прибегать к использованию данного инструмента для достижения своих целей. При этом некоторые финансисты и банкиры сознательно отказываются от проведения агрессивных информационных кампаний и вместо этого тщательно оценивают возникающие информационные риски, чтобы в любую минуту отразить потенциальную «атаку». Обороняться или нападать - сознательный выбор лидеров банковского и финансового бизнеса в XXI веке.

 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку