Аналитика и комментарии

06 апреля 2020

Необычный кризис – обычные решения: как новая концепция UYOD сменяет привычную BYOD

Текущая геополитическая, финансовая, нефтегазовая, валютная и медицинская ситуации способны сделать то, что не могли сделать долгими уговорами вендоры программного и аппаратного обеспечения. О чем речь? О том, как можно изменить мир к лучшему, когда на дворе кризис. О позитивном.

Что же такого уникального произошло, что может сдвинуть ИТ и ИБ к лучшему?

Перевод сотрудников на удаленную работу. Точнее: перевод бизнеса на удаленную работу. Повышение эффективности, и соответственно, смена парадигмы оценки производительности труда.   Даже до текущих событий это всегда было головной болью ИТ отделов компаний, владельцев бизнеса и даже самих сотрудников. С одной стороны, всем очевидно, что это выгодно, дешево и удобно. С другой стороны, есть множество препятствий - от информационной безопасности и до банального контроля работы самих сотрудников.

И тут внезапно весь мир оказался в ситуации, когда сотрудники взяли и попали на «удаленку». По факту. И внезапно в данный момент ИТ и ИБ службам приходится решать задачу «от противного». То есть не как перевести сотрудников на такой вид работы, а как организовать рабочие места, комфортно исполнять свои трудовые обязанности, не забывая об эффективности и безопасности бизнеса. А тем временем сотрудники то уже там. На «удаленке». Ждут.

Итак, работающие удаленно сотрудники есть. Потребности заказчиков, продолжающих активно запрашивать счета есть. А вот инфраструктуры способной реализовать новую парадигму бизнеса нет. Сколько до этого твердили миру и показывали на своем примере самые прогрессивные компании - получить нужный результат от сотрудника, не предоставляя ему физического места в офисе, не только возможно, но и нужно, и выгодно. Однако, сдвинуть гору в этом направлении смог только глобальный катаклизм.

Конечно, сейчас многие производители ИТ- и ИБ-решений оживились и начали по новой рекламировать свои продукты. И, казалось бы, глаза должны разбежаться от выбора, который непосильно огромен. Но время на осуществление этого выбора ограничено. К тому же карантин продлится не вечно. Несколько месяцев, по оценке экспертов. А ИТ-инфраструктуру надо адаптировать немедленно, т. к. бизнес стоит. Как учесть все эти факторы и не ошибиться?

Это просто - достаточно вспомнить, что такие решения компании-интеграторы внедряют уже не один год и по возможности обратиться к профессионалам. Готовые решения, практики, база знаний, наработанные решения и, самое главное, специалисты уже есть.

На чем можно и нужно экономить, а на чем – нет

Важно не ошибиться и вовремя понять, на чем можно экономить, а на чем точно не стоит. Новое – не всегда значит большая трата денег.

На чем точно будет разумным сэкономить – это на клиентской части. В современном мире клиентская часть может полностью состоять из личного компьютера сотрудника. Здесь ранее было принято использовать термин BYOD (Bring Your Own Device). Но сейчас, когда огромное количество сотрудников переместились домой и используют в работе свои собственные устройства, а не приносят свои на работу - точнее было назвать эту концепцию Use Your Own Device (UYOD). Еще одно существенно отличие - мы не приносим в периметр организации свои устройства, мы приносим периметр компании к себе домой. Многие вендоры уже пару лет говорят о «размытии периметра». Но термины терминами, а перенос места работы вещь вполне ощутимая и легко реализуемая, при текущем развитии информационных технологий.  Здесь важно не забывать об информационной безопасности. Оконечное устройство всё же должно соответствовать политикам ИБ работодателя, ибо даже простейший keylogger может здорово подпортить жизнь бизнеса, решившегося на «удаленку». На экспертах по информационной безопасности, своих или работающих по сервисному договору, экономить тоже нельзя.

Надо развивать облачные технологии, это самый простой способ интеграции UYOD в компании. Самый быстрый и дешевый.

Не рекомендуется экономить на средствах мониторинга инфраструктуры и удаленного администрирования. Они, как минимум, должны быть. Как максимум, должны быть сотрудники, адекватно интерпретирующие получаемы от этих систем данные.

Нельзя экономить на комплексной защите тех данных, к которым мы, собственно, предоставляем удаленный доступ. Хотя в выборе конкретных инструментов как раз реально сэкономить, выбирая между производителями.

Можно и нужно экономить на налогах, арендной плате и зарплатах. И вообще на всех сопутствующих расходах. Но это придет позже, когда компании, поначалу принудительно переведшие на удаленную работу сотрудников, получат первые хорошие результаты в денежном эквиваленте.

Про деньги

Бизнес можно контролировать удаленно. Начиная от простых CRM до глобальных BI систем. Уже не первый год бизнесу предлагаются решения для аналитики и управления бизнес-процессами, не требующие постоянного присутствия на рабочем месте ни контролирующего специалиста, ни контролируемого. Всё просто – создаем метрики и получаем результат. Задаем задачу – отслеживаем исполнение. Если сотрудник ленив и не в состоянии самостоятельно и эффективно исполнять свои обязанности, не находясь на глазах у начальства, то его, вероятно, лучше заменить. До многих уже дошла эта простая мысль. Наблюдается смена парадигм системы оценки производительности с «сотрудник в офисе – значит он точно работает» на «сотрудник дома - он там вообще работает?», а иногда на оптимистичную версию «неделю не видел Иванова, а результаты в CRM ошеломительные». Есть в числе переведенных на «удаленку» те, что по их собственному заявлению «просто не способны работать вне офиса». Не та обстановка, не хватает самоорганизации, мешают близкие и т. д. Это тоже нужно будет впоследствии оценить. Сейчас нам остается просто решать проблемы и развиваться дальше. Ну не закрываться же из-за такой мелочи, в самом деле.

Про будущее

Ну, и самое интересное. Когда это всё закончится, внедренные решения и инструменты останутся. Бизнесу будет сложно еще несколько лет. Выручки сейчас упадут. Увольнения и сокращения рабочих мест неизбежны. Сокращения зарплат точно будут. Но грамотно внедренные технологии могут дать хороших экономический эффект. Впоследствии будет возможность оценить внесенные в бизнес и инфраструктуру изменения. Тот, кто первым быстро и правильно всё внедрит - тот и будет «на коне». Это новый вид конкурентной борьбы, естественный отбор на рынке. При этом совершенно не важно, чем компания вообще занимается. Будущее даст ответы на многие вопросы. Оставят ли владельцы бизнеса часть сотрудников на удаленной работе, посчитав эту систему успешной? Или уволят часть сотрудников, а часть переведут на удаленную работу? Совершенно очевидно, что после карантинный мир будет другим, это точно.

Текст:  Алексей Курских, руководитель направления Pre-sale по ИБ, ARinteg

Поделиться:
 

Возврат к списку