Аналитика и комментарии

17 марта 2020

Основными причинами, сдерживающими развитие бизнеса в РФ, являются ограниченность финансов и капитала – Университет «Синергия»

В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Университетом «Синергия» был проведён массовый социологический опрос представителей бизнеса и населения, в котором приняли участие 144 802 человека. NBJ публикует наиболее интересные выводы из этого исследования.

Средний возраст действующих предпринимателей, принявших участие в опросе, составил 36 лет. Возраст предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность менее двух лет, – 33 года. Владельцы бизнеса, существующего более 5 лет, старше – их средний возраст составил 45 лет.

Гендерной структуре представителей бизнеса, как и всему российскому предпринимательству, свойственно небольшое преобладание мужчин (52,6% против 47,4% женщин).  При этом среди владельцев бизнеса, функционирующего более 3 лет, мужчины встречаются чаще (64,4% против 58,3%), в то время как среди респондентов, осуществляющих предпринимательскую деятельность менее года, женщин оказалось в 1,6 раза больше, чем мужчин (10,2% против 6,1%).

76% опрошенных предпринимателей – люди с высшим образованием, причём предпринимателей-женщин среди них оказалось несколько больше, чем мужчин (79,3% и 70,3% соответственно), в то же время мужчин-предпринимателей со средним общим образованием насчиталось в 2,5 раза больше (7,7% и 3,1% соответственно).

Подавляющее большинство хозяйствующих субъектов (84,7%) функционирует менее 10 лет, причём весьма существенна доля предприятий, возникших в последние два года (38,8%).

По критерию среднесписочной численности работников бо́льшую часть компаний можно отнести к микропредприятиям (76,9%), каждую пятую – к малым (21,4%) и только 1,7% – к средним. При этом значительная часть предприятий (41,3%) вообще не имеет наёмных сотрудников.

В 58,7% случаев предприниматели отвечали, что являются единственными владельцами своей компании, в каждом третьем (33,7%) – что принимают непосредственное участие в процессе ведения бизнеса совместно с партнёром(ами). При этом женщины в несколько большей степени предпочитают вести бизнес единолично (60,3% против 57,4% мужчин), а вот молодые люди в возрасте до 20 лет, напротив, чаще прибегают к сотрудничеству (40,3%). По всей видимости, для облегчения финансовой нагрузки на старте бизнеса и возможности получения поддержки и совета со стороны более опытного партнёра.

Значительная часть респондентов характеризуют свой бизнес как растущий и развивающийся (41,6%), при этом 8,1% знают, какие меры предпринять в дальнейшем для его поступательного движения. Каждый восьмой (12%) предприниматель признался, что бизнес уменьшается в объёмах, и совсем немногие (0,9%) знают, как выйти из этого состояния.

По объёму среднемесячной выручки основная масса предприятий сосредоточена в категориях от 50 тыс. до 500 тыс. рублей. Выручку более 10 млн руб. в месяц имеют лишь 2,5% предприятий. Личный доход предпринимателей чаще всего не превышает 100 тыс. рублей (56,6%), причём каждый десятый признался, что ничего не зарабатывает (9,6%). Часть предпринимателей, причём независимо от времени ведения собственного бизнеса, затруднилась даже примерно оценить среднемесячную выручку и личный доход (8,9% и 13,6% соответственно).

Доходы мужчин-предпринимателей превосходят доходы предпринимателей-женщин. Существенная разница проявляется, когда объём среднемесячной выручки превышает 500 тыс. рублей (63,7% против 36,3%), а ежемесячный личный заработок достигает 100 тыс. рублей (64,2% против 35,8%).

Чем выше уровень образования предпринимателя, тем больше его личный доход: каждый десятый предприниматель, личный доход которого превышает 10 млн рублей в месяц, – выпускник аспирантуры (в 6 из 10 случаев – обладатель научной степени), в то время как почти четверть предпринимателей со средним специальным и средним общим образованием сконцентрированы в категориях с личным доходом до 100 тыс. рублей.

Основными причинами, сдерживающими развитие бизнеса, по мнению действующих предпринимателей, являются ограниченность финансов и капитала (42,6%) и отсутствие знаний и/или стратегии масштабирования (40,5%).

Больше трети предпринимателей (35,0%) видят загвоздку в том, что у бизнеса очень маленькие объёмы выручки и продаж, при этом отсутствие прибыли волнует 12,9%. Для каждого четвёртого предпринимателя остро стоит проблема конкуренции (26,9%), а для каждого пятого – формирования надёжной команды и подбора персонала (20%).

Сложность законодательства, регулирующего текущую деятельность, волнует 12,8% респондентов. Сравнительно меньшую обеспокоенность вызывают проблемы личного характера (18,6%). Ещё реже представители бизнеса отмечали проблемы с партнёром(ами) (15,3%).

Представители предпринимательского сектора крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Краснодар, Казань) склонны предъявлять более высокие требования к качеству макроэкономической среды (конкуренция, денежно-кредитная и финансовая политика): они значительно чаще, по сравнению с представителями небольших городов и населённых пунктов, оценивают её как сдерживающий фактор развития бизнеса. В то же время для предпринимателей из небольших городов и населённых пунктов более актуальна проблема подбора персонала.

Более половины действующих предпринимателей (54,5%) своей главной задачей на ближайший год считают увеличение прибыли компании, 46,4% – поиск постоянных клиентов. Значительная часть имеет более амбициозные планы. Так, 47,4% желают пассивного ведения бизнеса, 39,8% – его расширения.

Треть ответов о желаемой среднемесячной выручке сосредоточена в пределах от 500 тыс. до 3 млн рублей (31,4%), о желаемом личном доходе – от 100 тыс. до 300 тыс. рублей (32,5%), четвёртая часть – от 150 тыс. до 500 тыс. рублей и от 100 тыс. до 500 тыс. рублей (28,5%) соответственно.

Чаще всего стать предпринимателями решаются люди с высшим образованием в возрасте от 26 до 40 лет (57%), самозанятые (20,5%) и фрилансеры (20,9%), реже – люди моложе 20 и старше 50 лет, не имеющие высшего образования, государственные служащие и топ-менеджеры частных/государственных компаний. Кроме того, среди респондентов, открывающих бизнес в данный момент, треть (31,3%) – действующие предприниматели, осваивающие новые или смежные направления.

Задумывается о начале своего дела и более молодое поколение (до 20 лет – 10,8%), фрилансеры (13,5%) и самозанятые (12,9%). Значительную часть потенциальных предпринимателей составляют наёмные сотрудники, работающие в офисах частных и государственных компаний (41%), однако среди не желающих попробовать себя в качестве предпринимателей данная социальная категория также занимает изрядную часть (42,3%), предпочитая стабильность заработной платы предпринимательскому риску.

Больше половины (60,8%) начинающих предпринимателей уже имеют опыт предпринимательской деятельности, причём каждый восьмой (12,9%) начинающий – действующий предприниматель, регистрирующий дополнительный бизнес. Почти треть (30,6%) потенциальных предпринимателей имеет негативный опыт ведения/регистрации предпринимательской деятельности. 70% граждан, не желающих открывать бизнес, не пробовали делать это ранее, а каждый четвёртый (25,4%) имеет негативный опыт.

Каждый четвёртый (23,5%) начинающий предприниматель создаёт бизнес в партнёрстве со своим(и) знакомым(и), каждый шестой (15,5%) вступает в сотрудничество со сторонним(и) партнёром(ами), ещё 14,9% начинают семейный бизнес.

Наличие стартового капитала и его источники – характерная особенность, отличающая начинающих предпринимателей от потенциальных: начинающие предприниматели в два раза чаще (18,8% против 8,6%) заявляют, что имеют собственные средства на создание и развитие своего дела. Потенциальные предприниматели почти в два раза чаще (45,2% против 25,8%) заявляют, что денежные средства им необходимы, однако они не знают, где их взять.

Около трети начинающих и потенциальных предпринимателей, так же как и действующих, притязает на личный ежемесячный доход в размере от 100 тыс. до 300 тыс. рублей (30,7%) и объём среднемесячной выручки от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (31,3%).

Существенная разница между потенциальными и начинающими предпринимателями состоит и в способности чётко оценить желаемые заработки: потенциальные предприниматели в 3,3 раза чаще не могут определённо ответить на вопрос о желаемой выручке (8,7% против 2,6%), о желаемом личном доходе – в 4,5 раза чаще (11,6% против 2,6%).

Для всех категорий респондентов (действующие, начинающие и потенциальные предприниматели) стремление начать собственное дело чаще всего вызвано желанием работать на себя (в среднем 63,6%) и зарабатывать больше денег (в среднем 53,8%). Ещё одним популярным драйвером к открытию бизнеса служит желание воплотить свои мечты и идеи (в среднем 50%).

Для женщин в большей степени важна самостоятельность (56%) и творческая составляющая (52,7%) своего дела, а для мужчин – независимость и стремление к реализации более высоких потребностей. Вынужденных предпринимателей среди женщин оказалось больше (54%), а для мужчин чаще драйвером к открытию выступает партнёрство с кем-либо (58,9%).

Основными барьерами для старта предпринимательской деятельности как для начинающих, так и для потенциальных предпринимателей, независимо от пола, возраста и региона проживания, являются отсутствие стартового капитала (39,6% и 47,6 % соответственно) и проблема выбора ниши (36,5% и 43,6% соответственно). Третьим по частоте выбора для потенциальных предпринимателей стал ответ «Не знаю, с чего начать» (29,8%), а вот для начинающих предпринимателей – «Я не знаю, как привлечь первых клиентов» (33,1%).

Высокая конкуренция пугает 20,6% начинающих и 20,3% потенциальных предпринимателей.

Нежелание попробовать себя в качестве предпринимателя чаще всего вызвано удовлетворённостью текущей работой (30,8%), отсутствием стартового капитала (26,8%) и необходимых знаний (16,9%). Мужчины от 35 до 45 лет в большей степени выражают удовлетворённость своей работой (в 37,8% случаев), предпочитая стабильность наёмной работы. Недостаточность знаний в области создания и регистрации бизнеса чаще служит сдерживающим фактором для женщин (63,1%).

Женщины в большей степени интересуются информацией о поддержке предпринимательской инициативы и более ответственно подходят к запуску и развитию бизнеса уже на начальном этапе: доля женщин, задумывающихся о начале предпринимательской деятельности и решившихся на это, и доля не желающих становиться предпринимателями несколько выше, чем у мужчин (в среднем 59,4% против 40,6%).

Самыми востребованными направлениями образовательных программ в сфере бизнеса и управления для действующих предпринимателей оказались маркетинг и привлечение клиентов (69,1%), увеличение дохода (61,9%), масштабирование компании (58,7%).

Для начинающих и потенциальных предпринимателей также актуальны программы по маркетингу и привлечению клиентов (72,3% и 71,4% соответственно), увеличению дохода (62,4% и 60,5% соответственно), а также продажам (59,1% и 56,7% соответственно). Далее прослеживается дифференциация предпочтений в зависимости от приоритетных задач: для начинающих предпринимателей –управление персоналом (56,3%) и финансовыми потоками (51,0%), для потенциальных – как открыть своё дело (54,8%).

 

Поделиться: