Аналитика и комментарии

17 января 2020

Адвокат Юлия Лялюцкая, «Щеглов и Партнеры»: Необходимо сразу расписать зону ответственности «частных взыскателей»

Минфин РФ одобрил создание в России института частных судебных приставов, говорится в обзоре бюджетных расходов на реализацию функций и пoлномочий Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Частникам могут передать взыскание долгов для бизнеса, но не в пользу государства или населения. Заместитель старшего управляющего партнера Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» адвокат Юлия Лялюцкая специально для NBJ комментирует это решение:

Согласно обзору, существующие сейчас коллекторские агентства и институты частного сыска не могут «в достаточной мере обеспечить повышение результативности функционирования системы принудительного исполнения в целом при условии сохранения текущего уровня финансирования». Поэтому «в целях оптимизации расходов федерального бюджета, а также повышения эффективности функционирования системы принудительного исполнения в целом представляется целесообразным рассмотреть вопрос постепенного (поэтапного) внедрения элементов частного исполнения», - отмечается в документе, подготовленном ведомством.

Отмечается, что на первом этапе частным приставам разрешат взыскивать долги в пользу юридических лиц, а ФССП сконцентрируется на обеспечении интересов физических лиц и государственных органов.

Стоит отметить, что работа одного пристава-исполнителя ФССП обходится бюджету в среднем в 715,8 тыс. руб. (по данным за 2018 год). При этом основная нагрузка ложится на приставов в связи с взысканиями в пользу государственных органов, следует из обзора. В 2018 году эти взыскания составили почти 69% от всех исполнительных производств. Доля взысканий в интересах юрлиц — 24%, физлиц — 5%. Но именно долги юридическим лицам составляют львиную долю от общей суммы, подлежащей взысканию на конец 2018 года, — 70% в 2018 году, или около 7,3 трлн из 10,4 трлн руб.

ФССП остается одним из крупнейших государственных органов по количеству служащих. На конец 2017 года, по данным Минфина, в ведомстве с его сетью территориальных органов по всей стране работали почти 71 тыс. человек (третье место среди госорганов по числу сотрудников). На начало 2019 года там насчитывалось более 81 тыс. сотрудников, следует из обзора. На работу ФССП в прошлом году из федерального бюджета было выделено 48,6 млрд руб.
Напомним, что еще в 2006 году такой эксперимент предложил возглавлявший тогда Минюст Юрий Чайка. В 2014 году Минюст разработал законопроект о частных приставах, но он не был принят. В 2017 году Центр стратегических разработок, который возглавлял Алексей Кудрин, выпустил доклад с предложением ввести институт частных судебных исполнителей.

В марте 2019 года о планах разработать законопроект о частных приставах заявил член бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), совладелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман. В октябре 2019 года свой вариант законопроекта «О частных судебных исполнителях» представила Торгово-промышленная палата (ТПП).

ТПП предлагает распространить деятельность частных приставов на исполнение решений по процессам с участием организаций, а также арбитражным делам. Предполагается, что частные приставы за вознаграждение будут применять те же меры принудительного взыскания, что и госслужащие: арестовывать имущество и счета должника, обращать на них взыскание, требовать освободить помещение, если речь идет о недвижимости. Согласно инициативе ТПП, частные исполнители будут подконтрольны и подотчетны ФССП, Минюсту, а также профессиональным объединениям.

Введение и функционирование института частных приставов может оказать как позитивное, так и отрицательное влияние на развитие сферы исполнительного производства, считает заместитель старшего управляющего партнера Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» адвокат Юлия Лялюцкая: «Введение института частных судебных приставов в целом абсолютно разумная и своевременная инициатива. Не стоит даже говорить, что её введение должно быть обеспечено неукоснительным соблюдением требований закона и прав граждан и организаций.

Но, как мне кажется, время безнаказанного произвола коллекторских агентств уходит в прошлое. Мы принимаем за основу европейский опыт. Например, в Германии система инкассовых компаний имеет своей целью как раз взыскание мелких задолженностей перед организациями, в том числе во внесудебном порядке. Государство бы на исполнение таких требований затратило совсем другие ресурсы.

Не стоит забыть, что отличительной чертой деятельности таких компаний за рубежом является исполнение только тех требований, в отношении которых нет сомнения в их законности. Любое уведомление «частных приставов» о наличии обоснованных возражений прекращает взыскание и передает дело в суд.

С учетом российского уровня правосознания важно ввести не только новую структуру, дать ей реальные полномочия по выполнению возложенных функций, но и сразу расписать зону ответственности таких «частных взыскателей» и последствия превышения ими своих полномочий».

Кстати, по данным Европейской комиссии по эффективности правосудия, в 11 странах Европы приставы работают исключительно в частном статусе, например в Эстонии, Венгрии, Латвии, Монако, Нидерландах. Частные судебные исполнители есть также в Болгарии и Казахстане.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку