Аналитика и комментарии

22 июля 2019

Евгения Лазарева, ОНФ: оплата микрозаймов кэшбеком может привести к росту закредитованности

Запуск мобильного приложения, позволяющего заемщикам микрофинансовых организаций (МФО) гасить займы за счет кэшбэка за приобретение товаров для повседневных нужд, может привести к росту закредитованности и еще большему количеству личных дефолтов граждан. Так считает Евгения Лазарева, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков».

Она приводит в СМИ пример, как одна из микрокредитных компаний реализовала проект по погашению займов за счет получаемого заемщиками кэшбэка от купленных товаров повседневного спроса. Заемщик может скачать мобильное приложение, а затем покупать размещенные в нем товары и после сканирования чека получать кэшбэк, который пойдет на погашение долга. При этом, погасить заем можно за счет покупок не только самого заемщика, но также его семьи и друзей.

«На первый взгляд погашение задолженности по заемным средствам через кэшбэк – это очень выгодный инструмент. По сути, коммерсанты получают деньги от производителей товаров за рекламу. Это своеобразный каталог товаров в личном кабинете приложения. В условиях цифровизации всех процессов нашей жизни это очень удобно и может показаться выгодным», – отметила Лазарева.

По ее словам, на сегодняшний день в России известны несколько предложений от банков, позволяющих возвращать процент от покупки отдельных товаров и получения ряда услуг. Кроме того, популярные карты рассрочки тоже предлагают платить кэшбэком от покупок по кредитам этих банков или даже повышать ставки по вкладам.

«С другой стороны, потребитель микрофинансового рынка отличается от клиента банка, – добавила Лазарева. – Граждане идут в МФО потому, что не могут взять кредит в банке и причин тому много. Заемщики, оформляющие займы до зарплаты, одалживают, как правило, на экстренные нужды – на лекарства, из-за низкого дохода, и чтобы дотянуть до получки. Последние несколько лет микрофинансисты в своих исследованиях говорят о займах на то, чтобы собрать детей в школу. То есть уровень дохода этой категории заемщиков настолько низкий, что приходится занимать на необходимое. Граждане с невысоким доходом, к сожалению, вынуждены отказывать себе во всем и экономить даже на самом важном. То есть они, конечно, ходят в магазин за продуктами, но стараются сокращать свои расходы и запасаются там, где дешевле – в несетевых магазинах, на рынках и в мобильных точках. Эта категория продавцов готова предоставить потребителю недорогие товары повседневного спроса, которые поставляют мелкие местные производители». 

Она выразила сомнение по поводу того, что авторы нового проекта смогут договориться со всеми пекарнями, мелкими производителями круп и локальными молокозаводами страны. Вероятнее всего, в каталог нового приложения попадут уже известные товары крупных брендов, в стоимость которых уже заложены рекламные бюджеты. И конечно, с точки зрения бизнеса, работать нужно на прибыль. Но, согласно стратегии приложения, пользователь должен потратить 20 тыс. руб., чтобы получить 2 тыс. кэшбэка. Если исходить из того, что по данным Росстата, половина работающих россиян получает зарплату ниже 35 тыс. руб., то это провокация, подчеркнула Лазарева.

«Под предлогом обучения заемщика финансовой грамотности его все больше вовлекают в процесс потребления и трату без того небольших средств. Гражданина убеждают в том, что ему нужно тратить, чтобы избавиться от долгов, навязывая иллюзию пользы неразумного потребления. В перспективе это грозит ростом закредитованности и еще большим количеством личных дефолтов», – подытожила она.

 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку