Аналитика и комментарии

04 июня 2019

Микрофинансовый рынок: трансформация продолжается

Число участников микрофинансового рынка сокращается, но в то же время объем рынка за три года вырос почти вдвое. В 2019 году вступают в силу несколько законодательных поправок, касающихся МФО. Компании будут вынуждены сокращать ставки, максимальные размеры выплат. Число действующих микрофинансовых организаций на рынке продолжит сокращаться. Ключ к конкурентоспособности на рынке – прозрачность работы и раскрытия информации инвесторам и заемщикам.

На микрофинансовом рынке ужесточаются требования

Микрофинансовый рынок в России ожидает жесткое регулирование. В ближайшие годы вступают поправки в федеральные законы "О потребительском кредите (займе)" и "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Во-первых, с 1 января 2020 года максимальный размер выплат будет уменьшен до полуторакратного (сейчас 2,5 раза). Во-вторых, с 1 июля 2019 года ежедневная процентная ставка по микрозайму не должна будет превышать 1%. Изменения станут причиной роста отказов в предоставлении микрозаймов, чтобы снизить просроченную задолженность, а также привести к сокращению числа МФО. За последние три года количество микрофинансовых компаний снизилось почти в два раза, и это число будет продолжать снижаться.

График 1. Число МФО на рынке быстро сокращается

Источник: Аналитическое агентство БизнесДром по данным Банка России

Несмотря на сокращение числа компаний количество жалоб потребителей на МФО постоянно растет. Так в 2018 году в Банк России поступило 16,8 тыс. жалоб, что на 4,1 тыс. (или 32,8%) больше по сравнению с предыдущим годом. Отмечается, что динамика связана с увеличением объема выдачи микрозаймов.

График 2. Объем выданных микрозаймов вырос за последние три года почти вдвое

Источник: Аналитическое агентство БизнесДром по данным Банка России

По-прежнему потребители выбирают МФО из-за простоты и скорости процедуры оформления микрозаймов, географической доступности. Объем выданных микрозаймов за III квартал 2018 года увеличился на 46,5% (до 85,9 млрд рублей) по  сравнению со  значением за аналогичный период предыдущего года. Сегмент физических лиц остается основным драйвером роста. Наблюдалось увеличение спроса как на микрозаймы «до зарплаты», так и на среднесрочные займы. Многие МФО стали предоставлять возможность оформления займов онлайн. 30,1% от совокупного объема выданных микрозаймов (+2,5 п.п. за квартал) были получены онлайн. Развитие скоринга в МФО позволило увеличить вероятности одобрения заявок. Потребители чаще обращаются в МФО, которые рассматриваются в качестве альтернативы кредитным организациям. По предварительным данным только за 9 месяцев 2018 года число действующих договоров займа в МФО выросло на 33,0% (до 8,7 млн) по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Именно по этой причине, начиная с 2019 года, вступают в силу поправки в законы в отношении МФО. В результате микрофинансовый рынок становится менее доходным, особенно для компаний работающих в сегменте краткосрочных займов "до зарплаты" (сроком до 30 дней).

Смещение акцента: прозрачность превыше ставки

В 2019 году был отмечен рост средней максимальной ставки по банковским вкладам. Во второй декаде марта ставка оказалась 7,72% годовых. Однако как минимум вдвое большую доходность предлагают МФК. Инвесторов привлекают более выгодные условия вложений по сравнению с банковскими депозитами. На конец марта привлекать средства физлиц могли 64 МФК. Количество физлиц и ИП, предоставивших МФО денежные средства, по итогам 9 месяцев 2018 года увеличилось почти в три раза. За 9 месяцев 2018 г. МФК привлекли 55,1% совокупных денежных средств, привлеченных МФО. Высокая доходность формируется вследствие премии за риск. Более того вложения инвесторов микрофинансовых компаний не защищены системой страхования как вклады в банках. Поэтому главное подойти со всей серьезностью к выбору МФК. Выбрать надежную компанию непросто. Помочь потенциальному инвестору принять решение об инвестировании может высокая оценка рейтингового агентства, своевременное раскрытие отчетности, продолжительное время работы на рынке. Прозрачность становится основным критерием выбора компании. Потенциального инвестора должны настораживать чересчур агрессивное привлечение «вкладчиков», навязчивая реклама, скрытые дополнительные условия. Исследование качества коммуникаций микрофинансовых компаний с инвесторами, подготовленное агентством «БизнесДром» и Институтом развития финансовых рынков, показало: не высокая ставка, а именно прозрачность раскрытия информации ценится потребителями больше всего.

На данный момент рынок достиг такой стадии, когда дальнейший рост за счет агрессивных продаж продуктов становится менее желательным сценарием. В связи с законодательными изменениями микрофинансовые компании, работающие в сегменте краткосрочных займов, должны пересмотреть свои бизнес-модели. Оптимальным сценарием для большинства участников рынка является внедрение передовых технологий и переход в сегмент онлайн-займов, а также расширение продуктовой линейки исходя из потребностей современных потребителей. Реализация данных направлений будет являться залогом успешного будущего развития для компаний.

График 3. Наибольшую долю в портфеле микрозаймов по итогам 3-го квартала 2018 занимают займы физлицам

 

Источник: Аналитическое агентство БизнесДром по данным Банка России

Арсений Поярков, кандидат экономических наук, член экспертного совета Государственной Думы по цифровой экономике и блокчейн технологиям. Совладелец и президент аналитического агентства БизнесДром. Руководитель рабочей группы по проблемам блокировки счетов Комитета "ОПОРЫ РОССИИ" по финансовым рынкам.

Спаравка:

Закончил Финансовую Академию при правительстве РФ. 

С 2005 по 2009 годы занимал должность директора московского филиала страховой компании «Находка Ре» (филиал страховой компании «ТИТ»).

В 2009-2011 годах являлся вице-президентом, директором департамента перестрахования и андеррайтинга компании «ГУТА-Страхование».

С 2012г. - 2018г. – совладелец страхового брокера СБ Топ Тайм,

с 2015г. – совладелец, президент аналитического агентства БизнесДром,

с 2016г. - владелец швейцарской консалтинговой компании Aspis SA

с 2017г. – совладелец аналитической структуры по оценке цифровых активов Digital Rating Agency (DigRate).

Вошел в Топ-100 ключевых фигур России в сфере цифровизации и IT по версии платформы «Умная страна» https://umstrana.ru/top100digital/

Поделиться:
 

Возврат к списку