Аналитика и комментарии

25 апреля 2019

Корпоративный спорт приходит на смену Team Buildind - эксперты

Понятие Team Building пришло в бизнес из большого спорта в 60-х годах прошлого века. Аксиома эффективности – построение слаженной, профессиональной команды, действующей как единый механизм. Несмотря на огромный рынок организации корпоративных мероприятий, сложившийся за долгие годы, суть и изначальный смысл Team Buildind постепенно размылись. 

Сегодня этими словами все больше обозначаются праздничные корпоративы с возлияниями и выезды на природу с незатейливыми играми и конкурсами. Процесс построения команды перестал покидать зону комфорта и превратился в формальную дополнительную нагрузку для HR-отделов, что не замедлило сказаться на производительности труда сотрудников в худшую сторону.

Американцы первыми поняли, что обезличивание персонала, превращение его в серую массу – прямой путь к потере эффективности. На основе этих выводов спорт постепенно вернулся в бизнес. Сейчас эти понятия неразделимы.

В США сегодня существуют целые лиги и чемпионаты по различным видам корпоративного спорта, которые проводятся по всем правилам спорта большого: на стадионах, с судьями и болельщиками, четким календарем и играми, на которых кипят страсти не меньше, чем на Суперболе – финале сезона американского футбола. Большинство школьных спортзалов и площадок переходит по вечерам в распоряжение взрослых корпоративных команд. Набор состязаний и их видов позволяет заниматься и участвовать в соревнованиях буквально всем сотрудникам вне зависимости от пола, возраста и физических данных.

Крупнейшая на рынке США компания – организатор корпоративного спорта Zog Sports предлагает своим клиентам 13 видов игровых видов на любые вкусы и уровни сложности. От привычных нам футбола и волейбола до народных дворовых доджбола (аналога наших вышибал), фрисби (командная игра с летающими тарелками) и боулинга.

В большинстве крупных российских компаний тоже есть свои команды по традиционным игровым видам спорта: хоккею или футболу, участвующие в межкорпоративных турнирах, но это, как правило, узкие закрытые клубы увлеченных мужчин. Такой спорт не масштабируется на всю компанию.

Первыми сломать сложившуюся систему рискнули в компании I Love Supersport. Они пошли в банки и компании с новой моделью вовлечения людей в спорт, и эта модель совсем не копирует западную.

«Мы предложили механизм, который лежит в основе нашего собственного бизнеса, говорит сооснователь компании Максим Журило, – а именно, вовлечение в спорт через цель. И это сработало. Принцип простой. Человек бросает себе вызов и ставит цель, допустим, пробежать 10 км или полумарафон (21 км) на официальном старте. На первый взгляд, задача невыполнимая, особенно для тех, кто ведет сидячий образ жизни. Но если детально рассказать о способах ее достижения, то невозможное становится возможным для любого человека. Мы предлагаем срок семь недель и всю нашу экосистему: лучших тренеров, спортивных врачей, тщательно проработанные и проверенные планы тренировок, питания, восстановления и непосредственно преодоления самой дистанции. Тренировочный процесс по силам даже тем, кто ни разу в жизни спортом не занимался. Все происходит очень бережно.

Мотивации добавляет тот факт, что сотрудник оплачивает программу подготовки самостоятельно. Работодатель компенсирует ему всю или часть суммы только после того, как закончится обучение и сотрудник финиширует на забеге. То есть бросить занятия на полпути – значит, потерять деньги. Таким образом появляется здоровый азарт и формируется команда из разных сфер и направлений бизнеса, разных пола и возраста, но объединенная общей мечтой, общим досугом в неформальной обстановке, общим чатом в мессенджере и нацеленная на один общий результат. Постепенно приобретая спортивную форму и преображаясь на глазах, они начинают «заражать» здоровьем остальной коллектив. А самое главное, человек влюбляется в бег и продолжает ставить себе новые цели. Буквально за год по этой технологии мы довели до финиша на различных соревнованиях команды Росбанка, Сбербанка, Deloitte, Home Credit, PWC, банка «Открытие» и других».

«Сначала на предложение подготовиться к забегу у нас откликнулись 15 человек, – рассказывает сотрудник ВЭБа Михаил Моисеев. – Мы дружно зарегистрировались на полумарафон в Барселоне и начали подготовку. После того как мы достигли финиша и получили заветные медали, нас уже было не остановить. На следующий старт «Музыкальный полумарафон» в Москве нас уже вышло 30 человек. А за год это число доросло до 50. После бега по той же схеме с той же спортивной школой мы стали готовиться к заплывам, а некоторые – и к триатлонным стартам. ВЭБ и спорт стали почти синонимами. В какой-то момент мы даже начали шутить: если спорт мешает работе, надо бросать работу. А если рассуждать серьезно, то спорт делает человека очень дисциплинированным и ответственным. Ты начинаешь работать в условиях жесткого тайминга, чтобы уместить в личный график тренировки, которые бывают как утренними, так и вечерними, не отвлекаешься на посторонний шум, не прокрастинируешь и не проводишь время в праздности, а оглядываясь назад, видишь потрясающие результаты. Ты все успеваешь и при этом бодр, здоров и прекрасно себя чувствуешь».

Активно используются и другие формы мотивации для вовлечения сотрудников в спорт, включая благотворительные. Например, очень удачным опытом может поделиться компания «Ростелеком». Ее сотрудники не просто бегают, а копят километры, фиксируя свои тренировки в спортивной социальной сети STRAVA. Затем эти километры компания суммирует, конвертирует в рубли и перечисляет деньги на благотворительный проект – адресно, на медицинскую помощь конкретному больному ребенку.

Такая же схема используется в компании «Росэнергоатом». Их цель собрать с помощью бега «мегаватт здоровья», который в виде миллиона рублей отправится детям.

Россия сейчас переживает взрывной рост любительского спорта. Постепенно инфраструктура городов, особенно в Москве, становится более дружелюбной к спортсменам. Созданные условия и наступившая весна – отличный шанс вдохнуть новую здоровую жизнь в коллектив.

Стоит присмотреться к деятельности НR в вашей компании. Если в числе ее приоритетов нет пункта о вовлечении в спорт сотрудников, то с большой долей вероятности можно предсказать потерю вами многих конкурентных преимуществ на рынке труда в ближайшее время.

 

Банкиры побежали

Одними из самых популярных форм корпоративного спорта стали беговые дисциплины, а именно корпоративные эстафеты.

Корпоративные эстафеты, возникшие в Японии, вдохновлены идеей сотрудничества, поддержки и командной работы и вслед за Японией приобрели популярность во всем мире. В таких странах, как Австралия, Новая Зеландия, Канада, Испания, Нидерланды, Китай, Германия, Франция, США и Южная Корея, ежегодно тысячи участников выходят на старт, чтобы принять участие в эстафетe. Кажется, будто существует какая-то одна эстафета. Далее этот эффект усиливается.

В России количество участников корпоративных эстафет с каждым годом только растет. Ежегодно тысячи сотрудников различных компаний выходят на старт самых массовых забегов России, чтобы побороться за призовые места и проникнуться духом спортивных соревнований. В этом году корпоративные эстафеты пройдут в рамках крупнейших забегов России: 19 мая на Московском Полумарафоне, 4 августа на спб полумарафоне «северная столица» и конечно на главном беговом событии страны – Абсолют Московском Марафоне 22 сентября.

Если В 2013 году на старт корпоративной эстафеты Московского Марафона вышли лишь шесть команд, то в 2018 году – уже больше 40. Среди ежегодных участников – сотрудники PepsiCo, «Авито», «Москвы 24», Adidas, PSA Bank, Ebay, Роснефть и многие другие компаний. Для каждого их них это уникальный опыт работы в команде, который вдохнов- ляет и сближает, позволяя гордиться собой и коллегами вне зависимости от результата. В этом соревновании нет проигравших – все участники получают медаль финишера.

В банковской среде приходит понимание, что участие корпоративной команды в забегах – новый тренд во внутренних коммуникациях.

Дарья Капранова, вице-президент, директор Департамента по работе с персоналом МТС Банка.

Команду МТС Банка по праву можно назвать спортивной. Традиционно в сентябре МТС Банк принимает участие в летней и зимней Спартакиадах АФК «Система». Банк поддерживает корпоративные спортивные команды по футболу, волейболу и настольному теннису. В 2018 году в рамках развития корпоративного спорта создано Беговое сообщество МТС Банка и летом для всех сотрудников организованы беговые тренировки, в том числе в спорткомплексе «Лужники».

Для нас спорт – это элемент корпоративной философии, который созвучен с ценностями банка. Две наши основные ценности: «Мы – команда» и «Мы достигаем цели». И мы, действительно, нашей дружной корпоративной командой достигаем высоких результатов как в бизнесе, так и в спорте.

На наш взгляд, спорт сплачивает и воспитывает силу воли, терпение и целеустремленность. И мы любим бег как одно из самых динамичных спортивных направлений, поэтому команда банка принимает участие в ключевых забегах страны.

Только один пример. В прошлом году благодаря такой системной поддержке корпоративной спортивной жизни 45 легкоатлетов МТС Банка приехали 23 сентября, чтобы принять участие в самом масштабном старте России – в Абсолют Московском Марафоне – 2018. Это рекордное количество участников – сотрудников из головного офиса и филиалов во внешнем спортивном мероприятии.

Участникам мероприятия были доступны две дистанции на выбор – 42,2 км и 10 км. В забеге на 10 км участвовало 40 сотрудников МТС Банка, на 42,2 км – пять коллег. В корпоративной эстафете команда МТС Банка заняла 22 из 44 мест с общим временем 3 часа 24 минуты.

У нас в банке есть негласное правило: если хочешь что-то изменить – начни с себя. И корпоративную спортивную культуру мы формируем все вместе, независимо от должностей или территории присутствия. Так, поддержали легкоатлетов банка в Московском марафоне и пробежали дистанцию в 10 км в том числе и топ-менеджеры банка: председатель правления Илья Филатов, заместитель председателя правления, руководитель розничного бизнеса Эдуард Иссопов, вице-президент, член правления, руководитель блока информационных технологий Оксана Смирнова-Крелль, вице-президент, член правления Екатерина Резникова, вице-президент по стратегии Сергей Ульев и директор департамента операций на финансовых рынках Глеб Сорокин. Я также лично принимала участие в забеге.

После Абсолют Московского Марафона мы получили позитивную обратную связь от коллег из филиалов, которой хочется поделиться и с читателями NBJ.

«Марафон впечатлил организованностью, а также дружелюбием участников, организаторов и волонтеров. Восхитила масштабность мероприятия: участвовали 30 тыс. человек всех возрастов со всего мира. Я точно могу сказать, что участники марафона 23 сентября стали лучшей версией себя! Спасибо организаторам и МТС Банку за возможность стать частью этого грандиозного спортивного события», – рассказала руководитель направления финансовых услуг Новосибирского филиала МТС Банка Виктория Попова.

Безусловно, МТС Банк и дальше будет участвовать в Абсолют Московском Марафоне и других корпоративных забегах. В 2019 году мы запланировали расширить спортивную географию и уже приняли участие в ежегодном забеге на полумарафонскую дистанцию в Стамбуле.

Сергей Казак, руководитель бегового клуба CCB RUN банка «ЦентроКредит»

 

NBJ: Как участие команды в эстафете повлияло на общую атмосферу в компании? 

С. Казак: В каждой компании, и наш банк здесь не исключение, одним из направлений в работе с персоналом является постоянное и планомерное повышение лояльности к бренду и организации в целом. Корпоративный спорт является очень эффективным способом для решения данной задачи.

Бег является, наверное, самым демократичным видом физической активности, для которого не требуется специальная спортивная площадка или какое-то специальное оборудование. Парки есть практически у каждого в беговой доступности. Остается купить спортивную одежду и беговые туфли (кроссовки) и… регулярно выходить на пробежки, проводить несложные тренировки.

Перед беговым сезоном мы ставим для себя беговые цели. Это тоже важная часть тренировочного процесса. Например, в 2018 году у нас была цель принять участие не менее чем в шести корпоративных эстафетах в рамках общегородских соревнований. В том числе и в рамках московских полумарафона и марафона. Соответственно, и подготовка строилась под эти старты. Конечно, сотрудники принимали участие и в индивидуальных забегах. Но главное все-таки было участие в корпоративных эстафетах, поскольку мы представляем беговой клуб банка.

Сотрудники банка узнают об участии команды в эстафетах посредством анонсов забегов, которые публикуются в «Вестнике бегового клуба», распространяемом по внутрикорпоративной сети. Да, есть у нас такой способ коммуникации, посредством которого беговой клуб сообщает не только об анонсах, но и о результатах бегунов на всех корпоративных и индивидуальных забегах. Соответственно, сотрудники – участники соревнований сразу становятся известными в коллективе.

В прошлом году наша команда заняла третье место в командной эстафете на Московском полумарафоне, и это событие вызвало большой интерес сотрудников к беговому клубу. У нас также есть свой канал в Instagram, где размещается информация по нашим забегам и тренировкам. Подытоживая все выше сказанное, хочу сказать, что в целом участие в соревнованиях улучшает микроклимат в коллективе, регулярная физическая активность укрепляет здоровье, у тех, кто никогда не занимался спортом, появляется возможность проявить себя не только в своей основной профессиональной деятельности, но и открыть для себя новый формат спортивного досуга.

NBJ: Была ли система подготовки к эстафете? Происходил ли отбор участников?

С. Казак: В беговом клубе тренировки проводятся под руководством тренера круглогодично, три раза в неделю и в разных локациях. Кроме собственно беговых тренировок мы еще плаваем и занимаемся ОФП. В тренировочном процессе стараемся использовать правило трех «П»: постоянно, последовательно, постепенно. Участие в эстафете всегда по желанию, единственным критерием является функциональная готовность к определенной дистанции. Так некоторые сотрудники бегают не больше пяти километров, поэтому они могут участвовать только там, где есть соответствующие этапы. Тем не менее количество желающих всегда больше, чем этапов. Поэтому отбор среди желающих производится по спортивному критерию. Бежишь легче и быстрее, регулярно тренируешься, соблюдаешь режим, пожалуйста. В наступающем беговом сезоне мы уже планируем выставить на некоторых эстафетах уже не одну, а две команды.

NBJ: Что вы можете сказать о самой эстафете? Какие эмоции и впечатления вы испытали, преодолев финишную черту?

С. Казак: Для того чтобы прочувствовать волнение, которое испытывает бегун на старте любого забега, нужно участвовать в этом забеге. А когда участвуешь в эстафете московских полумарафона или марафона, то это волнение нужно умножить на два. Возможность пробежать по улицам нашей столицы совместно с другими любителями бега дорого стоит.

Передача эстафетной ленты, а потом и пересечение финишной черты дарят бурю восторга и массу ярких впечатлений. Тысячи людей одновременно стартуют рядом с тобой, невидимая энергия неординарных и волевых бегунов передается тебе, но при этом у каждого своя цель и понимание, зачем он вышел на старт. Это не передать словами, это нужно испытать самому.

Текст: Алексей Фомин

Полностью этот материал опубликован в апрельском номере Национального Банковского Журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку