Аналитика и комментарии

12 февраля 2019

«У наших выпускников есть возможность выбирать между различными финансовыми компаниями»

О системе подготовки высококвалифицированных кадров для нужд конкретного работодателя в интервью NBJ рассказывают кандидат физико-математических наук, доцент, декан финансового факультета Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Ольга Шеметкова и доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Финансовые рынки» Юрий Ровенский.

NBJ: Образовательная модель РЭУ – это многоуровневая система непрерывного образования, позволяющая на основе проектного подхода и требований работодателей готовить специалистов для работы в финансовом сегменте рынка труда. Так кто он, выпускник финансового факультета РЭУ?

Ю.Р.: Мы готовим два уровня выпускников – бакалавров и магистров по направлению «Финансы и кредит». Магистерская программа называется «Международный финансовый риск-менеджмент», это другой уровень владения профессией, конечно. Чем можно похвастаться, так это тем, что на кафедре работает много практиков, тех, кто работал или продолжает работать на финансовом рынке. Студенты таких сразу распознают и тянутся к ним за знаниями.

Наш выпускник – это не финансист, работающий в торговой компании или на предприятии, мы готовим тех, кто рассматривает сами деньги или финансовые инструменты в качестве товара. Само название кафедры – «Финансовые рынки» – предполагает, что наши вчерашние студенты могут работать в любых финансовых компаниях, находящихся в ведении мегарегулятора – Банка России. И это правильно, наверное, когда у выпускника есть возможность выбирать между банком и страховой организацией, инвестиционным фондом или лизинговой компанией. Наших специалистов везде ждут.

NBJ: А есть ли будущее у финансовых специальностей?

О.Ш.: Для меня ответ очевиден: конечно, да. Сейчас много говорят об искусственном интеллекте, благодаря которому исчезнут профессии бухгалтера, экономиста и другие. Новые технологии действительно способны разгрузить финансистов и сделать часть их работы автоматической. Однако заменить человека полностью не получится. Нельзя оцифровать профессиональное чутье главного бухгалтера или интуицию финансового директора. Нельзя прогнозировать экономические стратегии лишь на основе сгенерированных математических моделей, полностью исключить человеческий фактор не получится. Искусственный интеллект способен выбрать из миллиарда решений оптимальное, в то время как живой человек может изобрести новый, гениальный и дерзкий в своей неожиданности ход.

NBJ: Тогда объясните, в чем уникальность образовательного подхода в РЭУ?

О.Ш.:  Уникальность сложившейся образовательной модели РЭУ – в правильном балансе. Во-первых, это сочетание академического подхода и инновационных образовательных технологий. Мы опираемся на более чем вековой опыт наших научных школ, но при этом используем современные формы обучения – проектный подход, ориентированность на практику и конкретные запросы работодателей (для этого у нас созданы базовые кафедры, а программы проходят общественно-профессиональную аккредитацию).

Во-вторых, это сочетание необходимых компетенций – экономического и управленческого образования, сильной математической и правовой подготовки и хорошей базы в области информационных технологий. Такая академическая подготовка позволяет выпускать специалистов, которые будут востребованы во всех областях экономики.

И отдельно хотелось бы отметить, что за последние годы в РЭУ удалось создать многоуровневую систему непрерывного образования. В структуру входят все уровни подготовки – от экономического лицея до программ докторантуры и DBA, что позволяет готовить уникальных специалистов в смежных областях, а также удовлетворять потребности в постоянном повышении квалификации и доучивании.

Ю.Р.: РЭУ активно участвует в национальных и международных рейтингах. С 2012 года университет входит в один из наиболее авторитетных глобальных рейтингов – всемирный рейтинг университетов компании Quacquarelli Symonds – QS World University  Rankings. Плехановский университет удостоен четырьмя звездами, причем качество обучения, трудоустройство выпускников, дистанционное/онлайн-обучение эксперты оценили высшим баллом – пять звезд. Career.ru, составивший рейтинг самых востребованных вузов России и проанализировавший запросы работодателей на рынке труда, отдал РЭУ пятое место. По данным портала Superjob.ru, средняя заработная плата выпускников 2012–2018 годов составляет 85 тыс. руб.

NBJ: Вы за академический подход или за подготовку кадров под нужды конкретного работодателя?

Ю.Р.: Разумеется, мы готовим кадры в рамках федерального государственного образовательного стандарта, если говорить о бакалавриате – это направление подготовки «Экономика». Но этот стандарт предполагает и вариативную часть. Набор дисциплин из этой вариативной части, как лекций, так и практических занятий, может быть составлен под нужны конкретного работодателя. Очень важно, что в 2017 году наш профиль «Финансы и кредит» получил профессиональную аккредитацию от Вольного экономического общества и от Общества профессиональных экспертов и оценщиков.

Университет сотрудничает со 157 вузами-партнерами из 44 стран мира, поэтому у студента в период обучения есть возможность пройти стажировку или даже получить второе высшее образование в одном из них. Не нашел нужной дисциплины у нас – пожалуйста, как говорится, можно собрать свою мозаику, съездив за необходимыми знаниями за рубеж.

В университете созданы и работают девять базовых кафедр. Это кафедры различных ведомств, государственных корпораций и научно-исследовательских институтов. Например, кафедра «Финансового контроля, анализа и аудита», которая готовит кадры для Главного контрольного управления г. Москвы.

NBJ: Как вы относитесь к инициативе засчитывать студенческие стартапы в качестве выпускной квалификационной работы?

Ю.Р.: Существует определенная процедура государственной итоговой аттестации, поэтому полностью заменить собой иные виды выпускных квалификационных ра­бот такой подход, конечно, не сможет (предпринимателями становятся, как правило, от 2 до 5% выпускников), но как один из вариантов выполне­ния работы и ее защиты имеет полное право на существование. Главное, чтобы инициатива не превратилась в формализм и в качестве выпускных квалификационных работ засчитывались только реально состоявшиеся, удачные стартапы.

В Плехановском университете функционирует бизнес-инкубатор, который позволяет студентам уже в процессе обучения заниматься проектной, исследовательско-инновационной и предпринимательской деятельностью. На базе инкубатора проходит акселератор проектов. Это специальный формат обучения будущих предпринимателей, ориентированный на практические результаты. Плехановцы работают над бизнес-идеей, привлекают первых клиентов, масштабируют проекты. Лучшие работы привлекают инвесторов.

NBJ: Сейчас идет много разговоров о курсах онлайн вместо классических лекций: РЭУ за или против?

О.Ш.: Я бы сказала и то и другое. С одной стороны, онлайн-обучение позволяет, например, студентам Дальнего Востока виртуально присутствовать на лекциях в РЭУ и тем самым решить проблему нехватки подготовленных педагогических кадров в регионе. Доступными становятся курсы лекций ведущих зарубежных университетов для российских студентов, что, бесспорно, позволяет расширить кругозор и взять на вооружение лучший мировой опыт. Однако полностью заменить учебный процесс онлайн-обучением не только неэффективно, но и опасно. Образование является процессом и познавательным, и в то же время воспитательным. Каждый из нас наверняка помнит своих учителей и наставников, общение с которыми стало ярким и в чем-то даже переломным. Процитирую великого педагога К.Д. Ушинского: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».  Иными словами, личность воспитывается личностью.

NBJ: Еще один вопрос, который звучит достаточно часто: экспорт российского образования – реальность или миф?

О.Ш.: Часто скептики говорят, что нам нечего добавить к западной модели образования, что наши программы никому не нужны и не интересны. Не могу с этим согласиться. У меня есть опыт, как наша англоязычная программа магистратуры стала основой для совместной программы двойного диплома с Италией, реализация которой идет уже второй год. Аналогичная работа начата с Францией. Нам есть что предложить просвещенной Европе, у нас немало прекрасных наработок. Что касается ближнего зарубежья и стран СНГ, здесь наши программы особо ценятся и весьма востребованы на русском языке. Нам, жителям России, исторически присуще удивительное качество – принижение себя и своих заслуг. Пора уже начать любить себя и уважать собственный опыт.

NBJ: Традиции наставничества в российских вузах – зачем все-таки оно нужно?

О.Ш.: На самом деле наставничество давно является частью жизни высших учебных заведений. Факультет очень активно занимается развитием сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными компаниями, приглашает к общению со студентами представителей бизнеса и практиков, которые помогают глубже постичь профессию, погружают в нее новичка. В этом нам помогает Отдел развития карьеры университета, также к этой работе мы стараемся привлекать наших выпускников.

Просто современное трактование термина «наставничество» стало связано в первую очередь с участием бизнеса и крупных компаний в подготовке будущих специалистов. И здесь вновь встает проблема не столько передачи практически полезных навыков (так называемых лайфхаков), сколько большой воспитательный эффект, который может иметь или не иметь подобная деятельность. Для меня прекрасным примером такого наставничества служит почти десятилетняя, неафишируемая и непафосная работа Газпромбанка с талантливыми студентами московских вузов. Ребята получают именные стипендии по результатам тщательного отбора в РЭУ и собеседования в компании, получают возможности для дальнейшей карьеры и профессионального роста, постепенно проникаясь духом корпоративной культуры и общностью целей. Такое сотрудничество, на мой взгляд, лишь один из возможных вариантов взаимодействия образования и бизнеса.  Другой вариант – это сотрудничество с компанией «ВТБ Страхование», которая вот уже второй год реализует для лучших студентов финансового факультета проект по развитию личностной эффективности и деловых качеств (так называемых softskills). Одним из знаковых событий прошедшего года для меня является научно-практическая конференция «Форум наставничества», которую мы провели вместе с крупнейшими работодателями, студентами и представителями общественных организаций. Надеюсь, что это замечательное мероприятие повторится в этом году.

Полный текст интервью читайте в печатной версии мартовского номера «Национального банковского журнала».

Поделиться:
 

Возврат к списку