Аналитика и комментарии

04 февраля 2013

банки тянутся к прекрасному

Выставка картин в банке. Звучит, казалось бы, не совсем уместно. Однако многие кредитные организации периодически проводят в своих отделениях или головных офисах подобные культурные мероприятия. И такие акции - часть многовековой традиции. Любовь к коллекционированию живописи зародилась в Италии в XV веке и затем распространилась по всей Европе. Собрания произведений искусства и раритетов стали рассматриваться как источник высокого духовного наслаждения и престижа, поэтому такая коллекция должна была быть у любого уважающего себя монарха или другого представителя высших слоев общества.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Во второй половине XV века Флоренцией правил Лоренцо ди Пьеро де Медичи по прозвищу Великолепный. По его заказу работали Андреа дель Верроккьо, Филиппо Липпи, Пьетро Перуджино и многие другие великие художники, прославившие итальянское Возрождение. В частности, Сандро Боттичелли написал «Весну» и «Рождение Венеры» для украшения виллы кузена Лоренцо Великолепного.

В ту же эпоху и в той же стране появился банк, который считается старейшей из существующих кредитных организаций. Вапса Monte dei Paschi di Siena был основан в 1472 году генеральным советом Сиенской республики. Постепенно банк стал одним из крупнейших в Италии, свою работу он продолжает до сих пор.

Сиенская республика была основным конкурентом Флоренции. Соперничали не только армии, но и живописцы. Вполне в духе того времени был создан банк, который назывался Monte di Pieta (дословно «вершина жалости», изначально   кредитная   организация   была предназначена для выдачи займов бедным за счет благотворительных взносов). Желая прославиться и завоевать хорошую репутацию, он начал собирать коллекцию живописи. Штаб-квартира банка с 1472 года и по сей день находится в Палаццо Салимбени, и с каждым десятилетием на ее стенах появлялись новые фрески и картины художников сиенской школы.

С веками банк накопил ценнейшее собрание работ итальянских живописцев. Правда, картины недоступны широкой публике. С ними можно ознакомиться лишь на официальном сайте банка, однако раздел Arte занимает важную его часть, коллекция и здания описаны подробно.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО

Западные банки продолжают традиции коллекционирования не только в своих странах, но и во всех регионах своего присутствия. Для группы ЮниКредит поддержка изобразительного искусства является одним из важных направлений социальной активности - это и программа, направленная на продвижение молодых талантов, и партнерство с крупнейшими исследовательскими фондами и музеями современного искусства. Собственная коллекция группы насчитывает более 65 тысяч произведений искусства, начиная с памятников античной культуры и заканчивая материалами, запечатлевшими события в новейших течениях актуального искусства.

«Российский ЮниКредит Банк является активным участником культурной и социальной жизни общества, следуя современной европейской модели деятельности крупной финансовой организации в области культуры», - рассказывает начальник управления корпоративного имиджа и коммуникаций банка Лаура Андронова.

Корпоративная художественная коллекция ЮниКредит Банка в России создана в 1993 году и включает около 70 работ русских художников-поставангардистов 1920-1930-х годов. Эти произведения в основном относятся к независимому искусству, которое в свое время не достигло официального признания, но несет в себе особую художественную ценность.

Самыми яркими работами из художественной коллекции ЮниКредит Банка в России являются «Женщина в веках» Даниила Черкеса, «Сон» Леонида Чупятова, «В горах Армении» и «Пейзаж с железнодорожным мостом» Александра Древина, а также редкая работа Надежды Удальцовой «Натюрморт с охотничьей сумкой и ружьем», копия которой хранится в Третьяковской галерее в Москве. Банк регулярно проводит выставки полотен, принадлежащих ему и другим коллекционерам. В 2009 году была организована выставка работ русской коллекции «20 ярких русских лет. Русское искусство 20-30-х годов XX века из собрания ЮниКредит Банка и частных коллекций».

Темы выставок и отбор полотен - это всегда результат кропотливой работы. Выбор площадки для экспозиции тоже очень важен для правильного позиционирования выставки. «Этому аспекту мы всегда уделяем большое внимание: у каждой площадки есть свое позиционирование, а также публика, которая уже имеет некие ожидания по тому, что экспонируется в том или ином музее или галерее», - утверждает Лаура Андронова.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ

Проведение выставок - это социально-культурная функция, которая в долгосрочной перспективе может привнести что-то в бренд, в позиционирование организации. Кроме того, банк считает, что произведения искусства нужно показывать не только сотрудникам, но и широкой публике, дать и ей возможность получить эстетическое удовольствие. «В первую очередь, о выставках хорошо отзываются клиенты банка. Выставки замечают и коллеги по цеху, что тоже очень приятно. Безусловно, мы смотрели на количество посетителей, но мы никогда не ставили перед собой такой задачи, как достижение определенных цифр», - рассказывает представитель ЮниКредит Банка.

Банк «ТРАСТ» также организует выставки художественных произведений. Правда, в отличие от своего «коллеги», ЮниКредит   Банка,   «ТРАСТ»   отдает предпочтение творчеству современных художников. Идея проекта возникла в ноябре 2009 года, а в январе 2010 года в отделении банка на Кутузовском проспекте открылась первая выставка таких работ. Теперь в офисах на Кутузовском проспекте и на Чистых Прудах время от времени проходят художественные выставки, организованные при участии творческого объединения «Новые передвижники».

В большинстве случаев каждая выставка - персональная экспозиция полотен нового художника. Иногда представлены работы сразу двух мастеров, но на перекликающуюся тематику, например, посвященные русской зиме или экзотическим цветам. Ведущие стили - реализм, натурализм и импрессионизм. В конце декабря 2012 года открылась выставка заслуженного художника РФ Владимира Крылова, пятнадцатая по счету из числа выставок, организованных банком «ТРАСТ».

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Итальянский банк Интеза стремится пропагандировать достижения классического и современного искусства в музыке, литературе, изобразительном искусстве, театре и кино, сохранять памятники культурного и исторического наследия, обеспечивать их  доступность широкому кругу лиц и таким образом создавать условия для творческого развития новых поколений. Российская «дочка» группы в своей просветительской деятельности особое внимание уделяет проектам, которые направлены на знакомство российского общества с итальянской культурой и на дальнейшее развитие культурного диалога между Россией и Италией. В частности, банк спонсировал создание виртуальной экскурсии по трем залам Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ), в которых представлены оригинальные произведения итальянского искусства XIII— XVIII веков (залы № 7,17,18). Собрание итальянской живописи - один из наиболее значимых разделов картинной галереи музея. Оно насчитывает свыше 550 произведений и хронологически охватывает весь период развития одной из ведущих европейских школ живописи. Именно с итальянской коллекции начиналось формирование картинной галереи ГМИИ.

Кроме того, Интеза Санпаоло в ноябре 2011 года предоставил музею полотно Микеланджело Меризи да Караваджо «Мученичество святой Урсулы» для крупнейшей выставки картин этого великого художника, когда-либо организованной за пределами Италии. Картина постоянно выставлена в музейном центре банка в Неаполе, в галерее Палаццо Дзеваллос Стильяно.

текст Елена Бродская
Поделиться:
 

Возврат к списку