Аналитика и комментарии

11 июля 2012

военная форма и знаки различия - живая история нашей страны

Ответить на вопрос, почему я, банкир, увлекаюсь коллекционированием униформы и знаков различия, для меня всегда было сложно. Наверное, потому что я не могу, в отличие от других коллекционеров, сказать: в такой-то день такого-то года я почувствовал интерес к этому. Или случилось что-то, что подтолкнуло меня приобрести первый экземпляр моей коллекции. Все куда менее романтично: как любой мальчишка, я в детстве любил играть в войну и интересовался всем,что с нею связано.

Знаки различия я стал собирать в 1986 году, когда сам впервые надел военно-морскую форму. Пополнять коллекцию тогда было очень сложно: знаки различия можно было либо купить в Военторге, либо выпросить у знакомых, и при этом доступными были только экземпляры, датируемые 70-80-ыми годами прошлого века. В Военторге, например, форму и знаки различия продавали только по военному билету, и солдат мог приобрести только то, что ему положено по штату: если ты рядовой, то тебе не продадут офицерские погоны, сколько бы денег ты за них не предлагал. Если ты служишь в мотострелковых частях, то по понятным причинам не можешь приобрести знаки различия танковых войск. А коллекция требовала пополнения. Мне приходилось дежурить у Военторга, ловить проходивших мимо солдат и офицеров и упрашивать их купить нужные мне знаки различия. Многие отказывались, но некоторые все же соглашались, и коллекция медленно, но верно увеличивалась.

С тех пор прошло больше 20 лет, я не только нарастил свою коллекцию до 50 тыс экземпляров, но и набрался опыта и расширил исторические рамки коллекции на более ранние периоды -гражданская война, 20-30-ые годы, Великая Отечественная война - и вплоть до сегодняшнего дня. Я сознательно не «увожу» свою коллекцию в глубь веков - дальше 1918 года, потому что очень мало коллекционного материала. Времена были неспокойными: многие люди, носившие знаки различия царских времен, либо эмигрировали, либо были репрессированы при советской власти. Выжившие помышляли о чем угодно, только не о том, чтобы хранить у себя в домах царские погоны - обнаружение их было равносильно смертному приговору. Поэтому экземпляров, датируемых досоветским периодом, осталось очень мало, цены на них чрезвычайно высоки, и очень велико число подделок. В таких условиях собрать хорошую, представительную коллекцию практически нереально.

Признаюсь честно: собирать знаки различия и военную форму времен гражданской войны и 20-30-ых годов практически так же сложно, как коллекционировать аналогичные предметы дореволюционного периода нашей истории. Главная причина - изменение формы  в годы Великой Отечественной войны. Старую довоенную форму в экстремальных условиях военных действий просто перешивали, никто ее не хранил, также как не хранили и знаки различия. Склады же со старой формой находились в большинстве своем недалеко от западных границ СССР, поэтому они были уничтожены в первые дни войны. Немногочисленные сохранившиеся экземпляры довоенной формы «всплывают» время от времени в западных коллекциях.

Мне часто задают вопрос: коль скоро я интересуюсь историей военной формы, то, наверное, интересуюсь и военной историей? Не могу сказать «да»: конечно, определенные знания по этой теме необходимы, но военная история - это преимущественно история сражений. Меня же интересуют форма и знаки различия, которые использовались не только в военные, но и в мирные времена - более того, форма и знаки различия мирного времени априори лучше проработаны, они самые красивые и самые интересные. И в то же время - наименее узнаваемые, потому что про мирные времена обычно не снимаются фильмы с участием военных. А если люди в форме и появляются в кинолентах, то на их обмундирование не обращают внимания.

Главная опасность, которая подстерегает любого коллекционера, когда он собирает редкие предметы, - конечно, подделки. С ними мне приходится сталкиваться постоянно, спасает только одно: чем дольше собираешь коллекцию, тем больше твой опыт в обнаружении подделок. Смотришь на экземпляры своей коллекции, на коллекции других людей - и начинаешь понимать, по каким признакам можно отличить подлинник от искусно сделанного фальсификата. Например, мундиры нашего генералитета 40-50-ых годов были украшены золотым шитьем. Можно подделать крой, подобрать такие же материалы, но практически невозможно подделать золотое шитье. Во-первых, потому что оно делалось вручную, это было очень сложной работой, которую вряд ли сейчас может организовать тот, кто стремится произвести подделку. Во-вторых, шитье пришивалось к мундирам хлопчатобумажными нитками: за годы ношения формы нитки впитывали влагу и «садились». В результате шитье плотно сжималось и становилось похожим на металлический штамп. Если сейчас найти мастера, который вышьет точно так же, все равно подделка будет очевидной: шитье окажется более «рыхлым» и мягким.

Если говорить об экспонатах, которые достались мне сложнее всего и которыми я, наверное, при прочих равных больше всего дорожу, то это, прежде всего, знаки различия министров. Несколько лет назад у меня возникла идея собрать такой раздел коллекции, и я стал обращаться к руководителям различных министерств и ведомств с просьбой подарить погоны. Не скрою, в ряде случаев реакция была, мягко говоря, настороженной. Но 13 министров откликнулись сразу. Сейчас этот раздел коллекции насчитывает порядка го экземпляров, и моя мечта - расширить перечень экспонатов и организовать выставку, посвященную столетию высочайшего повеления Николая II о предоставлении права ношения погон министрам. Это была бы не только красочная, но и очень познавательная выставка: мало кто знает, что многие руководители министерств и ведомств имеют право носить погоны, что для каждого министерства и ведомства разработан свой дизайн знаков различия.

Еще одна коллекционная подборка, о которой хотелось бы рассказать. Как известно, до 1943 года в Красной армии не использовались такие знаки различия, как погоны. Они были возвращены в разгар войны и вызвали неоднозначную реакцию со стороны военных. В моей коллекции хранятся планшеты с образцами погон, которые в 1942 году были изготовлены и представлены на рассмотрение председателю Государственного комитета обороны Иосифу Сталину. Конечно, эти экземпляры тоже относятся к числу тех, которыми я горжусь. 

Поделиться:
 

Возврат к списку