Аналитика и комментарии

03 февраля 2007

Купить нельзя спонсировать

Непрофильные активы для многих банков и финансовых групп часто являются обузой, однако активы активам рознь. За последние годы одним из наиболее привлекательных направлений для вложения денег стали средства массовой информации, причем как электронные, так и печатные. За последние два года на динамично развивающийся рынок масс-медиа активно приходят новые владельцы.

 Дмитрий Медведев считает, что рынок масс-медиа весьма прибылен

ПРЕСТИЖ СМЕНИЛА ПРИБЫЛЬ

Этому есть вполне утилитарное объяснение - в отличие от начала 90-х, когда банкиры и финансисты обзаводились собственной телекомпаний, радиостанцией или газетой лишь для того, чтобы выглядеть престижно и «круто», сейчас многие СМИ приносят прибыль. И довольно немаленькую. Так, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объем рекламы в отечественных СМИ за I квартал 2006 года составил порядка $1,2 млрд., что на 23% больше, чем за аналогичный период 2005 года. Оборот телевизионной рекламы составил в 2005 году $2,3 млрд. (против $1,7 млрд. в 2004 году). А общий совокупный оборот рекламы во всех видах СМИ за 2005 год превысил $5 млрд.

К 2010 году специалисты АКАР прогнозируют удвоение объема рынка рекламы. Наибольший прирост рекламных доходов предполагается на телевидении и в Интернете, доля которых с 46,8% и 1% по итогам 2005 года должна увеличиться до 56,8% и 4,9% соответственно. Рыночные же доли газет, радио и наружной рекламы значительно уменьшатся.

По оценке первого вице-премьера России Дмитрия Медведева, российский медиа-рынок относится к числу наиболее динамично развивающихся в нашей стране и к 2008 году должен достигнуть совокупного объема около $8 млрд. В свою очередь, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский прогнозирует, что объем российского медийного рынка к 2014 году может составить $15 млрд.

АКТИВНЫЕ ИГРОКИ

Еще год назад одним из наиболее влиятельных игроков на рынке масс-медиа эксперты называли Еврофинанс Моснарбанк, управлявший медийными активами «Газпрома». Теперь эти активы переходят под контроль Газпромбанка, который раньше имел к телевидению опосредованное отношение, выдавая кредиты на производство сериалов. Группа «Еврофинанс» продала 23,5% акций «НТВ-Плюс» дочерней структуре Газпромбанка под названием «Элион», к которым она присовокупила акции НТВ и «ТНТ Телесеть».

Все мало-мальски крупные медиа-активы окончательно поделены

Надо отметить, что АБ «Газпромбанк» - крупнейший акционер холдинга «Газпром-Медиа» - один из самых активных на сегодня игроков на поле масс-медиа, чья экспансия становится уже привычной. В 2005 году холдинг «Проф-Медиа» продал «Газпром-Медиа» контрольный пакет акций старейшей российской газеты «Известия» (50,17%), причем сумма сделки по разным оценкам составила от $10 до $20 млн.

Формальным покупателем влиятельной газеты стал банк «Еврофинанс», являющийся партнером «Газпром-Медиа» почти во всех сделках на рынке СМИ. В планах «Еврофинанса» даже было создание совместно с медийной «дочкой» газового концерна издательского холдинга, куда должна была войти и газета «Известия». Крест на этих амбициозных планах поставила сделка между «Газпромом» и Газпромбанком. В августе 2005 года руководство «Газпрома», неоднократно заявлявшее о необходимости избавиться от непрофильных активов, перешло от слов к делу. Концерн и банк подписали соглашение, по которому к банку перешел контроль над 95,13% акций ОАО «Газпром-Медиа» (входят телеканалы НТВ, ТНТ, спутниковое телевидение «НТВПлюс», радиостанции «Эхо Москвы», «Первое популярное радио» («Попса»), «Next», «Cити-FM» и «Relax-FM», издательство «Семь дней», газеты «Известия», «Трибуна» и др., кинотеатры «Октябрь», «Кристалл Палас», а также рекламная компания «НТВ-Медиа»).

Другим игроком, громко заявившим о себе в начале 2007 года, стала группа ЕСН, в интересах которой представители «Газпром-медиа» провели переговоры с «Проф-Медиа» (принадлежащей Владимиру Потанину и гендиректору ГМК «Норильский никель» Михаилу Прохорову) о покупке 60-процентного пакета акций издательского дома «Комсомольская правда». Рыночные аналитики оценивают стоимость покупки контрольного пакета акций ИД «Комсомольская правда», который издает помимо «КП», выходящей ежемесячно 30-миллионным тиражом, «Советский спорт» и «Экспресс-газету», как минимум в $200 млн. Ее оборот за 2006 год составил, по собственным данным, $130 млн.

КСТАТИ...

Стоимость Издательского дома «Комсомольская правда» за несколько лет может вырасти до 1 млрд. долларов.

Для группы ЕСН (с которой «Газпром» сотрудничает в области энергетики), специализирующейся на инвестициях в энергетику, антикризисном и стратегическом управлении, это не первый случай покупки непрофильных активов. В 2006 году она приобрела ИД «РЖД-Партнер», владеющий одноименным журналом, Интернет-порталом, рекламным агентством «Рекламотив» и журналом «Саквояж-СВ», которые были объединены в холдинг «Медиа Партнер». «Приобретение «КП» - новый этап в развитии «Медиа Партнера», оно значительно повысит его капитализацию», - говорится в заявлении ЕСН.

Эксперты считают, что ИД «Комсомольская правда» стоит значительно дороже. Например, совладелец ИД «Популярная пресса» Вадим Горяинов полагает, что при сохранении существующего менеджмента стоимость издательского дома за несколько лет может вырасти до $1 млрд.

ДЕНЬГИ - ЭКРАН - ДЕНЬГИ

Для рынка эта сделка означает, что все мало-мальски крупные медиа-активы окончательно поделены. В пользу того, что это рано или поздно случится, говорил хотя бы тот факт, что в июле 2005 года возглавлявший «Газпром-Медиа» Николай Сенкевич был назначен на пост вице-президента Газпромбанка. Предполагалось, что банк в конечном счете совсем избавится от непрофильных активов, стоимость которых оценивалась в $100 млн., распродав их по частям. В числе главного претендента на покупку основной доли называли Еврофинанс Моснарбанк, которому принадлежат 30% акций телеканала НТВ. А вот радио-активы холдинга интересовали в первую очередь «Русскую медиагруппу», предлагавшую за пять станций «Газпром-Медиа» $180 млн.

В свою очередь, совладельцы «Норникеля» приобрели осенью 2006 года к уже имеющейся в их собственности телекомпании «2x2» (сумма покупки которого составила около $30 млн.), два дециметровых канала: ТВ-3 - за $550 млн. (23 собственные телестанции, вещающие более чем в 250 городах России с общим населением более 65 млн. человек) и Rambler TV - за $23 млн. Как заявил генеральный директор «Проф-Медиа» Рафаэль Акопов, покупка ТВ-3 - это «очередной шаг в сторону диверсификации бизнеса и усиления позиций на перспективном телевизионном рынке».

Давно проявляет интерес к телевидению и АльфаБанк, имеющий в портфеле 26,1% акций СТС Media Inc., который владеет телеканалами СТС и «Домашний». После размещения на американской бирже NASDAQ акций компании «СТС Медиа» общая стоимость компании превысила $3,5 млрд. Что же касается дециметрового канала СТС, то он является лидером развлекательного телевидения, чьи программы по рейтингам успешно соперничают с двумя «китами»: Первым каналом и «Россией».

Учитывая то, что рынок телерекламы растет на 30% в год, пакет банка со временем будет только дорожать. Правда, руководство «Альфа-Групп» придерживается политики разделения активов, поэтому в сентябре 2006 года банк объявил о том, что пакет акций будет передан на баланс других структур группы.

КСТАТИ...

 Газпромбанк, крупнейший акционер холдинга «Газпром-Медиа», сегодня один из самых активных игроков на поле масс-медиа

ЧИСТЫЙ БИЗНЕС

Покупкой года, безусловно, стало приобретение в августе 2006 года издательского дома «Коммерсантъ» (объем его продаж составил в 2005 году $64 млн.) Алишером Усмановым, главой холдинга «Металлоинвест» и генерального директора «Газпроминвестхолдинга», принадлежащего ОАО «Газпром». Покупка ИД и ведущей деловой российской газеты обошлись Усманову в сумму около $300 млн.

Некоторые участники рынка отмечают, что Алишер Усманов получил хорошую возможность диверсифицировать свой бизнес. «Он приобрел один из крупнейших издательских домов - четвертый или пятый по обороту, который к тому же отличается достаточной прозрачностью для этого рынка, - отметил генеральный директор «Проф-Медиа» Рафаэль Акопов. - И если Усманов сумеет развить этот бизнес, то, как инвестор, не прогадает - на фоне растущего медиа-рынка эта инвестиция выглядит логичной».

Усманов не собирается останавливаться и уже заявил о планах по созданию целой медиа-империи, поскольку, по его словам, «газета сама по себе существовать в сегодняшнем медийном бизнесе не может. Обязательно должна быть совокупность мультимедийных ресурсов, объединенных в единую структуру - портал веб-сайтов, на которые будет нанизываться разная форма информации, телевидение, радио, как Bloomberg».

Вскоре после покупки «Коммерсанта» им был приобретен 50-процентный пакет акций спортивного дециметрового канала 7ТВ, сигнал которого транслируется в 594 населенных пунктах и охватывает 46,5 млн. зрителей. По оценкам экспертов, сумма сделки составила около $25 млн.

По некоторым данным, он ведет переговоры о покупке независимой радиостанции «Мегаполис FM», которую участники рынка оценивают в $8-9 млн., а сами владельцы в $10,5 млн.

«НЕЗАВИСИМАЯ», ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

За этими рокировками едва не остались незамеченными еще целый ряд сделок. Так, в августе 2005 году Борис Березовский продал «Независимую газету» Константину Ремчукову. Занимающий пост помощника главы Министерства экономического развития и торговли и не имеющий права как госслужащий заниматься коммерческой деятельностью, Ремчуков сразу же подарил 100% акций издания, оцененных в 10 млн. долларов, своей жене Елене. По мнению экспертов, за финансовую составляющую сделки отвечал Олег Дерипаска, у кого Ремчуков долгое время работал в «Базэле». Став фактическим хозяином «Независимой газеты», Ремчуков заявил, что издание хотя и не будет менять свою демократическую информационную политику, однако начнет прирастать различными тематическими приложениями, которые помогут сделать газету прибыльной и, возможно, в конечном счете станут приоритетным направлением бизнеса.

Неожиданным стало и расширение Издательского дома Родионова. Для начала 50-процентную долю акций в нем приобрел глава Уральской горно-металлургической компании и «Кузбассразрезугля» Искандер Махмудов. Почти сразу после этого он же профинансировал покупку журнала «Крестьянка» и делового еженедельника «Компания». Одновременно с заключением этих сделок, ИДР запустил российскую версию еженедельника Business Week.

СТРАСТИ ПО РЕН ТВ

В 2005 году одной из крупных сделок на рынке масс-медиа стало приобретение дециметрового канала Рен ТВ (объединяет 406 независимых вещательных компании в России и в странах СНГ, потенциальная аудитория канала составляет 113,5 млн. зрителей) тремя крупными покупателями. «Северсталь» и «Сургутнефтегаз» получили по 35% акций, 30% достались немецкому концерну RTL Group.

акцент 

Газета сама по себе существовать в сегодняшнем медийном бизнесе не может. Обязательно должна быть совокупность мультимедийных ресурсов, объединенных в единую структуру

Стоит отметить, что с декабря 2006 года крупнейшим акционером ООО «Медиа-Холдинг Рен ТВ» (в эту структуру входят одноименные телеканал и телекомпания) является компания ИК «Аброс» - дочерняя структура санкт-петербургского банка «Россия», председателем совета директоров которого является близкий друг Владимира Путина Юрий Ковальчук, - которая приобрела контрольный пакет в 56% акций.

Два других крупных акционера - «Северсталь» и «Сургутнефтегаз», которым принадлежало по 35% акций, сократили свои доли в «Рен ТВ» до 7% (суммарно до 14%).

ИК «Аброс» также входит в состав акционеров телерадиокомпании «Петербург» и владеет ее самым крупным пакетом - более 38% акций. Еще 18% акций ТРК «Петербург» принадлежат «Северстали», которая владеет и 7% акций банка «Россия». Исходя из рыночной стоимости Рен ТВ, которую эксперты оценивают в $700-800 млн., цена пакета ИК «Аброс» может составить $400-450 млн.

ДОЛЛАРЫ ПРИХОДЯТ ИЗ СЕТИ

Не только телевидение представляет собой потенциальные экономические возможности. Еще одним динамично развивающимся сегментом медиа-рынка являются Интернет-ресурсы.

В России в 2006 году количество пользователей Интернета составило около 25 млн. человек, и, по оценкам Министерства информации и связи, их рост к 2010 году достигнет 300%, или 43 млн. человек. То есть во Всемирной паутине будет фактически все активное население страны.

Как отмечает главный редактор крупнейшей Интернеткомпании «Яндекс» Елена Колмановская, «Интернет давно является высокодоходным видом бизнеса, который к тому же растет огромными темпами. Конечно, объекты с таким показателем привлекательны для инвесторов. Поэтому в ближайшую пару лет мы ожидаем роста инвестиций и в уже существующие проекты, и в новые, и в нишевые сервисы, и в крупные площадки».

И здесь имеются интересные изменения. Популярное Интернет-издание «Газета.Ru» было куплено в декабре 2006 года - в рамках приобретения ИД «Секрета фирмы» - все тем же Усмановым. Участники рынка, знакомые с ситуацией, утверждают, что покупка обошлась ему в сумму около $30 млн.

 Алишер Усманов активно делает бизнес на непрофильных активах

А в октябре 2006 года тот же холдинг «Проф-Медиа» приобрел около 48,8% акций крупнейшей Интернеткомпании Rambler Media и заключил соглашение на покупку дополнительных 6% после одобрения сделки у российских контролирующих органов. Сумма сделки не разглашалась, но исходя из цены одной акции Rambler Media ($31,25) 54,8% акций Rambler Media на рынке стоили бы $258,5 млн.

Генеральный директор Rambler Media Group Ирина Гофман оценивает сделку положительно, поскольку, по ее словам, «Проф-Медиа» «стратегический инвестор с другими медийными активами и со знанием российского медийного рынка», от которого можно ожидать успешного развития бизнеса.

То, как собственник распорядится принадлежащими ему непрофильными активами, зависит во многом от того, видит ли он в них всего лишь обузу для себя или средство для получения прибыли. Практика последних лет показывает, что все больше финансистов начинают придерживаться второго варианта.

Компания «КИТ Финанс» cоздала первый отраслевой закрытый паевой фонд, который будет инвестировать в ценные бумаги и уставной капитал российских СМИ. Планируемый объем фонда «КИТ - Российские массмедиа» составит 600 млн. рублей

Сергей Варшавчик
Поделиться:
 

Возврат к списку