Аналитика и комментарии

27 июля 2006

Деньги – Дым – Деньги Чтобы производить сигары, нужна страсть, а не плантация

Маркетологи табачного рынка и экономисты каждому, кто предполагает заняться производством сигар, рекомендуют отказаться от идеи полного производственного цикла: плантация - мануфактура - прилавок. Покупать плантацию и самостоятельно выращивать табак - для новичка дело крайне хлопотное. Предпочтительнее позиция негоцианта, закупающего качественное сырье у табачных плантаторов. При выборе поставщика следует учесть, что в Западной Европе наблюдается отчетливая тенденция падения популярности кубинских сигар. По прогнозам маркетологов, в ближайшие годы спрос на доминиканские, никарагуанские и гондурасские марки заметно увеличится. То есть табак предпочтительно покупать за пределами Кубы, тем более что табаком монопольно владеет госкомпания Habanos S.A.

Среди «некубинских» производителей табака лидирует Доминиканская Республика. В 1962 г., когда США ввели эмбарго на кубинские сигары, здесь в развитие сигарного бизнеса было инвестировано порядка $100 млн. И законодательная база благоволит производителям - предприятие полностью освобождается от налогов, если продукция не предназначена для внутреннего рынка. Неудивительно, что эта страна занимает первое место в мире по производству и экспорту сигар (в минувшем году объем экспорта превысил 100 млн. штук).

ЦЕНА ВОПРОСА

Аналитическая компания Consolidated Cigar Corporation прогнозирует новичку - при первоначальном вложении не менее $ 550 тыс. - в первые годы появления на рынке от 0,3 до 1% от общего объема мирового рынка. Помимо удовлетворенных амбиций, это вполне ощутимый доход. Ежегодно в мире продается около 400 млн. сигар: половина «выкуривается» в США («сигарный» оборот $3,2 млрд. - данные на 2005 г.), второе место у Испании. Россия отстает с большим отрывом. В 2005 г. здесь было продано чуть больше 30 млн. сигар. Однако аналитики констатируют: в ближайшие годы в России продажи сигар, как и ряда других предметов роскоши, возрастут на 15-20%.

На мировом рынке цены на доминиканские сигары от $10 до $20 за штуку. Именно здесь многие именитые производители закупают табак (сорта Piloto Cubano, Olor Dominicano, San Vincente) для начинки своих сигар.

Для покупки покровного листа можно смело отправляться в Гондурас, который в 1996 г. вышел на второе место по производству и экспорту сигар totalmente a mano (полностью скрученных вручную) после Доминиканской Республики. В 1970-е гг. Зино Давидофф стал производить здесь сигары для американского рынка, спровоцировав общественный интерес. Правительство пересмотрело законодательное вето, разрешив использовать в производстве местных сигар импортное сырье, и сделало производство табака едва ли не приоритетным направлением в развитии национальной экономики. Словом, для производителей сигар здесь создан режим наибольшего благоприятствования. Кроме Гондураса, покровный лист можно закупать в Камеруне, Индонезии, Эквадоре, Бразилии. Но лучшие «покровные» табаки (сорта Connecticut Shade и Connecticut Broadleaf) поставляет США, штат Коннектика» одной сигары в зависимости от размера оценивается в 50-90 центов.

В ближайшие годы в России продажи сигар, как и ряда других предметов роскоши, возрастут на 15-20%

Не обойтись и без специалистов. Потребуется maestro de mezcla, мастер купажа. Специалисты с именем, понятно, заняты на крупных мануфактурах, но не отказываются работать по контракту (от $2 тыс. в месяц).

Не обйтись и без торседорас - крутильщиков сигар ( $ 1 0 0 0 - 1 5 0 0 в месяц). Но на любой фабрике можно найти профессионалов, готовых работать сверхурочно, не отходя от стола - ведь на одной и той же фабрике «крутят» самые различные марки сигар. Многие производители пользовались и пользуются услугами «наемников».

Число же привлекаемых торседорас определяется тем, сколько сигар предполагается скручивать. За пять минут один крутильщик делает одну сигару, за рабочую смену - около 120.

TOП-5

Мировые производители - экспортеры

  • Доминиканская Республика: производит более 500 марок сигар (из них 10 - машинной скрутки).

  • Гондурас: выпускает и экспортирует более 300 марок сигар.

  • Никарагуа: производит около 200 марок сигар на экспорт. Никарагуа входит в число основных мировых экспортеров сигар ручной скрутки.

  • Мексика: экспортирует не менее 50 марок сигар ручной скруткию

  • Куба: производит 35 марок сигар, из которых 28 - ручной скрутки. 14 марок имеют «близнецов» машинной скрутки.

    Также сигары производят и экспортируют США, Филиппины, Ямайка, Мьянма (Бирма), Камерун. Среди европейских стран табак для сигар выращивают только Испания, Италия и Франция. Испания и Англия производят сигары ручной скрутки.

Формула успеха

Результаты маркетинговых исследований, проведенных в прошлом году в США, свидетельствуют: едва ли не самые популярные в стране - сигары в индивидуальной упаковке (в тубе или целлофане). Востребованы также недорогие сигары с рубленой начинкой (short filler cigars), которые котируются среди тех, кто только приобщается к сигарной культуре. А т. к. число таковых постоянно растет, сигары среднеценового сегмента расцениваются как «коммерчески перспективные». Однако «гарантированно прибыльными» остаются сигары класса premium, т. е. полностью скрученные вручную. В России средняя стоимость сигары машинной скрутки - $3, а скрученной вручную $10-20.

Класс сигар подразумевает и соответствующую упаковку (целлофан, алюминиевые, стеклянные или сделанные из кедра тубы, коробки (Flat-top, Cabinet Selection или '8-9-8'). Часто упаковка становится причиной первоначального успеха. Мексиканская компания Santa Clara «раскрутилась» не за счет качества продукции, а поместив в каждую коробку гигрометр, показывающий процент влажности.

Дегустационные характеристики занимают лишь третье место в шкале «маркетинговой значимости». Но каждый производитель знает: даже соблазнившись привлекательной упаковкой, оценивать будут всетаки вкус и аромат.

И еще одно обязательное в сегменте premum правило - сервис: персональное обслуживание (закрытые сигарные клубы, аренда хранилищ - хьюмидоров, присутствие на аукционах от имени клиента и т. д. Эти условия маркетологи табачного рынка называют обязательными составляющими «формулы успеха».

Дело или потеха?

Можно ли производство сигар сделать альтернативным бизнесом? Практически все эксперты отвечают отрицательно. Впрочем, есть немало примеров того, как люди пытались косвенно заниматься этим «вкусным» бизнесом и что из этого получилось. Хуан Клементе сделал свое состояние на торговле часами и драгоценностями. Но в конце 1970-х решил создать собственную марку сигар. В 1981 г. он запустил линию сигар Juan Clemente. Однако отсутствие стандарта качества стало причиной провала марки. Клементе поклялся никогда не заниматься этим бизнесом, если не сможет стать хозяином всей производственной цепочки. Он арендовал склад, нанял пятерых торседорас, одного мастера смесей и трех разнорабочих. Сейчас число служащих на его предприятии перевалило за сотню. Ежегодно фабрика производит почти миллион сигар, которые, кстати, пользуются большой популярностью. Сам Клементе признавался в интервью бюллетеню WTE&C: «:производить сигары, а параллельно заниматься чем-то еще, увы, невозможно».

КСТАТИ... 

Сегодня сигары Bossner выпускаются на пяти фабриках Доминиканской Республики и Никарагуа. В ближайших планах бывшего соотечественника - создание собственной сигарной фабрики.

Того же мнения придерживается экс-россиянин, а ныне гражданин Германии Константин Босснер (Лоскутников). В 2000 г. он представил шесть форматов сигары Bossner, которые сейчас успешно конкурируют с известными брендами. От первоначального желания заняться сигарами «между делом» он вынужден был отказаться, после того как в поисках производственной базы и табачных поставщиков исколесил полмира, побывал на десятках фабрик, встретился с ведущими производителями. «Сигарам либо надо посвятить себя полностью, либо заняться чем-то другим», - не сомневается Босснер.

Егор Апполонов
Поделиться:
 

Возврат к списку