Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Сам себе Гознак!

Красота на купюрах

В 1961 г. Советский Союз не только удивил весь мир полетом Юрия Гагарина в космос, но и провел очередную денежную реформу, а точнее - деноминацию. Советский рубль «потяжелел» в десять раз и даже стал стоить дороже заокеанского доллара. В обращение были выпущены новые банкноты, которые, наверное, читатели еще хорошо помнят - желтый рубль, зеленая трешница, синяя пятерка с видами Кремля. Купюры от десяти рублей до ста украшал один и тот же чеканный барельеф - профиль Ильича. Над дизайном этой серии денег работал Иван Иванович Дубасов - легендарный художник Гознака, «отец» практически всех денежных знаков Советской России и СССР, многих орденов, медалей, документов и даже Государственного Герба Советского Союза.

Купюры 1961 г. по-своему красивы. Небольшого размера, неброских, но запоминающихся тонов, с лаконичным рисунком. И защищены по тем временам были хорошо. Водяные знаки (темные и светлые повторяющиеся звездочки), проработанная, точная гравировка рисунков, многотоновые переходы цвета («орловская печать») и даже микротекст на лентах герба. Если учесть, что тогда не было ни ксероксов, ни сканеров, ни персональных компьютеров, и даже обычные пишущие машинки ставились на учет, то следует признать - защита советских денег была на высоком техническом уровне. Самым же защищенным дензнаком той серии по совокупности признаков эксперты считают сиреневую 25-рублевку.

Талантливый шофер

Виктора Баранова с молодости считали мастером на все руки. Что-нибудь нужно наладить, сконструировать - сразу к нему! Очень ценное качество, особенно если работаешь на автобазе Ставропольского крайкома партии. Виктор Иванович был водителем - возил разных ответственных лиц. И постоянно в свободное время что-то мастерил и изобретал. Он, наверное, и сам в какой-то момент подумал, что может сделать все! Как-то раз он долго крутил в руках новенькую 25-рублевку и, наверное, думал: как же все точно и красиво сделано! Много людей в Москве потрудились, чтобы сделать купюры такими запоминающимися и неповторимыми. Неповторимыми: Совсем? Но неужели золотые руки Баранова не смогут воспроизвести все эти виньетки, надписи, портрет? Неужели он не в состоянии в один прекрасный момент прийти к приятелям-шоферам, протянуть им четвертной и небрежно попросить «найти десять отличий»? Как он сам потом говорил, им двигало желание бросить вызов Госбанку, доказать, что «наш не хуже». Многие исследователи «Дела Баранова» считают, что это была жажда наживы, легкого обогащения и все. Но настолько ли легкое это было обогащение? Виктор Иванович потратил почти 12 лет на окончательную доводку своей продукции «до кондиции». Ему «повезло», что в те годы не было принято обновлять защиту и дизайн денежных купюр каждые 7-8 лет, как нынче рекомендует Интерпол. В СССР вообще очень консервативно относились к внешнему виду денег. Во-первых, бытовало мнение, что неизменный внешний вид повышает доверие населения к деньгам, а во-вторых, при жестком государственном контроле над типографиями, множительной техникой и вообще над населением можно было не опасаться серьезных подделок. С одной стороны, это мнение совершенно справедливо, а с другой - в один прекрасный момент «самоуспокоившийся» Гознак понял, что на многие годы отстал от зарубежных коллег, и в срочном порядке стал закупать: современные швейцарские печатные машины. Но вернемся, впрочем, к нашему Баранову!

Виктор Баранов «за работой». Фото со следственного эксперимента

Как все начиналось

Итак, Ставрополь, конец 1960-х гг. Виктор Баранов в полутемном сарае начинает оборудовать свой собственный «Гознак». Он читает литературу по производству бумаги, гравировальному делу, лакокрасочной промышленности. Много ли этой литературы в Ставропольских библиотеках? Баранов наведывается в Москву, записывается в научный зал Ленинки (и это - шофер с семью классами образования!) и изучает, изучает все, что удается найти.

...Из материалов «Дела Баранова»: «Поначалу я решил проникнуть в тайну печати - как высокой, так и глубокой. Я пошел в краевую библиотеку им. М.Ю. Лермонтова, где был записан, и начал брать для чтения, вернее, для просмотра, различные книги по полиграфии. Но ничего нужного для себя не нашел. Потом мне в руки попала книга «Занимательная гальванотехника». В этой книге было сделано описание светочувствительного раствора. Это было примерно в 1971 г. По роду работы мне приходилось бывать в типографии издательства газеты «Ставропольская правда», там я имел возможность увидать клише высокой печати. Бывая в типографии, я начал собирать там различную бумагу, считая, что она может служить образцами для исследования. Я понимал, что примитивный подход к решению этой проблемы результатов не даст. Поэтому я вскоре выехал в Москву в Библиотеку им. Ленина для изучения полиграфической литературы». Кроме того, он ездит по букинистическим магазинам и скупает все книги, имеющие хоть какое-то отношение к интересующему его вопросу.

Новая «работа» полностью захватывает Баранова. Свободное время он проводит в уже известном нам сарае, где с помощью... стоматологической бормашины пытается выгравировать подходящие печатные формы. Он настолько в своих мыслях, что порой невпопад отвечает на реплики молодого первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС... Михаила Горбачева, которого ему доверили возить! Какая там рыбалка, какие друзья! Каждый свободный час Баранов посвящает «делу». И через много месяцев добивается первых успехов. Фальшивомонетчик довольно быстро осваивает производство специальной бумаги, начинает понимать, как она снабжается водяными знаками, становится полиграфистом, художником, фотографом, химиком в одном лице... Не зная этапов и особенностей оригинального бумажного производства Гознака, Баранов создает свою собственную технологию, причем готовая «барановская» бумага по прочности даже превосходит прототип! Он даже уверял, что ему пришлось специально ухудшить качество, чтобы подделка не бросалась в глаза. Далее Виктор Иванович конструирует установку для нанесения водяных знаков, а также собственно печатный станок.

Говорят, гильоширный узор на банкнотах (рисунок, состоящий из повторяющихся пересекающихся линий) повторить невозможно. Но Виктор Баранов мастерски, поразительно точно копирует все эти узоры. Чтобы добиться получения красок, по свойствам аналогичным гознаковским, он в своем «сарае-НИИ» разрабатывает и изготавливает специальную шаровую мельницу для тонкого размола красителей! А редкие химикаты удается достать неподалеку - на трансформаторном заводе.

Машина заработала!

И вот - решающий момент: «с конвейера» сходят первые зеленые 50-рублевки. Они еще далеки от совершенства, можно сказать - это проба пера, но Баранову удается без проблем сбыть всю партию. Он не обольщается на этот счет - любое отделение банка подделку, конечно, выловит. К 1974 г. он дорабатывает технологию и приступает к «эмиссии» самого защищенного советского дензнака - 25 рублей...

Эта купюра, хоть и меньшего достоинства, была более трудной задачей для нашего «Кулибина». Совершенно очевидно, что речь шла не только и не столько о наживе, сколько об определенном творческом азарте. Иначе зачем, отладив производство 50-рублевок, переключаться на сложные «четвертные», которые по номиналу вдвое дешевле? И Виктор Иванович превзошел сам себя - по словам одного из экспертов Гознака, «изготовленные Барановым поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы».

...Милиция в недоумении: столь массированного выброса на рынок фальшивых денег в стране не наблюдалось уже очень давно. В период с 1974 по 1977 г. в таких городах, как Москва, Киев, Кишинев, Рига, Вильнюс, Ереван, Ташкент, при вскрытии инкассаторских сумок в банках выявляется 46 фальшивых купюр 50-рублевого достоинства и 415 поддельных «четвертных». Эксперты Гознака и Госбанка единодушны - все найденные фальшивки сошли с одного станка. Купюры содержали один и тот же небольшой полиграфический дефект, распознать который мог только очень наметанный глаз. Перед сотрудниками МВД ставится простая и понятная задача: «Банда фальшивомонетчиков должны быть обезврежена!» Никому даже в голову не могло прийти, что все это - творчество одного-единственного человека.

А много ли он сам поимел от своей затеи? Известно, что Баранов смог расплатиться с долгами, приобрел машину, покупал жене ювелирные украшения... Впрочем, «подпольным миллионером Корейко» он все же не стал, да и не стремился к этому.

Самодельный печатный станок из «сарайной лаборатории»

Следствие ведут знатоки

В 1970-е гг. в отличие от наших дней сотрудники милиции работали достаточно быстро и эффективно. Плюс высшее руководство МВД проявляло к делу повышенное внимание, и круг поисков «банды» постоянно сужался. И вот на территории Ставропольского края с 14 февраля по 12 апреля 1977 г. обнаруживают аж 86 фальшивых 25рублевых денежных знаков все с тем же дефектом печати, и оперативникам становится ясно, что преступники уже гдето рядом. Оперативники делают последний рывок, и 12 апреля 1977 г. на колхозном рынке города Черкесска при сбыте очередной партии фальшивых денег был задержан житель Ставрополя Виктор Иванович Баранов, ранее работавший водителем автобазы крайкома КПСС и по совместительству - завхозом машиносчетной станции краевого потребсоюза, женатый. При личном обыске у Баранова изымают 77 фальшивых банкнот...

Один из первых вопросов следователей - кто сообщники, насколько велика группа. Баранов говорит чистую правду: все делал я один! Эксперты не верят: в одиночку воспроизвести технологический цикл, и где в «сарайной лаборатории»? Ставится следственный эксперимент: на глазах у изумленных зрителей в погонах Виктор Иванович настраивает свой станок, делает какие-то манипуляции и производит несколько оттисков лицевой и оборотной сторон «четвертного». Остается поставить серийные номера (самодельный нумератор здесь же, в сарае) - и готово!

В Центральном музее МВД Виктор Баранов удостоился персональной экспозиции

«Кулибин » прославился

Чистосердечное признание Виктора Баранова позволяет следственному отделу УВД Карачаево-Черкесской автономной области Ставропольского края присоединить к Делу №193 еще 100 (сто!) уголовных дел, заведенных по фактам обнаружения в разных городах аналогичных купюр...

Во время обыска у Виктора Ивановича находят одну поддельную купюру в 50 рублей, более трехсот купюр по 25 рублей и около девятисот их заготовок. Помимо этого у него изымают клише, самодельные печатные станки, набор приспособлений для изготовления денежной бумаги, оборудование для нанесения водяных знаков, целую библиотеку литературы по полиграфии и электротехнике, производству форм глубокой печати, изготовлению клише, по современной цинкографии, репродукции - то, что с таким достойным лучшего применения трудом было собрано с первых лет его «увлечения».

Следователи приобщают к вещественным доказательствам еще одну примечательную вещь - блокнот, служивший Баранову своеобразным каталогом имевшихся у него веществ и материалов, и еще пять тетрадей, в которых он вел своего рода дневники - он тщательно фиксировал все промежуточные результаты своих многолетних «научных» изысканий. По некоторым данным, в тюрьме и на суде Баранов предлагал сотрудничество Гознаку, обещая рассказать о слабых местах в защите банкнот и дать рекомендации по их устранению - в обмен на свободу. Но советское правосудие на сделку не пошло.

Итак, подсудимому В.И. Баранову было вменено в вину изготовление около 1300 единиц фальшивых денежных знаков, из которых он успел сбыть, кроме упоминавшейся партии 50-рублевых, банкнот 851 «четвертную» банкноту. В одном из своих интервью (уже после освобождения) Виктор Иванович особо подчеркнул: «К своей славе в узких кругах я шел двенадцать лет». По иронии судьбы, именно к 12 годам лишения свободы подсудимого Баранова приговорил Ставропольский краевой суд на своем заседании 10 марта 1978 г.

Отсидев весь срок полностью, «от звонка до звонка», Виктор Иванович, выйдя на свободу, не оставил своего увлечения химией - говорят, он занимается «мирным» бизнесом по разработке новых типов лаков и красок. А в Цетральном музее МВД в Москве Виктор Иванович удостоился персональной экспозиции, где представлены образцы придуманного им оборудования, все эти печатные формы, станок, заготовки фальшивых банкнот, полуфабрикаты и... готовая продукция.

Благодарим за помощь в подготовке материала Центральный музей МВД и лично подполковника милиции А.Г. Белодуба.

СОБЫТИЯ И ДАТЫ ИЮЛЯ

1 июля     61 год назад (1944) в Бреттон-Вудсе (США) началась конференция союзных держав, утвердившая планы создания МВФ и Всемирного банка реконструкции и развития. Всемирное значение этой конференции в том, что она заложила послевоенную систему финансово-денежных отношений, работающую с некоторыми изменениями и по сей день.

4 июля     В этот день 84 года назад родился Джерард Дебре (1921), американский экономист, лауреат Нобелевской премии (1983). Получил всемирное признание за исследования в области эконометрии, теории общего экономического равновесия.

7 июля     114 лет назад (1891) компания «Американ Экспресс» запатентовала дорожные чеки.

12 июля     В этот день 5 лет назад (2000) Нью-Йоркский суд приговорил бывшую сотрудницу Bank of New York Светлану Кудрявцеву за соучастие в отмывании «русских» денег через счета банка к двум неделям тюремного заключения.

13 июля     74 года назад (1931) изза банкротства немецкого Данатбанка все финансово-кредитные учреждения Германии остановили свою работу на месяц.

13 июля     4 года назад (2001) Госдума РФ приняла в третьем чтении закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Обязательному контролю подлежат сделки с денежными средствами или иным имуществом на сумму от 600 тыс. руб., операции с денежными средствами в наличной форме, зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами, операции по банковским счетам, иные сделки с движимым имуществом.

23 июля     8 лет назад (1997) произошел один из крупнейших банковских скандалов - в газетах всего мира опубликован список вкладчиков швейцарских банков времен Второй мировой войны. Среди них фигурировало несколько весьма одиозных фигур.

31 июля     В этот день с разницей в 32 года родились два знаменитых американских экономиста, нобелевских лауреата: Милтон Фридман (1912) и Роберт Мертон (1944).

Михаил Селезнев
Поделиться:
 

Возврат к списку