Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Бой за шахматную корону

Как ни парадоксально, главную опасность для шахматного мира представляют его лучшие игроки. Именно они посеяли семена раздора на черно-белом поле. В 1985 г. Гарри Каспаров официально завоевал титул чемпиона мира в рамках турнира FIDE. А в 1993 г. он отказался от споров за шахматную корону - не пожелал играть с англичанином Найджелом Шортом в традиционном формате. «И треснул мир напополам»:

FIDE продолжало проводить свои чемпионаты мира, которые получили название «по версии FIDE». А Каспаров безуспешно пытался создать для проведения состязаний на первенство мира специальную организацию. Чемпионскую же корону шахматист продолжал удерживать, играя матчи с претендентами «вне FIDE». Лишь в 2000 г., если следовать принципу «преемственности», титул чемпиона перешел к Владимиру Крамнику.

Однако и «по версии FIDE» дело с чемпионством за последние 10 лет крайне запуталось. Если признавать только состязания, проходившие по прежним правилам, то чемпион мира - Анатолий Карпов. Если же принимать нововведения FIDE, касающиеся так называемой «нокаут-системы», то шахматная корона принадлежит Рустаму Касымджанову. А наивысший рейтинг FIDE имеет «раскольник» Каспаров поэтому он считается сильнейшим шахматистом мира.

Единственный выход из этой чрезвычайно запутанной ситуации - объединение. Согласно плану, предложенному Кирсаном Илюмжиновым, президентом FIDE и Республики Калмыкия, единственного чемпиона мира должны выявить результаты «объединительных матчей», которые начнутся 14 января 2005 г. в Дубаи.

Рецидив не исключен

Однако, если даже нынешний разлад в шахматном мире благополучно завершится, проблемы остаются. Одна из них - отсутствие стабильной финансовой базы. «По сию пору шахматный мир живет благодаря приятельским отношениям, - отмечает Борис Кутин, президент Европейского шахматного союза. - Ключевая задача сегодняшнего дня - создание устойчиво работающей системы отношений со спонсорами».

Шахматы, несмотря на массовость этого вида спорта, живут в основном за счет частных пожертвований. И этих страстных любителей игры с тугими кошельками не так много. Любой шахматист назовет вам имя голландского миллионера ван Остерома или парижанки мадам Нахед Оже. Как отмечает французский гроссмейстер Жоэль Лотье, «эти меценаты даже и не думают о том, чтобы извлекать прибыль из своих начинаний. Настоящие спонсоры иногда тоже появляются. Вкладывают свои деньги в турниры, смотрят, что из этого получилось, и уходят».

Эта картина характерна и для FIDE. По непроверенной информации, глава шахматной федерации Илюмжинов многие соревнования оплачивает из собственного кармана. По словам Каспарова, за 10 лет президент FIDE потратил на игры около 25 млн. долл. «Однако, - подчеркивает чемпион, - в долгосрочном плане ничего не изменилось. Нет ни спонсоров, ни системы соревнований, ни профессиональной шахматной организации».

Все достается чемпионам

Конечно, шахматисты умудряются зарабатывать. Во многих странах это занятие считается профессией. Но вот высокие доходы игроков отчасти являются мифом. Во всяком случае, за последние 15 лет хорошо заработать на игре мог только тот, кто участвовал в чемпионском цикле: спонсоров интересуют исключительно матчи, где на кону стоит титул.

В результате какие-то деньги концентрируются в лучшем случае вокруг нескольких турниров. В худшем - все средства съедает один - с участием чемпиона мира. Призовой фонд предстоящего чемпионата мира, к примеру, равен 3 млн. долл. Из них более миллиона достанется финалистам. А на крупных турнирах, скажем, в Вейк-ан-Зее или Линаресе, ставки много меньше. Их призовые фонды не превышают суммы в 200 тыс. долл.

Даже в играх чемпионов с компьютером призовой фонд выше. В последнем матче между Гарри Каспаровым и компьютером (2003 г., Нью-Йорк) к выплатам причитался миллион долларов. Причем 500 тыс. Каспаров получал за само участие в турнире. Плюс призовые деньги от 200 до 300 тыс. долл. в зависимости от результата.

В кулуарах шахматного мира поговаривают о существовании неких «подстольных» выплат игрокам от организаторов соревнований. Но эта - «черная» сторона шахмат от посторонних глаз тщательно скрывается.

В целом же чем более доступны турниры для участия в них всех желающих, тем меньше призы. Скажем, за первое место на первом Европейском чемпионате по шахматам в Интернете (2003 г.) организаторы платили всего 2400 долл., а на первом Канарском шахматном фестивале (2004 г.) - 5600 долл.

Первой была «Каисса»

Еще одной серьезной проблемой для шахмат стали вычислительные машины. В 1950 г. Алан Тьюринг написал первую в истории компьютерную программу для игры в шахматы. Подходящих машин тогда попросту не существовало. Идея была реализована лишь в 1958 г., когда Алекс Бернстейн из Массачусетского технологического института не только написал, но и опробовал электронную версию игры. Зато уже в 1974 г. проводился первый чемпионат мира по шахматам среди компьютерных программ. Победу в нем одержала советская разработка «Каисса».

Сегодня подобные соревнования уже никого не изумляют. Ежегодно шахматные программы состязаются за право называться «чемпионом мира». Правда, участников относительно немного. Например, на последнем, 12-м мировом первенстве (июль 2004 г.) их было всего 14. Однако они представляют собой самые передовые достижения в области искусственного интеллекта.

В настоящее время подобные разработки ведут многие университеты и крупные компании вроде IBM, Microsoft, Borland и т. д. Все они заинтересованы в таких чемпионатах: демонстрируя свои достижения, университеты зарабатывают себе имя, что, в свою очередь, способствует повышению спроса на выпускников вузов, помогает получению заказов и грантов на исследования.

Максимальный призовой фонд - у виртуальных шахматных турниров. В последнем матче между Гарри Каспаровым и компьютером (2003 г., Нью-Йорк) он составил миллион долларов. Причем 500 тыс. Каспаров получал за само участие в турнире

Компании же, занимающиеся созданием компьютерных программ, получают возможность проверить качество своих разработок. Соответственно, победитель может рассчитывать на повышение объема продаж софта на рынке.

Наконец, проведение подобных соревнований является эффективным PR-ходом для заинтересованных коммерческих структур. Скажем, последний чемпионат довольно щедро спонсировался гигантами IT-индустрии IBM и Intel. Любителям, представлявшим на состязаниях некоммерческие программы, даже выплачивались «проездные» в размере 500 долл.

Учимся продавать

К сожалению, «золотое время» компьютерных шахмат прошло. Это случилось после того, как в 1999 г. Гарри Каспаров проиграл турнир шахматной программе Deep Blue. До этого легко находились спонсоры на то, чтобы финансировать разработки, у которых была великая цель - победить «биологического» чемпиона мира. Когда же это свершилось, интерес к компьютерным шахматам заметно снизился.

Постоянный организатор шахматных турниров - Всемирная ассоциация компьютерных игр ищет новые возможности для извлечения выгоды. Например, во время последнего чемпионата мира в Израиле буквально в соседнем зале проходила выставка новейших компьютерных игр.

Да и на этом маркетинговая поддержка турниров не исчерпывается. Так, в октябре 2004 г. в испанском городе Бильбао прошел первый в истории командный чемпионат мира по шахматам между компьютерами и людьми. Организаторам турнира удалось сделать из чемпионата праздничное шоу, несмотря на финал со счетом 8,5:3,5 в пользу электронного разума. Правда, в турнире не приняли участие сильнейшие гроссмейстеры мира, такие как Каспаров, Крамник и Морозевич. Но наблюдатели полагают, что это не изменило бы результата встречи: слишком уж серьезные компьютерные монстры играли против людей.

Бизнес для одержимых

Цель турниров с участием компьютеров - представить последние достижения в области программирования, попутно обеспечив промоушн новым шахматным программам. А также показать вычислительные мощности суперкомпьютеров. Во время компьютерных чемпионатов число посещений веб-сайтов, освещающих турнир в режиме онлайн, превышает 100 тыс. в день.

Впрочем, такой рынок сбыта для одной программы очень мал. Особенно если ее невозможно продать дороже 50 евро - примерно таков ценовой потолок у шахматных игр. Например, разработку Shredder 8.0 можно купить по цене от 43 до 51 евро в зависимости от модификации. И это программа, выигравшая пять чемпионатов мира, с 1996 по 2003 гг. включительно.

Круг разработчиков коммерческих шахматных программ достаточно специфичен. Это направление избирают не просто одаренные программисты, но и преданные шахматам люди. Так, создатель Shredder Стефан Майер-Кален в свое время отказался от очень соблазнительного предложения компании ChessBase, предпочтя самостоятельный путь. У этого программиста собственная небольшая фирма в Германии. Автор же программы Ferret, достойного противника Shredder, - личность не менее любопытная. В возрасте 28 лет он сам ушел из Microsoft, посвятив все свое время созданию сильной шахматной программы. На это ему потребовалось пять лет.

Еще одна причина, по которой шахматы интересны участникам рынка IT, связана с перемещением этой игры в Интернет. Как подчеркивает Артем Тарасов, первый официальный советский миллионер, «это один из немногих видов спорта, где можно реально участвовать в соревнованиях, используя Интернет».

Всемирная паутина приносит деньги не только рекламодателям и разработчикам программного обеспечения. Шахматисты получают возможность дополнительного заработка - это обучение или консультации через Интернет. Правда, пока гроссмейстеры слабо этим пользуются. Возможно, их отпугивает опыт Гарри Каспарова - последний Интернет-проект сильнейшего шахматиста планеты закончился скандалом. В конце 2002 г. израильский First International Bank of Israel обвинил россиянина в отказе возвращать кредит в размере 1,6 млн. долл. Ссуда была выдана на развитие Интернет-проекта компании Kasparov Chess Online. Вопрос решался в суде.

«Замороженная» выгода

И тем не менее спонсорство в шахматах - дело выгодное. Так считает американский гроссмейстер Ясир Сейраван, один из проектировщиков объединительного плана FIDE. Он поясняет: «Представьте себе: какой-то спонсор ищет спортивный турнир, чтобы использовать его в рекламных целях. Предположим, бюджет составляет 10 млн. долл. Если использовать в рекламных целях, скажем, гольф, то на эти деньги можно организовать лишь один заурядный турнир. В то же время чемпионат мира по шахматам обойдется дешевле, но станет при этом событием года».

Однако спонсоров отпугивает разлад, творящийся в шахматном мире. Потому они неохотно финансируют этот вид спорта. Кроме того, прохладное отношение к шахматам со стороны бизнеса объясняется поведением самих шахматистов. Последние всеми силами избегают контактов с представителями средств массовой информации. Даже в тех случаях, когда гроссмейстеры должны содействовать пропаганде шахмат. А потому, за исключением специализированных профессиональных изданий, большинство СМИ относится к игре «прохладно».

Негативное отношение к соперникам - весьма распространенное явление в мире шахмат. Виктор Корчной (за столом) как-то сказал, что ему «приходится» подавать руку Карпову и Каспарову

Правда, по мнению Бориса Кутина, президента Европейского шахматного союза, «поколение молодых гроссмейстеров начало понимать всю важность работы над имиджем. Один из лучших примеров - венгерский гроссмейстер Петер Леко, входящий в «десятку» сильнейших шахматистов мира. Он никогда не отвернется от собеседника и всегда будет корректен». Старшее же поколение шахматистов живет по прежним законам. Например, легендарный шахматист Виктор Корчной как-то сказал, что ему «приходится» подавать руку Карпову и Каспарову (имеется в виду традиционное рукопожатие до и после начала матча). При этом гроссмейстер не преминул подчеркнуть: «такая вот жизнь». Отношение к соперникам как к врагам - весьма распространенное явление в мире шахмат.

Секреты спонсорства

Хотя ценность шахматных соревнований как плацдарма для рекламных акций довольно низка, традиции проведения турниров не прерываются. Более того, возникают даже новые проекты.

Весьма показателен в этом отношении пример шахматного турнира «АэрофлотОпен», который ежегодно проводится в Москве начиная с 2001 г. Его успеху способствует несколько обстоятельств. Российская столица как место проведения соревнований симпатична большому числу шахматистов. Ктото хочет встретиться со старыми друзьями, а кто-то просто побывать в нашей стране. А главный спонсор турнира - «Аэрофлот» предоставляет участникам билеты по низким тарифам (надо заметить, что турнир проходит в феврале, когда на авиалиниях очень низкий пассажиропоток. Подобный турнир - неплохой способ стимулировать продажу билетов).

Призовой фонд при этом создается почти автоматически. Каждый шахматист за право участия в турнире платит в среднем 300 долл. При участии в соревнованиях 600 человек, как на последнем турнире в 2004 г., получается 180 тыс. долл. Средства же к выплате составляют 150 тыс. долл. Призовые деньги распределяются между первыми 100 гроссмейстерами, играющими в разных категориях. Так что организаторы остаются еще и с прибылью. Но самым интересным в этих соревнованиях является их непредсказуемость. По выражению гроссмейстера из Македонии Виорела Бологана, «этот турнир - настоящее казино». Данное обстоятельство и придает турниру особую привлекательность.

На фоне противоречий, раздирающих шахматный мир, столь успешный опыт создания нового турнира выглядит отрадно. Он наглядно показывает, что на самом деле проблема игры заключается в недостатке свежих решений, которые сделают шахматы прибыльным, коммерчески ценным видом спорта.

Михаил Чекулаев
Поделиться:
 

Возврат к списку