Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Как фишка ляжет

Первые игорные дома появились в Римской Империи. Их рождение приписывают последнему, седьмому римскому императору Тарквинию Гордому, который был известен своей жестокостью. Ему пришла в голову идея собрать всех игроков в одно место, чтобы проще было брать с них подати. К тому же так проще было поддерживать порядок. Римские власти построили Большой цирк, где делали ставки на тотализаторе, играли в кости. Публика дневала и ночевала в Большем цирке и Колизее в увеселениях и на зрелищах. Граждане великой империи запросто проигрывали свои дома и семьи.

Идея Тарквиния почти через две тысячи лет была развита другим знаменитым итальянцем, кардиналом Джулио Мазарини, который в 1765 г. в Париже открыл казино. Причина, толкнувшая высокопоставленного церковника обратиться к богомерзкому азарту, была та же, что и у Тарквиния: надо было чем-то наполнять казну, которую вдохновенно и изобретательно опустошал Людовик XIV с фаворитами. Помимо известных в то время азартных игр в казино было и нововведение - Колесо фортуны. Так в те времена называлась рулетка. Ее изобретение приписывают известному французскому ученому, философу и математику Паскалю Блезу. Он, правда, вовсе не собирался создавать приспособление для азартной игры, а придумал устройство для исследований в области теории вероятности. Но у ученого были друзья, преуспевшие не столько в науках, сколько в коммерции, и они с большой выгодой воспользовались плодом его ума.

Успех рулетки был невероятен. Она быстро превратилась в нечто большее, чем просто игру. Это была мода, образ жизни, стиль поведения. Можно было делать по маленькой ставке на чет-нечет, красное и черное, а можно было метнуть все на <зеро>. Каждая ставка говорила об игроке больше, чем он этого хотел. Мода на казино распространилась мгновенно. Игорные дома стали возникать практически во всех странах Европы.

Колесо рулетки на время остановила французская революция. Республиканское правительство в 1789 г. издало указ, запрещающий все азартные игры. Но с приходом Наполеона игорные дома открылись вновь, а в 1839 г. их опять закрыли. Но к тому времени рулетка уже подчинила себе все страны мира.

В карты можно было проиграть не только последние деньги. На кон выставлялись имения, целые деревни с крепостными крестьянами

Гектары азарта

О первой рулетке ходила легенда, будто за ее тайну парижанин Франсуа Блан продал душу дьяволу. В это можно не верить, но если сложить все рулеточные номера, то в сумме получится 666.

Пользовался ли шальной француз помощью искусителя или нет - утверждать трудно, но именно он создал европейскую столицу азарта Монте-Карло. Одно из самых маленьких государств мира, занимающее площадь всего около 200 гектаров, из которых примерно четверть <отвоевана> у моря, Монако существует как независимое княжество с 1419 г. Полторы сотни лет назад в это тихое феодальное владение, подданные которого занимались традиционно рыболовством и сельским хозяйством, приехал Франсуа Блан, и жизнь в сонном захолустном княжестве полностью переменилась. В 1861 г. он с успехом открыл первое игорное заведение. А когда в 1873 г. были закрыты многие европейские игорные дома, Монако стало официальной столицей игорного бизнеса. Сюда хлынули безумцы со всей Европы. На проигранные ими деньги в 1878 г. был возведено величественное Казино, приютившее под своей крышей оперный зал и анфилады игровых помещений. Это здание построил французский архитектор Шарль Гарнье, известный и другим своим детищем - парижским Гранд Опера. Участок для строительства, каменистая пустошь, был куплен по смехотворной цене - 22 сантима за квадратный метр.

Бизнес купальщиков

Сегодня Казино - это комплекс зданий, самое позднее из которых было построено в 1910 г. Игровые салоны представляют собой бесконечную анфиладу залов с разноцветной мозаикой, скульптурами, аллегорической живописью и бронзовыми светильниками. В глубине дворца располагаются закрытые залы для привилегированной публики. Все игровые заведения в Монако принадлежат Обществу морских купален, которое последние два десятка лет контролируется правительством.

Первый сезон в Монте-Карло открывала Сара Бернар. В оперном зале Казино пел Энрико Карузо, Федор Шаляпин выступал здесь девять сезонов подряд, начиная с 1905 г. Здесь же выступала балетная труппа Сергея Дягилева, состоялась премьера <Видения розы> с Карсавиной и Нижинским. А в январе 1986 г. в Оперном зале с успехом прошла премьера оперы Римского-Корсакова <Царская невеста> в постановке Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Здесь Ричард Бартон влюбился в Элизабет Тэйлор.

Рассказывают, что в истории этого заведения был единственный случай, когда проигравший заставил администрацию вернуть себе все проигранное. Морской офицер, спустивший в рулетку всю корабельную казну, вывел корабль на рейд точно напротив Казино и развернул в его сторону все корабельные орудия. Управляющий долго не раздумывал.

Не любят здесь вспоминать и другую историю, когда англичанин по имени Чарльз де Вилл Уэллс в течение трех дней шесть раз срывал банк! Он появился здесь в 1891 г. и стал играть по странной схеме: удваивал ставку всякий раз, когда проигрывал. Придя в казино с 10 тыс. франков, он ушел с миллионом. Говорят, что он умер в нищете в 1926 г., но его история стала основой для популярной песни <Человек, сорвавший банк в Монте-Карло>. К тому же его игра и безумный выигрыш породили устойчивую убежденность многих игроков в том, что возможно создать систему, с помощью которой обыграть рулетку.

Кольт и карты

В Америку азартные игры, как и многое другое, привезли переселенцы. Запретов не было, и игра процветала. По всей стране в салунах, гостиницах, поездах играли, главным образом, в карты. В течение долгого времени центром азартных игр был Новый Орлеан, но и в других городах недостатка в игровых заведениях не было. К тому же по всей стране разъезжали команды шулеров, обыгрывая незадачливых американцев. Очень быстро чаша терпения пуританской Америки оказалась переполненной, и в период президентства Эндрю Джексона легальные казино были закрыты почти во всех штатах.

Но игра не умерла. В начале 30-х гг. прошлого века вопрос о легализации азартных игр встал со всей остротой. Законы, запрещающие их, были в каждом штате, но не действовали. Почти в каждом городе имелась масса подпольных клубов, где процветал азарт. Популярными стали и такие жестокие развлечения, как кулачные поединки, петушиные и собачьи бои с тотализатором.

Ни в одном казино Лас-Вегаса нет часов.Ничто не должно напоминать игрокам о времени, проведенном за карточным столом

Невада была самым свободным в этом отношении штатом. Здесь казино давно уже действовали легально. В 1931 г. с игрового бизнеса были сняты последние ограничения. Одновременно закон жестко определял порядки, которые должны были соблюдать владельцы игорных заведений. Тридцатые годы стали началом расцвета Лас-Вегаса, лежавшего на шоссе между Лос-Анджелесом и Солт-Лейк-Сити. Сегодня в нем открыто около 500 игорных заведений. И до сих пор ни в одном из казино Лас-Вегаса нет часов, чтобы ничто не напоминало игрокам о времени, потраченном на игру.

около 2550 г. до н. э.:

возводятся знаменитые египетские гробницы Хеопса, Хефрена и Микерина. На стенах до сих пор сохранились изображения людей, играющих в кости.

557 г. до н. э.:

в Римской Империи по явилось первое казино (от ит. <домик>). Император Тарквиний соорудил Большой цирк, где принимали ставки на тотализа торе и играли в кости.

1254 г.:

первое документальное

свидетельство об игральных картах в Европе. Под страхом наказания кнутом Людовик Святой запретил карточные игры в пределах Франции.

1665 г.:

кардинал Джулио Мазарини изобрел способ пополнить скудную казну Людовика XIV. Он открыл первое современное казино в Париже.

XVIII в.:

появление первых игорных фишек из перламу ра и слоновой кости, наpкоторых было выграви ровано название игорного дома и соответствующая ценность.

1829-1837 гг.:

президентство Эндрю Джексона в США. На Ди ком Западе закрыты все салуны с легальными ка зино. Ковбои часто решали вопросы выигрыша при помощи кольта.

1833 г.:

<Тройка, семерка, туз>. Эту фразу знает теперь вся империя. Вышла в свет знаменитая повесть Александра Пушкина <Пиковая дама>.

1877 г.:

в России появился тотализатор при ипподроме, приносивший 1,5 млн. руб. в год. Для сравне ния, состояние Саввы Морозова на тот момент равнялось 3 млн. руб.

1894 г.:

Чарльз Август Фей изобрел первый слот. Авто мат назывался <4-11-44> (по самой популярной выигрышной комбинации) и напоминал мод ную лотерею <Полиси>

1931 г.:

власти штата Невада (США) узаконили игорный бизнес. В следующем году Тони> Корнеро открыл свой отель-казино, положив >начало Лас-Вегасу

Город Греха

История этого города - это история развития игорного бизнеса в США. Одним из пионеров, закладывавшим основы индустрии азарта в Лас-Вегасе, был Тони Корнеро. Он первым открыл в 1932 г. отель-казино, The Meadows Supper Club, которое было очень популярно среди богачей из других штатов. Позавтракав утром в номере, можно было спуститься в зал, уставленный игровыми столами и автоматами. Испытывать судьбу можно было безостановочно. Крупье вместе с охраной и горничными зорко следили за каждым постояльцем, своевременно выставляя за дверь проигравшихся.

Но вскоре гостиница сгорела. Все другие проекты Тони, включая казино на океанском лайнере, потерпели фиаско. Он умер в 1955 г. от инфаркта за игорным столом в гостинице Desert Inn в Лас-Вегасе.

Другая известная в Лас-Вегасе личность - Рэймонд Смит, который в 1935 г. вместе со своим сыном открыл казино Harolds club. Ему первому пришла в голову идея построить игорный дом рядом с автострадой. Он же изобрел <мышиную рулетку>, где выигрышный номер определяла настоящая живая мышка. В 1937 г. открылся Bingo Club, которым владел Билл Харра. Его считают основателем современной системы организации игорного бизнеса. До сих пор компания Harrah's Entertainment Inc. занимает лидирующие позиции в Лас-Вегасе.

Проигрыш за карточным столом нередко заканчивается драмой. В ход шли кулаки, холодное и огнестрельное оружие

Однако никто из них не смог бы сравниться с Бенджамином Сигелом, известным гангстером по кличке Красавчик Багси. Купив и вскоре выгодно перепродав долю в El Cortez Hotel and Casino, он вложил все свои средства в колоссальный проект строительства самого шикарного казино. В 12 километрах от центра города был куплен огромный участок, на котором в 1945 г. началось строительство. Выжженную солнцем песчаную пустошь покрыли толстым слоем привозной плодородной земли, были вырыты пруды, устроены фонтаны, посажены деревья.

Сначала Багси рассчитывал, что все обойдется в 1 млн. долл., но очень скоро эти деньги кончились. Ему удалось уговорить своих компаньонов вложить дополнительные средства. Багси сам руководил строительством. Он разрабатывал роскошные шоу, которые будут услаждать взоры гостей, проектировал внешний вид будущего здания и его внутренние помещения. Открытие отеля-казино Flamingo стало в 1946 г. новостью номер один.

На строительство развлекательного комплекса была потрачена громадная по тем временам сумма: 6 млн. долл. По своей роскоши и фешенебельности это заведение превосходило все построенное до того момента в городе.

Джентльмен за карточным столом - типичный сюжет голивудских кинолент середины прошлого века

Теневая власть

Но не следует думать, что легализация игорного бизнеса освободила его от влияния преступных сообществ. По данным ФБР, в то или иное время разными отелями-казино американской столицы азарта владели известные гангстеры Америки. В 1930-х гг. свою долю в <Банк-Клубе> имел Аль Капоне. Но в то время мафия еще не полностью оценила потенциал игорного бизнеса в Неваде. Нашествие мафиози началось позднее.

В 1950 г. открылось казино Desert Inn. Им управлял Мо Дулитс, у которого в помощниках числились известные гангстеры Моррис Клейнман, Сэм Такер и Лу Руткопф. Открывшимся в 1955 г. казино Dunes владел Мейджор Риддл, которого <крышевал> Моррис Шенкер, представлявший <семьи> из Сент-Луи и Канзас-Сити.

За спиной Красавчика Багси, построившего казино Flamingo, стояли такие известные в преступных кругах деятели, как Мейер Лански и Фрэнк Костелло. Многие считают, что именно они <заказали> Багси в июле 1947 г. за то, что он слишком глубоко запускал руку в доходы предприятия. Казино было куплено в 1971 г. корпорацией <Хилтон>. Чикагская мафия прибыла в Лас-Вегас в лице Тони Аккардо, который стал контролировать Тони Корнеро, строившего печально известный отель-казино Stardust. Но прежде чем казино открылось, Корнеро умер. Чикагские <семьи> вскоре вошли в союз с Мо Дулитсом и нью-йоркскими <семьями>. Они управляли тремя главными отелями-казино в городе - Sands, Riviera и Stardust. Позднее мафия к этому перечню добавила казино Hacienda, Sahara и Fremont - самое большое казино центра города.

В 1967 г. экстравагантный миллиардер Говард Хьюгс купил казино Sands, и с этого момента оно стало <законным>. С этой даты мафия стала сдавать позиции в Лас-Вегасе. На смену ей пришел большой корпоративный бизнес.

В стране снегов

До XVIII в. в России азартные игры не имели того размаха, как во Франции. Основной массой населения были крепостные крестьяне, а играть и проигрывать могли только свободные люди. Но среди аристократии азартные игры никогда не считались чем-либо зазорным.

Расцвет азарта наступил в годы правления Екатерины II. Ломберный стол - и не один - был обязательным предметом любой гостиной. Приемы, балы, журфиксы были просто невозможны без того, чтобы группа гостей не удалялась в <игровую> поближе к картам. Играли крупно, когда кончались деньги, на кон ставили крестьян и целые деревни. Азартные игры особенно были распространены в армейской среде. Вечер за <пулькой> был обычным времяпровождением в офицерских клубах. Но надо отметить, что в это время почти не было картежного шулерства. В аристократических салонах это было просто немыслимо, а в армейской среде нечистый на руку игрок рисковал получить пулю в лоб.

О распространенности карточной игры говорят известные исторические факты. Так, причиной бедности Пушкина было не только расстроенное хозяйство его имения в Болдино, но и карточные долги. А <Пиковую даму>, по мнению многих, мог написать человек, не просто знакомый с картами, но и не раз переживавший за игральным столом все капризы непостоянной фортуны.

В короткой жизни молодого офицера Михаила Лермонтова карточный азарт также оставил заметный след. <Мир для меня - колода карт, жизнь - банк: рок мечет, я играю. И правила игры я к людям применяю>, - писал поэт. За ломберным столом проводят время многие герои его произведений. В карты играет фаталист Печорин. О том, как игра становится гибельной страстью, с удивительной достоверностью описано в мистическом рассказе <Штосс>.

Нездоровую страсть к картам имел Некрасов. А роман <Игрок> Достоевского большинство филологов и вовсе называют автобиографией. Однажды в одном из казино в Висбадене он проигрался так, что был не в состоянии заплатить даже за стакан чая в гостинице. Азартные игры стали бизнесом с появлением купеческого сословия. Официально содержание игорных притонов каралось законом, но при многих крупных ресторанах всегда были комнаты, где велась игра. Заведение получало доходы не столько со столов, сколько от штрафов, которые платили игроки, задержавшие сверх определенного времени.

ТРОЙКА, СЕМЕРКА,ТУЗ

Первые карты рисовали от руки, а потому они были очень дороги. Огромный размер - 22 см - практически исключал возможность <шулерских> приемов. Карты имели символическое значение и представляли своеобразную сословную лестницу. Туз - на латыни название одной монеты - означал главенствующее значение денег. Трефа - луговая трава, растущая во многих местах Франции. Пики - по названию оружия. Бубны - тяжелые стрелы с четырехугольным наконечником, которые метались из арбалета. Черви - символизируют мужество. Под цветными изображениями скрывались вполне конкретные люди: Ludith - дама червей - Изабелла Баварская, Pallas - дама пик - Орлеанская дева Жанна д'Арк, Rachel - дама бубен - Агнесса Сорель, имя трефовой дамы - Regina - это Мария Анжуйская, жена Карла VI. Четыре валета изображали феодальное дворянство, остальные карты - вассалов, войска и народ.

Игорь Пономарев
Поделиться:
 

Возврат к списку