Аналитика и комментарии

21 февраля 2021
 

«Следуйте за деньгами»

Агентство Cornerstone Advisors и журнал Forbes определили 5 основных технологических трендов в банковской сфере в 2021 году.

В знаменитом фильме «Вся президентская рать» информатор журналистов, исследующих Уотергейт, даёт им наводку со словами «Следуйте за деньгами». Журнал Forbes, рассуждая о наиболее востребованных банковских технологиях в 2021 году, рекомендует прислушаться к этой нехитрой формуле. Ведь по-настоящему «горячие» тренды в банковской сфере – это те, в которые идут инвестиции, а не те, о которых грезят блогеры и прогнозисты.

Аналитическое агентство Cornerstone Advisors провела масштабное исследование среди финансово-кредитных организаций с целью выяснить, в какие технологии они будут вкладывать, чтобы усовершенствовать собственный бизнес. В итоге определилось 5 основных тенденций.

Открытие цифровых счетов

Тренд не новый, наблюдается в банковской сфере уже несколько лет, но в текущем году он получит новый импульс, благодаря пандемии коронавируса.

Эпидемия жёстко прошлась по физическим отделениям банков, многие из которых так и не вернулись к привычной офлайн-работе. Карантинные меры в большинстве стран заставили финансово-кредитные организации мобилизовать вложения в развитие онлайн-услуг. Открытие клиентского счёта – основной вид банковского сервиса, и нет сомнений, что он будет интенсивно развиваться в сложившихся условиях.

Согласно данным Cornerstone, почти половина (44%) американских банков и четверть кредитных союзов планируют добавить новую или усовершенствованную услугу по открытию цифровых счетов для физлиц в 2021 году.

Маловероятно, что многие банки действительно реализуют эти планы в текущем году, но факт, что треть финансово-кредитных организаций развернули новые системы по предоставлению диджитал-счетов за последние три года.

Системы открытия коммерческих цифровых счетов (для корпораций и малого бизнеса) также активизируются в 2021 году. Как ни странно, но технологический прогресс не сильно затронул эту сферу. Как отмечает Cornerstone, «открытие коммерческого счёта и адаптация к нему – одна из самых больших проблем, оставшихся в цифровом мире».

Развитие систем API

API (интерфейсы прикладного программирования) служат фундаментом для открытого банкинга – популярного инструмента в организации деятельности банковских структур. Кроме того, API значительно расширяют каналы дистрибуции финансовых продуктов и сервисов. Ускоряют рабочие процессы. Позволяют персонализировать клиентские предложения и улучшают процессы кооперации между партнерскими организациями.

По данным Cornerstone, каждая четвёртая финансовая компания планирует инвестиции в интерфейсы прикладного программирования в 2021 году.

В то же время, как подчеркивают эксперты агентства, банки пока предпочитают использовать API большей частью в качестве операционного подспорья. Трудно спорить с тем, что результаты оптимизации внутренних процессов налицо. Однако будущее API – в предоставлении клиентам всё большего выбора финансовых продуктов и услуг. Вероятно, этот тренд ярко проявит себя уже в этом году.

Активизация внедрения видеосвязи

Пандемия затруднила личное общение, что ускорило планы банков по развертыванию инструментов видеосвязи. Почему бы полностью не довериться чат-ботам? Да потому что, как показали многочисленные опросы и просьбы клиентов, искусственный интеллект не всегда способен заменить живую консультацию.

Кроме того, многие руководители финансовых организаций, видимо, приняли для себя стратегическое решение по оптимизации филиальной сети.

Таким образом, каждое четвертое финансовое учреждение планирует впервые инвестировать в технологию видеосвязи в 2021 году. К 2020 году только 20% банков и кредитных союзов уже внедрили эти инструменты, а к 2021 году этот показатель достигнет примерно 30%.

Проблема, которую необходимо решить: наличие компетентных и обаятельных консультантов, которых необходимо использовать при общении онлайн, а также техническое оснащение, позволяющее бесперебойно оказывать услуги.

Индивидуальные платежи

Платежи P2P становятся всё популярнее среди потребителей, причём не только (и не столько!) посредством банков.

Так, сервис мгновенных платежей Zelle стал настоящим гигантом в США – его платформу в настоящее время используют около 500 крупных компаний, включая 25 банков страны. В первой половине 2020 года Zelle обработала 133 млрд долларов переводов.

Согласно исследованию Cornerstone, приложение PayPal установлено почти на двух третях смартфонов. И 40% их владельцев заявляют, что осуществляют P2P-платежи через приложение каждую неделю. Около 30% пользователей Apple Pay, Google Pay и Venmo говорят, что используют эти сервисы для денежных переводов и платежей каждую неделю.

Банкам, в свою очередь, придётся найти разумный паритет между услугой и комиссией за неё – основные инвестиции пойдут именно на отладку этого механизма. 2021 год станет решающим для поиска компромисса между интересами банков и потребителей.

Развитие «облачной» архитектуры

Доля банков, развернувших облачную инфраструктуру, значительно увеличилась в последнее время: с 32% в конце 2019 года до 40% в конце 2020 года. Тренд будет развиваться и в дальнейшем. Ещё 17% американских банков впервые вложат средства в облачные вычисления в 2021 году.

В международном масштабе Cornestone прогнозируют, что финансово-кредитные учреждения задействуют около 50% общего ИТ-бюджета на ближайшие 2–3 года для перевода своих технологических процессов в облачные сервисы.

Несмотря на то, что оппозиция «облаку» довольно устойчива, общее настроение в отрасли за последние несколько лет изменилось до такой степени, что многие (если не большинство) банков и кредитных союзов считают, что они находятся на неизбежном пути к облачной архитектуре.

Теперь, правда, речь идет не о пропаганде пользы «облака», а о наиболее экономичных и эффективных способах перехода на эти сервисы. Процесс оказывается не столь «безоблачным», каким казался первоначально. Остаются вопросы к безопасности подобных платформ.

Текст: Аркадий Арзамасцев

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала №197 (январь-февраль 2021)

Поделиться: