Аналитика и комментарии

28 декабря 2020

Конкуренция растет, а маржа падает: 6 тенденций на мировом рынке платежей

Платежи, как известно, являются кровеносными сосудами для банков и кредитных союзов. Сегодня этот жизненно важный источник доходов, данных и взаимодействия с клиентами все чаще подвергается риску. Развитие финтеха и пандемия COVID-19 меняют платежное пространство стремительными темпами. Эксперты консалтинговых компаний выделяют несколько тенденций, которые будут определяющими для этого рынка в 2021 году.

По прогнозам компании Accenture, к 2023 году около 420 миллиардов транзакций на сумму 7 триллионов долларов будут проводиться с помощью карт и цифровых платежей. К 2030 году этот объем возрастет до 48 триллионов долларов. Три четверти (75%) опрошенных руководителей банков заявили, что пандемия ускорила их планы по модернизации платежных систем.

Пандемия привела к сокращению доходов от платежей из-за резкого сокращения экономической активности. Одновременно ковид ускорил тренды, которые уже наблюдались ранее, что привело к появлению новых конкурентов, к новым потребностям и ожиданиям потребителей, а также к более быстрым темпам диджитализации банковского дела.

В описанных ниже тенденциях представлен анализ проблемы, а также даны возможные пути ее решения для традиционных банков.

Тенденция 1. Электронная коммерция изменила платежные привычки

На фоне пандемии потребители сместили свои предпочтения с личных контактов на каналы электронной коммерции – не полностью, конечно, но значительно. Например, по оценкам Capgemini, в США в последнюю «черную пятницу» посещаемость магазинов снизилась вдвое по сравнению с 2019 годом, а онлайн-расходы выросли на 22%. Соответственно количество клиентов, совершающих половину и более своих покупок через онлайн-платежи, удвоилось в период самоизоляции и режима ограничений. Причем значительный прирост произошел, в том числе, за счет поколения бэби-бумеров (людей старше 55 лет).

«Чуть ли не главным воздействием пандемии на финансовые операции в долгосрочной перспективе можно считать повсеместное распространение бесконтактных платежей в различных вариациях», – утверждает эксперт Accenture Маргарет Вейхерт. По ее мнению, особенно полюбились клиентам оплаты с помощью QR-кода и полностью бесконтактные решения, такие как магазины Amazon Go.

В свою очередь, операции при помощи наличных вообще в ближайшем будущем могут уйти в небытие. По данным маркетингового агентства McKinsey, в США процент использования наличных денег в общем объеме транзакций упал с 51% в 2010 году до примерно 28% в конце 2020 года.

Тенденция 2. Традиционные операторы теряют доходы от платежей

Платежи привлекают многих игроков, потому что это прибыльный бизнес, и доходы от него будут только расти в постковидной реальности. К сожалению, как отмечают в McKinsey, традиционные финансовые учреждения, исторически являющиеся основными поставщиками платежных услуг, сегодня теряют свои позиции.

Согласно исследованию Accenture, 65% руководителей банков заявили, что стоимость поддержания старых технологий в их платежных системах препятствует инвестициям в новые клиентские решения. Например, несмотря на то, что многие банки внедрили облачные системы в других частях своего бизнеса для повышения операционной устойчивости, только 38% банков вкладывают в облачные решения для платежей.

«Развитие платёжных систем банков буксует из-за внедрения точечных технологических решений ради соответствия новым стандартам и снижения затрат. Эффективности можно достичь лишь тогда, когда модернизация платежей значится среди бизнес-приоритетов и не отдается на откуп ИТ-департаменту. Успеха достигнут банки, которые уделят больше внимания гибкой ИТ-архитектуре и облачным технологиям, интегрированным в рамках всего бизнеса», – подчеркнул руководитель практики «Платежи» компании Accenture Сулабх Агарвал.

Тенденция 3. «BNPL» теснят банки

По данным Accenture и Capgemini, один из наиболее устойчивых трендов ближайших лет – развитие сервисов buy now pay later (купи сейчас, плати позже) или сокращенно BNPL. Эти решения, впервые разработанные финтех-компаниями, такими, как Affirm, Klarna и Afterpay, позволяют потребителям выбрать отложенную оплату товара или рассрочку. Они работают непосредственно с фирмами и нравятся клиентам благодаря удобным и простым предложениям. Accenture заявляет, что POS-кредитование уже сейчас занимает 15% платежного рынка США.

«Загрузка приложений от Square, Zelle, Venmo и PayPal выросла более чем на 50% в апреле и мае 2020 года по сравнению с предыдущим годом», – констатирует Accenture.

Тенденция 4. Финтех-компании перехватили инициативу в B2B-платежах

Выход финансовых технологий на рынок платежей для малого и среднего бизнеса (SMB) идет полным ходом. Финтех-игроки стремятся к упрощению, а малый бизнес только этого и ждет.

«Финтех-компании новой волны стремятся взять на себя больше функций B2B, – утверждается в исследовании Capgemini. – Они решительно вмешались в международные платежи, дисконтные счета и финансирование малого и среднего бизнеса. Лидеры направления: голландская Adyen, американские Stripe и Square, британские Rapyd и Iwoca».

Как правило, финтех-компании разрабатывают решения для B2B-транзакций на основе облачных моделей. Это позволяет создавать удобные продукты для бизнеса, а также интегрировать несколько сервисов и приложений для большей функциональности.

Тенденция 5. ИТ-гиганты и соцсети идут на рынок платежей

«Google и Facebook не скрывают, что рассматривают платежи как средство экспансии на растущих рынках», – отмечает Capgemini. Хотя некоторые из наиболее продвинутых на сегодняшний день усилий были нацелены на Азию (например, запуск Facebook WhatsApp Pay в Индии), активность на западных рынках также быстро развивается. «Платежи – это начальная точка входа для крупных технологических фирм в сферу финансовых услуг», – утверждает Capgemini. «Их стратегия заключается в том, чтобы предлагать универсальные приложения на все случаи жизни. В перспективе экосистемы технологических гигантов и соцсетей выйдут на более широкое пространство финансовых услуг – управление капиталом, страхование, кредитование, обслуживание счетов».

Тенденция 6. Модернизация платежных систем

Более четырех из пяти (88%) руководителей банков в США и Канаде, опрошенных Accenture, согласны с тем, что преобразование платежного бизнеса является ключевым элементом в цифровой трансформации. Многие кредитные организации инвестировали немалые средства в многолетние программы модернизации платежной системы. Проблема в том, что большая часть этих инвестиций обусловлена не злободневными потребностями клиентов, а нормативными требованиями или политикой государства, что, по мнению Accenture, приводит к низкой рентабельности инвестиций.

Кроме того, многие вложения предназначены для индивидуальных платежных решений, а не для согласованного общего плана, отмечает компания. Не исключено, резюмируют в Accenture, что в ряде случаев традиционным банкам следует идти по пути аутсорсинга и передавать некоторые особенно востребованные у клиентов функции сторонним компаниям.

Текст: Аркадий Арзамасцев

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (Декабрь 2020).

Поделиться:
 

Возврат к списку