Аналитика и комментарии

15 октября 2020

Трамп против Байдена: как выборы президента США повлияют на банковскую сферу?

В ноябре в США пройдут президентские выборы, и сейчас ведущие деловые американские СМИ, финансовые аналитики и эксперты строят предположения о возможном влиянии победы того или иного кандидата на развитие банковского дела. Интрига усиливается и тем, что оба основных претендента на пост главы государства, Дональд Трамп и Джозеф Байден, идут в рейтингах практически «ноздря в ноздрю». Финансовый сектор США замер в ожидании.

Путь республиканца

Дональд Трамп значительную часть своего президентства посвятил отмене фискальных правил эпохи Обамы, которые вводились демократами с целью обуздания аппетитов финансистов с Уолл-стрит. Четыре последних года характеризовались дерегулированием банковской сферы – от отмены постановлений закона Додда-Франка до ослабления надзора за региональными кредитными организациями. Закон Додда-Франка и действующее при нем «правило Волкера» появилось на фоне желания администрации Обамы наказать банкиров за спровоцированный финансовый кризис 2007–2009 годов. Ряд пунктов закона сдерживал деятельность кредитных организаций и ставил их под пристальный надзор государства. Кроме прочего, банкам ограничивался порог венчурных инвестиций, запрещались валютные комбинации на рынке форекс и внебиржевые сделки с драгоценными металлами.

«Когда президент Трамп впервые вступил в должность, он очень ясно дал понять, что хочет дерегулирования», – говорит генеральный советник Национальной ассоциации кредитных
союзов Кэрри Хант на страницах популярного портала Bankrate.

В мае 2018 года президент подписал самый масштабный пересмотр банковского регулирования со времен мирового финансового кризиса, смягчив правила для большинства отраслевых компаний. Новые правила позволяют малым и средним банкам избавляться от необходимости проходить «стресс-тесты» – сценарии, проверяющие устойчивость организации в условиях гипотетического финансового кризиса. Также было ослаблено «правило Волкера», позволяющего банкам с активами менее 10 млрд долларов возобновлять частную торговлю, инвестировать в венчурный капитал и работать с хедж-фондами.

Кроме того, республиканцы облегчили процедуры кредитования на региональном уровне, снизив требования к заемщикам, а инвестиции в строительство стадионов и больниц были приравнены к «общественному развитию», т.е. освобождались от налогообложения.

Снижение корпоративных налогов также пошло на пользу финансовому сектору. Банки традиционно в США платили полную ставку федерального налога и его понижение с 35 до 21 %, позволило значительно нарастить прибыль.

Однако, несмотря на то, что решения администрации Трампа были одобрены лидерами отрасли и банками, многие защитники прав потребителей, профсоюзы опасаются, что либерализация экономики откроет дверь для более рискованных инвестиций, которые спровоцировали рецессию 2007–2009 годов.

«Если президент Трамп будет переизбран, мы можем ожидать продолжения политики, которую он и его администрация пытались проводить в течение последних четырех лет», – утверждает Хант.

Путь демократа

Но чего же ждать банкирам от возможной победы кандидата-демократа? Большинство экспертов и СМИ сходятся во мнении, что Байден не будет так жесток по отношению к Уолл-стрит как Обама, но в целом, правление Трампа финансисты будут вспоминать с более положительными эмоциями.

Многие идеи Байдена уже озвучены. Для начала он планирует поднять ставку корпоративного налога с 21 % до 28 %. Аналитики JPMorgan уже подсчитали, что компания в таком случае потеряет до 30 млрд долларов в год. Байден также предлагает повысить ставку налога на прирост капитала до 40 % для налогоплательщиков, зарабатывающих более 1 миллиона долларов в год. Это будет препятствовать увеличению прибыли банков. В свою очередь напарница Байдена, сенатор Камала Харрис, также предложила обложить налогом сделки с акциями и облигациями в области здравоохранения. Это принесет в казну до 800 млрд долларов, но ослабит позиции банков на бирже.

Байден также обещает возобновить большинство финансовых реформ эпохи Додда-Франка, которые он сам отстаивал в рамках администрации Обамы.

Не уточняя, какие именно правила он восстановит, Байден утверждает, что он хочет «усилить и защитить» те положения закона Додда-Франка, которые гарантируют, что (цитата!) «деньги американцев не пострадают по причине финансового кризиса, вызванного небрежным кредитованием или рисковыми инвестициями».

Байден также предлагает усилить надзор за потребительским кредитованием и регулировать «ростовщические» процентные ставки. Кандидат от Демократической партии также хочет использовать Бюро финансовой защиты потребителей (CFPB), чтобы бороться с недобросовестными или обманчивыми методами кредитования и сделать расходы клиентов по займам более прозрачными.

Некоторые концепты Байдена отдают революционным реформаторством. Так, кандидат от Демократической партии планирует создание некой федеральной службы для помощи людям, лишенным банковского обслуживания. В его планы также входит создание системы платежей в реальном времени через Федеральный резерв и модернизация центрального банка США, чтобы он мог предлагать услуги рядовым потребителям. Эта идея, впрочем, не вызвала энтузиазм у экспертного сообщества. «Если вы поручите ФРС принимать депозиты, вам лучше выяснить, кто будет предоставлять ссуды. Банки больше не будут этим заниматься», иронизирует Карен Петру, соучредитель и управляющий партнер Federal Financial Analytics, намекая на авторитарную суть центробанка.

Впрочем, есть у демократов и другие скрытые резервы, которые они могут развернуть перед избирателями, и которые могут быть интересны банкирам.

Например, финансово-кредитные компании потратили годы лоббистских усилий на возможность работать с предприятиями, легально производящими каннабис. Если демократы получат контроль над Сенатом в ноябре, банки могут быть ближе к снятию нормативных ограничений на сделки с марихуаной. Разумеется, речь идет о тех штатах, где потребление каннабиса разрешено. Прецедент уже есть: в 2019 году демократы протолкнули закон «О безопасном банковском обслуживании», который на региональном уровне позволяет некоторым банкам работать с предприятиями по производству каннабиса.

Еще одна тема, на первый взгляд имеющая сугубо политическое звучание, может существенно повлиять на финансовую отрасль в случае победы кандидата-демократа. Речь идет о борьбе с расовым неравенством. Байден хочет наделить Федеральную резервную систему исключительными полномочиями в этом вопросе. Предполагается, что ФРС будет отслеживать этническую дискриминацию в банковском деле (и даже шире – в бизнесе) и принимать соответствующие решения. Законопроект уже имеется. По словам Байдена, «недопустимо, что в течение нескольких поколений американцы, которые являются черными, смуглыми, потомками эмигрантов, не всегда полностью включены в нашу демократию или нашу экономику».

Что в итоге?

Реверансы Байдена в сторону ФРС не случайны – как известно, президент США имеет право назначать министра финансов, председателя ФРС и всех членов Совета управляющих. Хотя центробанк не подчиняется напрямую главе государства и старательно избегает вмешательства в политику, его руководители могут кардинально изменить способ обсуждения нормативных требований и голосования по ним.

Тот, кто занимает Белый дом, также будет напрямую контролировать ряд ключевых федеральных агентств, включая Бюро по финансовой защите потребителей (CFPB), а также Национальную ассоциацию кредитных союзов (NCUA), Управление финансового контролера (OCC) и Федеральную корпорацию страхования депозитов ( FDIC). Все эти организации могут оказывать огромное влияние, прежде всего в регулятивной сфере.

«Безусловно, всякий раз, когда есть колебания в регулировании, это нервирует, – говорит Райан Донован, главный специалист по защите интересов Национальной ассоциации кредитных союзов (CUNA). «С этими выборами есть развилка, и одна из причин, которые всех беспокоят, заключается в том, что всякий раз, когда происходит смена администрации – от республиканцев к демократам или наоборот – регулятор изменяет ключевые процессы».

Дополнительная нагрузка для банков – затраты на внедрение нормативных корректив. Причем это происходит даже в случае облегчения фискального бремени.

«Банки должны сократить или увеличить свой персонал, напечатать новые формы, изменить программное обеспечение и правила раскрытия информации», – отмечает Донован. «Даже если вы вносите изменение, которое призвано снизить нормативную нагрузку, есть предварительные затраты на его внедрение».

В целом финансовый сектор выиграет больше от второго срока Трампа, констатируют практически все ведущие отраслевые издания, такие как American Banker, Financial Times, Bankrate, Money and Markets. Однако не стоит ждать серьезных потрясений и в случае победы Байдена. Например, Money and Markets утверждает, что вряд ли демократы захотят реанимировать самые жесткие положения закона Додда-Франка. «Правила эпохи Обамы были введены в действие после банковского кризиса 2008 года. Теперь это далекое воспоминание и не главный приоритет для любой из сторон. Общественный гнев в наши дни больше направлен на крупные корпорации и технологии, чем на коллективный Уолл-стрит».

«Критики Трампа утверждают, что Байден представляет собой возвращение к разумному управлению. Бизнес в целом и банковское дело в частности полагаются на предсказуемую политику, которая способствует глобальной стабильности. Для своих сторонников Байден представляет собой шаг в этом направлении», резюмирует в редакционном материале Financial Times.

«Необходимо также помнить, что банковскому сектору нужно беспокоиться не только о новых правилах, их внедрении и адаптации, – продолжает издание. «Несмотря на всю теплоту администрации Трампа по отношению к Уолл-стрит, акции банков упали примерно на 17% с момента его инаугурации. Политика имеет значение, но более важны путь экономического роста и процентные ставки».

Текст: Аркадий Арзамасцев

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (октябрь 2020).

Поделиться: