Аналитика и комментарии

14 августа 2020

Боб Мориц, PwC: «Бизнес-лидеры должны одновременно поддерживать текущую деятельность своих компаний и фундаментально переосмысливать стратегию на будущее»

Для 41% руководителей крупнейших компаний мира цифровизация бизнеса станет главным приоритетом в долгосрочной перспективе, а после пандемии COVID-19 такие феномены как переход на удаленный режим работы, ускорение автоматизации и снижение численности сотрудников в офисах, останутся с нами надолго. Таковы результаты опроса, который провела PwC среди руководителей крупнейших компаний мира о перспективах развития их бизнеса и влиянии на него пандемии COVID-19 в краткосрочной и долгосрочной перспективах. В исследовании приняли участие более 600 респондентов из 67 стран. Опрос был проведен в июне-июле 2020 года. NBJ публикует основные выводы этой работы. 

Большинство руководителей считают, что вызванные пандемией COVID-19 изменения, выразившиеся в переходе на удаленный режим работы (78 %), ускорении автоматизации (76 %) и снижении численности сотрудников в офисах (61 %), останутся с нами надолго. В целом 61 % опрошенных говорят, что в будущем их бизнес-модель будет более цифровой – это то изменение, которое только ускорилось в результате пандемии.  

Согласно полученным ответам, вопросы развития цифровой инфраструктуры, внедрения гибкого рабочего графика и сохранения благополучия сотрудников станут основными на заседаниях советов директоров и окажут значительное воздействие на бизнес-операции, обеспечивая рост бизнеса как в следующие 12 месяцев, так и в будущем. 58 % руководителей заявили, что обеспечение безопасности цепочки поставок останется одной из приоритетных тем.

Это, в свою очередь, будет способствовать росту инвестиций в технологии, позволяющие отслеживать продукцию от производства до доставки и обеспечивающие бесперебойность в коммуникациях заказчиков и поставщиков во время кризиса.

Боб Мориц, президент PwC, отмечает: «Бизнес-лидеры должны одновременно поддерживать текущую деятельность своих компаний и фундаментально переосмысливать стратегию на будущее с тем, чтобы выйти из пандемии готовыми перестроить свой бизнес и стать успешными в совершенно новом для себя мире. Они должны делать это, думая об изменениях в обществе в результате COVID-19 и о растущих ожиданиях со стороны все более широких слоев населения. При этом им следует также вникать и в другие проблемы, которые кардинально трансформируют будущее бизнеса: от изменения климата до популизма».


Несмотря на предшествующие десятилетия усиления глобализации, почти каждые двое из пяти руководителей (39 %) считают, что в будущем произойдет долговременный сдвиг приоритетов в сторону ведения деятельности внутри стран, с опорой на собственные силы. Такая же доля респондентов ожидает устойчивый рост национализма.

Руководители компаний осторожны в прогнозах относительно перспектив роста своих доходов в будущем году (45 % «не вполне уверены», 15 % «абсолютно уверены»). 65 % опрошенных предсказывают снижение темпов мирового экономического роста. Состояние мировой экономики вызывает наибольшее беспокойство в странах Африки, Центральной и Восточной Европы, Азии и Латинской Америки.

Респонденты также считают, что пандемия повысила значение темы персонала. Меры поддержки работников в этот период предусматривали защиту здоровья и безопасности (92 %), обеспечение благополучия (61 %) и финансовую поддержку (24 %). 42 % участников опроса сделали взносы в общественные организации, а почти треть (32 %) сократили собственное вознаграждение. Руководители компаний, которым удалось максимально сохранить персонал (36 %) и принять меры по защите здоровья и безопасности сотрудников (92 %), считают, что это положительно повлияет на долгосрочную репутацию их организации.

Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России, комментирует: «В последнее время все очевиднее становится, что офисный рынок в том виде, в котором мы привыкли к нему, в России и за рубежом, движется в направлении неизбежных изменений. Трансформация далась нелегко, не всем и не сразу, но, так или иначе, тенденция, связанная с оптимизацией использования рабочего пространства, начала набирать обороты. Переход к новой, так называемой, activity-based office-модели, когда офисное пространство планируется не вокруг посадочных мест, а вокруг тех функциональных задач, которые решаются в той или иной рабочей зоне, оказался самым удачным решением. Во всем мире появилось четкое осознание того, что для многих вовсе не обязательно, чтобы сотрудники ежедневно приезжали на работу в офис, а физического присутствия для успешной работы, оказалось, не требуется».


Изменения, вызванные COVID-19, добавили лишние пункты в и без того насыщенную повестку дня руководителей компаний. Один из них – изменение климата, которое остается важной проблемой как для потребителей, так и для бизнеса. На вопрос, сохранится ли тенденция к наращиванию усилий по преодолению последствий изменения климата, большинство бизнес-лидеров (47 %) ответили положительно. По их мнению, кратковременное увеличение производства и оборота предметов одноразового пользования (включая дезинфицирующие средства, маски) и сокращение совместного потребления (sharing economy) носят временный характер.

Несмотря на то, что большинство руководителей компаний (61 %) считают, что плотность заполнения рабочих помещений будет меньше, чем раньше, их мнения о роли городов в будущем разделились: 34 % считают, что переход к деурбанизации сохранится; 38 % считают, что он носит временный характер.

Респонденты не ожидают, что государство расширит программы поддержки, при этом большинство из них (57 %) полагают, что государственное вмешательство было временным явлением, даже несмотря на имеющуюся у правительств возможность использовать эту поддержку для восстановления экономики и бизнеса после кризиса.

Менее одного из трех респондентов (30 %) считает, что государственная поддержка будет устойчивой. Каждый пятый респондент сказал, что отказался от государственной поддержки своего бизнеса во время пандемии.

Игорь Лотаков, управляющий партнер PwC в России, отмечает: «Многие страны, которые пошли по пути раздачи денег и потратили на это несколько процентов ВВП, столкнулись отчасти с тем, что экономический кризис не равен самоизоляции. Эта история с нами на два-три год. Секрет успеха эффективных мер в том, что их необходимо постоянно подстраивать, исходя из текущей ситуации. «Вертолетные деньги» ограничивают в возможностях подстраивать меры экономической поддержки в будущем».


Справка: Опрос, проведенный в июне и июле 2020 года, отражает мнение 699 руководителей компаний о новых бизнес-моделях и ключевых тенденциях, возникших в результате COVID-19. Респонденты являются руководителями частных и публичных компаний, малых и средних предприятий, а также компаний с оборотом, превышающим 1 млрд долларов США. Респонденты представляют 67 стран/территорий, включая Западную Европу (42 % респондентов); Северную Америку (7 %); Ближний Восток (3 %).

 

Поделиться: