Аналитика и комментарии

29 июня 2020

Кристина Ифтодий, Mazars: Как банки реагируют на финансовые риски, связанные с изменением климата

Вспышка COVID-19 остро ставит вопрос о необходимости устранения рисков и повышения устойчивости общества к внешним воздействиям. В «Обновленной стратегии устойчивого финансирования» (Renewed Sustainable Finance Strategy), которая находится на стадии обсуждения до 15 июля 2020 г., Европейская Комиссия (ЕК) посылает четкий сигнал: пандемия не откладывает европейские долгосрочные цели устойчивого развития. Повестка дня ЕК в области устойчивого финансирования фактически станет решающим фактором в экономическом восстановлении после пандемии, а финансовый сектор будет играть ключевую роль в мобилизации необходимого капитала.

Изменение климата представляет угрозу финансовой стабильности, а также безопасности и устойчивости финансовых компаний в силу двух причин: физических рисков и рисков переходного периода.

Физические риски связаны с увеличением частоты и серьезностью экстремальных погодных явлений, а также долгосрочными изменениями климата, которые наносят материальный ущерб стоимости финансовых активов, а также залоговому обеспечению, удерживаемому банками. Риски переходного периода возникают в результате корректировок, направленных на развитие низкоуглеродной экономики. Они также могут привести к значительным изменениям стоимости активов и более высоким затратам на ведение бизнеса.

В свете растущего интереса со стороны регулирующих органов, в феврале 2020 года компания Mazars и Форум официальных валютно-финансовых институтов (Official Monetary and Financial Institutions Forum (OMFIF)) провели встречу с целью подготовки глобального отчета, предоставляющего уникальные сведения о текущих и предстоящих событиях в области финансового регулирования, направленных на решение проблемы изменения климата.

Основываясь на опросе 33 центральных банков и регулирующих органов по всему миру, отчет подтверждает, что большинство респондентов считают климатические риски важной проблемой и признают необходимость принятия долгосрочных мер реагирования.

Ряд документов свидетельствует о стремлении регулирующих органов призывать банки активно включать риски, связанные с климатом, в свои бизнес-операции и системы управления рисками. В связи с этим мы проанализировали, как 30 крупнейших банков (включая пул из 25 крупнейших банков в зависимости от размера их активов согласно отчету S&P Global Market Intelligence за 2018 год, а также еще 5 британских банков) в мире справляются с финансовыми рисками, связанными с климатическими изменениями, используя последнюю опубликованную информацию.

Цель настоящего исследования заключается в оценке того, в какой степени банки интегрировали фактор изменения климата в сфере управления, риск-менеджмента, сценарного анализа и раскрытия информации, а также их уровня готовности к недавно введенным и предстоящим требованиям в области контроля, связанного с климатом.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Управление:

Широкое внедрение механизмов управления с учетом климатических факторов.

Ответственность за вопросы, связанные с климатом, в большинстве случаев возложена на функции управления Корпоративной Социальной Ответственности. 

Управление рисками:

Изменение климата признано усугубляющим фактором существующих рисков.

Для более качественного измерения необходимы усовершенствованные методы и инструменты.

Сценарный анализ:

Это самая сложная область для достижения прогресса

Отсутствуют сопоставимые и качественные данные на уровне секторов и заемщиков.

Существуют трудности с моделированием финансовых последствий изменения климата.

Раскрытие информации:

Существует широкий консенсус в отношении рамок Целевой группы по раскрытию финансовой информации, связанной с изменением климата (РФСК) (Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD))

В раскрываемой в настоящее время информации отсутствуют детализация и последовательность.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НАДЛЕЖАЩАЯ ПРАКТИКА

УПРАВЛЕНИЕ

Контроль со стороны Совета директоров и роль управления

Установить долгосрочный стратегический подход на уровне Совета директоров для каждого направления услуг и бизнеса.

Создать исполнительный комитет по изменению климата под председательством директора по рискам банка с привлечением руководителей, ответственных за основные направления бизнеса.

Распределение четких ролей и обязанностейВключить в сферу полномочий Комитета по рискам конкретные обязанности по управлению климатическими рисками.

Обучение и информирование:

Организовать учебные мастер-классы для повышения осведомленности членов Совета в вопросах изменения климата.

Представлять Совету регулярные отчеты о ключевых показателях климатических рисков, а также о нормативных и других внешних изменениях.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Идентификация и измерение рисков:

Разработать несколько внутренних климатических сценариев для проверки потенциального воздействия изменения климата на потребителей и оценки воздействия в течение различных временных рамок.

Снижение рисков:

Рассмотреть возможность исключения большинства видов деятельности с высоким уровнем выбросов углерода наряду с ограничениями на выбросы парниковых газов для заемщиков в рамках конкретной кредитной политики.

Мониторинг рисков и отчетность

Разработать климатические показатели (например, температурные показатели) для мониторинга существенных рисков.

СЦЕНАРНЫЙ АНАЛИЗ

Тестирование портфеля устойчивости к изменениям климата:

Проведите моделирование финансовых показателей портфеля в диапазоне температур, сценариев выплат за выбросы газов и углерода в долгосрочной перспективе (до 2050 года и далее). Ожидается, что климатические сценарии, которые будут опубликованы Сетью в области экологизации финансовой системы (Network for Greening the Financial System (NGFS)) в этом году, станут стандартом для регулирующих органов.

Соответствие кредитного портфеля целям Парижского соглашения:

Оцените уровень соответствия ваших портфелей целям Парижского соглашения, применяя некоторые из наиболее часто используемых методик (например, PACTA 7). Это позволит организациям перепрофилировать портфель на декарбонизацию, снизить риски переходного периода и определить новые возможности для бизнеса.

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ

Соответствие рамкам Целевой группы по РФСК:

Принять рекомендации РФСК и включить раскрытие РФСК в годовые отчеты для повышения уровня прозрачности вашей деятельности.

Предоставить подробную информацию о сроках реализации РФСК и прогрессе, достигнутом в направлении полного соответствия РФСК.

Прочие стандарты:

Раскрыть информацию о выбросах парниковых газов банками (сферы 1, 2 и 3) в рамках Проекта по раскрытию информации о выбросах углерода.

Текст: Кристина Ифтодий, FCCA, Директор департамента аудита компании Mazars в России. 

(По материалам отчета «Как банки реагируют на финансовые риски, связанные с изменением климата», (Авторы Лейла Камдем-Фотсо (Leila Kamdem-Fotso), партнер компании Mazars, Одри Нгуадже (Audrey Ngouadje), менеджер компании Mazars, Мари Эрменё (Marie Ermeneux), консультант компании Mazars).

 

Поделиться:
 

Возврат к списку